МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная химия и экологическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.хим. наук, доцент, Щербакова Л.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная химия и экологическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисципдины является изучение методов и средств обеспечения экологической безопасности, в том числе при реализации профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-предмет экологической химии; цели и задачи дисциплины, иметь общее пред-ставление о геосферах Земли;
-миграцию химических элементов в природной среде и их поступление в ор-ганизм человека;
-химический состав океанической воды, миграцию химических элементов в гид-росфере; первичное и вторичное загряз-нение природных вод.
3.2.Уметь:
3.2.1.-провести оценку уровня загрязнения воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО);
-определить химические свойства природной воды, в частности, содержание хлоридов и железа в природных водах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения полученных в данной дисциплине знаний при характеристике конкретных объектов окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладная химия
1.1. Введение. Важнейшие производства неорганических и органических веществ Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л2.3, Л1.3
1.2. Экологическая безопасность производст Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.3. Производство серной кислоты. Свойства и применение серной кислоты. Характеристика видов сырья для производства серной кислоты. Контактный способ производства серной кислоты. Способы обезвреживания отходящих газов. Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.4. Теоретические основы процесса синтеза аммиака. Производство азотной кислоты.Физико-химические методы очистки газообразных выбросов содержащих, оксиды азота. Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.5. Способы обезвреживания отходящих газов от оксидов серы и азота Лекции 8 2 ОПК-8.2
1.6. Расчет процессов аппаратов производства серной кислоты и обезвреживания отходящих газов Практические 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.7. Расчет процессов аппаратов процесса синтеза аммиака и азотной кислоты. обезвреживания отходящих газов. Методы очистки газообразных выбросов содержащих, оксиды азота Практические 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.8. Производства минеральных удобрений. Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.9. Питьевая вода. Методы получения питьевой воды. Первичная, вторичная, третичная обработка сточных и природных вод. Проблемы загрязнения питьевой воды в результате хлори-рования. Альтернативные методы дезинфекции питьевой воды. Сам. работа 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.10. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3
1.11. Цветная и черная металлургия. Принципы металлургического производства. Лекции 8 2 ОПК-8.1
1.12. Почва как геохимическая среда. Общая характеристика, сходство и различие с природными водами. Сам. работа 8 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Принципы расчета вносимых доз удобрений. Отрицательные экологические последствия применения удобрений: накопление нитратов в растениях, подкисление, загрязнение почв тяжелыми металлами и др. Практические 8 4 ОПК-8.1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.14. Основной органический синтез: производства ацетилена, спиртов, альдегидов, кислот. Продукты основного органического синтеза. Лекции 8 2 ОПК-8.1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.15. Применение химических средств защиты растений в борьбе за повышение урожайности. Сам. работа 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.16. Отрицательные экологические последствия использования пестицидов в сельском хозяйстве: загрязнение продукции и накопление пестицидных остат-ков в почвенной среде. Загрязнение почв в результате производственной деятельности человека. Сам. работа 8 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.17. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3
1.18. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Лекции 8 2 ОПК-8.1 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.19. Химия нижних слоев атмосферы. Тропосфера как глобальный окислительный резервуар. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.20. Загрязнение атмосферы. Основные классы веществ, загрязняющих атмосферу. Естественные и антропогенные источники, соотношение между их выбросами: оценка приоритетности источников по их доле в суммарном антропогенном выбросе Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.21. Распространение загрязняющих веществ в атмосфере Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.22. Газофазные реакции в тропосфере. Окисление органических соединений. Образование пероксиацетонитрилов. "Фотохимический смог". Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.23. Классификация загрязнителей (по линейному размеру и длительности воздействия), роль атмосферных явлений (турбулентность, инверсия) и типа загрязнителя для пространственного распределения загрязняющих ве-ществ в атмосфере. Проблемы трансграничного переноса. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.24. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 5 Л1.1, Л1.3
1.25. Технологические свойства и применение уксусной кислоты и уксусного ангидрида. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.26. Концепция экологического мониторинга. Основные принципы организации службы экологического монито-ринга. Сам. работа 8 3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.27. Проблемы безопасности промышленных производств. Определение и цель безопасности. Определение и изме-рение опасности. Структура риска: вероятность, не-определенность, ущерб. Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.28. Методы интегральной оценки воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду: биотестирование, биоиндикация. Биологический мониторинг как эффективный метод контроля состояния окружающей среды Практические 8 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.29. Концепция оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Роль химико-экологических исследований для проведения процедуры ОВОС. Современное состояние практической реализации ОВОС: проблемы и перспективы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Экологическая безопасность
2.1. Экологическая безопасность окружающей среды. Основные законы в области охраны окружающей среды Лекции 8 2 Л1.3, Л2.2
2.2. Оценка экологической опасности предприятия. Определение ущерба окружающей среде при авариях Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Определение приоритетных загрязняющих веществ и источников воздействия на окружающую среду. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Определение предотвращенного экологического ущерба. Практические 8 2 Л1.3, Л2.1
2.5. Организация и развитие деятельности по управлению воздействием на окружающую среду Сам. работа 8 2 Л1.3, Л2.1
2.6. Основные законы в области охраны окружающей среды. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Нормативное обеспечение экологической безопасно-сти. Виды экологических нормативов. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Нормирование качества атмосферного воздуха. Расчет ПДКр.з., ПДК м.р., ПДКс.с. Группы суммации. Практические 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Расчет уровня загрязнения приземного слоя атмосферы. Практические 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.10. Расчет и порядок разработки проектов нормативов предельно–допустимых выбросов (ПДВ). Практические 8 2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.11. Определение размеров санитарно–защитной зоны (С33). Корректировка размеров С33 с учетом розы ветров. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.12. Решение расчетных задач по теме Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлено в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещено в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Другов Ю.С..,Родин А.А. Мониторинг органических загрязнений природной сре-ды. 500 методик : практическое руководство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 http://znanium.com/catalog/product/475590
Л1.2 Ю. С. Другов, А. А. Родин Анализ загрязненной почвы и опасных отходов: [Электронный ресурс] : практическое руководство М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 znanium.com
Л1.3 С.Е. Манаган Химия окружающей среды: Санкт-Петербург : ЦОП «Профессия», 2018 new.znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Косенкова С.В. Управление качеством окружающей среды: Учебное пособие Волгоград:Волгоградский государственный аграрный университет, 2017 znanium.com
Л2.2 / О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский, С.Я. Казанцев Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: М. : ЮНИТИ-ДАНА,, 2017 https://new.znanium.com/catalog/product/1028845
Л2.3 Ю. С. Другов, А. А. Родин Пробоподготовка в экологическом анализе: М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013., 2013 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический портал России и стран СНГ ecologysite.ru/.
Э2 Экологический портал (охрана окружающей среды , защита) ecopeak.ru/.
Э3 Прикладная химия и экологическая безопасность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

4. Электронная библиотека на сервере химфака МГУ (http://www.chem.msu.su)

5. Библиотека химической литературы (http://www.kge.msu.ru)

6. Всероссийский портал химиков-аналитиков, в том числе объектов окружающей среды (http://www.anchem.ru)

7. Портал эколого-аналитической ассоциации «Эко-аналитика» (http://ecoanalytica.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Размещены в приложении