МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная химия и экологическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Яценко Е.С.;к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная химия и экологическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисципдины является изучение методов и средств обеспечения экологической безопасности, в том числе при реализации профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-предмет экологической химии; цели и задачи дисциплины, иметь общее пред-ставление о геосферах Земли;
-миграцию химических элементов в природной среде и их поступление в ор-ганизм человека;
-химический состав океанической воды, миграцию химических элементов в гид-росфере; первичное и вторичное загряз-нение природных вод.
3.2.Уметь:
3.2.1.-провести оценку уровня загрязнения воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО);
-определить химические свойства природной воды, в частности, содержание хлоридов и железа в природных водах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения полученных в данной дисциплине знаний при характеристике конкретных объектов окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладная химия
1.1. Введение. Важнейшие производства неорганических и органических веществ Лекции 8 2 Л2.3, Л1.3
1.2. Экологическая безопасность производст Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.3. Производство серной кислоты, азотной кислоты, аммиака. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.4. Физико-химические методы очистки газообразных выбросов. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.5. Способы обезвреживания отходящих газов от оксидов серы и азота Лекции 8 1
1.6. Понятие технологической безопасности химических предприятий Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.7. Опасные и вредные факторы. Экологические ситуации, их оценка и регулирование Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.8. Производства минеральных удобрений. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.9. Питьевая вода. Методы получения питьевой воды. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.10. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.3
1.11. Производство стекла и керамики. Лекции 8 1 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.12. Цветная и черная металлургия. Принципы металлургического производства Лекции 8 2
1.13. Почва как геохимическая среда. Общая характеристика, сходство и различие с природными водами. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Принципы расчета вносимых доз удобрений. Отрицательные экологические последствия применения удобрений: накопление нитратов в растениях, подкис-ление, загрязнение почв тяжелыми металлами и др. Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.15. Переработка твердого топлива. Коксохимия. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.16. Применение химических средств защиты растений в борьбе за повышение урожайности. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.17. Отрицательные экологические последствия использования пестицидов в сельском хозяйстве: загрязнение продукции и накопление пестицидных остат-ков в почвенной среде. Загрязнение почв в результате производственной деятельности человека. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.18. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.3
1.19. Технология основного органического синтеза Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.20. Переработка ароматических углеводородов Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.21. Загрязнение атмосферы. Основные классы веществ, загрязняющих атмосферу. Естественные и антропогенные источники, соотношение между их выбросами: оценка приоритетности источников по их доле в суммарном антропогенном выбросе Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.22. Распространение загрязняющих веществ в атмосфере Практические 8 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.23. Оценка экологической опасности и меры предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций Практические 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.24. Классификация загрязнителей (по линейному размеру и длительности воздействия), роль атмосферных явлений (турбулентность, инверсия) и типа загрязнителя для пространственного распределения загрязняющих ве-ществ в атмосфере. Проблемы трансграничного переноса. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.25. Решение расчетнрых задач по теме Сам. работа 8 5 Л1.1, Л1.3
1.26. Технологические свойства и применение уксусной кислоты и уксусного ангидрида. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
1.27. Концепция экологического мониторинга. Основные принципы организации службы экологического монито-ринга. Сам. работа 8 3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.28. Проблемы безопасности промышленных производств. Определение и цель безопасности. Определение и изме-рение опасности. Структура риска: вероятность, не-определенность, ущерб. Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.29. Методы интегральной оценки воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду: биоте-стирование, биоиндикация. Биологический мониторинг как эффективный метод контроля состояния окружающей среды Практические 8 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.30. Концепция оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Роль химико-экологических исследований для проведения процедуры ОВОС. Современное состояние практической реализации ОВОС: проблемы и перспективы Сам. работа 8 4 ОПК-8.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Экологическая безопасность
2.1. Экологическая безопасность окружающей среды Лекции 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.3, Л2.2
2.2. Оценка экологической опасности предприятия. Определение ущерба окружающей среде при авариях Лекции 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Определение приоритетных загрязняющих веществ и источников воздействия на окружающую среду. Лекции 8 2 ОПК-8.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Определение предотвращенного экологического ущерба. Практические 8 2 ОПК-8.2 Л1.3, Л2.1
2.5. Организация и развитие деятельности по управлению воздействием на окружающую среду Сам. работа 8 2 ОПК-8.2 Л1.3, Л2.1
2.6. Основные законы в области охраны окружающей среды. Сам. работа 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Нормативное обеспечение экологической безопасно-сти. Виды экологических нормативов. Сам. работа 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Нормирование качества атмосферного воздуха. ПДКр.з., ПДК м.р., ПДКс.с. Группы суммации. Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Расчет уровня загрязнения приземного слоя атмосферы. Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.10. Расчет и поря-док разработки проектов нормативов предельно–допустимых выбросов (ПДВ). Практические 8 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.11. Определение размеров санитарно–защитной зоны (С33). Корректировка размеров С33 с учетом розы ветров. Практические 8 2 ОПК-8.1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.12. Решение расчетных задач по теме Сам. работа 8 2 ОПК-8.1 Л1.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Примеры заданий закрытого типа

1.Раздел общей экологии, рассматривающий роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки
а) практическая
б)частная
в) общая
г) учение о биосфере
Правильный ответ: г
2. Автомобили, железнодорожные поезда и самолёты являются главными источниками
а)естественного загрязнения
б)физического загрязнения
в) шумового загрязнения
г) теплового загрязнения
Правильный ответ: в
3.Локальное загрязнение – загрязнение, возникающее …
а) на сравнительно небольшой территории
б)на территории региона
В) вследствие дальнего переноса ЗВ на расстояние, превышающее тысячи км от источника загрязнения
г)вследствие переноса в атмосферу ЗВ на расстояния более 40 км от источника загрязнения
Правильный ответ: а
4.Совокупность электромагнитных полей, разнообразных частот, негативно влияющих на человека — … загрязнение.
а) шумовое
Б) световое
в) электромагнитное
г) звуковое
Правильный ответ: в
5.Загрязнения природной среды живыми организмами
а) антропогенные
б)радиоактивные
В) химические
г) биологические
6. Правильный ответ: г
Физическое загрязнение – это…
а) загрязнение, возникшее в результате мощных природных процессов
б) загрязнение, вызванное проникновением в среду вредных веществ
в) привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шум
г) поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ
Правильный ответ: в
7.Загрязнение окружающей среды – это …
а) сокращение видового биоразнообразия
б) улучшение среды обитания
-в)деградацию экосистем
г) поступление в окружающую среду экологически вредных веществ
Правильный ответ: г
8.Антропогенные факторы приводят к …
а) сокращению площади пахотных земель
б) сокращению площади лесов
в) улучшению среды обитания
г) изменению природы как среды обитания живых организмов или сказываются на их жизни
Правильный ответ: г
9. Величины, характеризующие степень токсичности вещества
а) ОДК
б) величиной токсической дозы
в)РНК
г)ДДК
д) ПДК
Правильный ответ: д
10.Загрязнение мобильных телефонов, печатных изданий и электронной почты является … загрязнением.
а) химическим
б) информационным
в) механическим
г) физическим
Правильный ответ: б
11. Количество углекислого газа (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы
а)21 %
б) 15 %
в) 78 %
г) 0,039 %
Правильный ответ: г
12. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и …
а) резкого понижения температуры
б) высокой влажности
в)фотооксидантов
г)сернистого ангидрида
Правильный ответ: б
13. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями
а)экологически безопасный транспорт
б) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах
в) установка фильтров для очистки газообразных веществ
г) применение альтернативных источников энергии
Правильный ответ: б
14. Кислотный дождь приводит к…
а) ухудшению здоровья человека
б) закислению водоёмов
в) разрушению экосистемы
Правильный ответ: в
15. Восстановление нарушенных земель, называется …
а) рекультивацией
б) деградацией
в) мелиорацией
г)дефляцией
Правильный ответ: а

Примеры заданий открытого типа

1. Что понимается под термином "окружающая среда" согласно закону "Об охране окружающей среды"?
Правильный ответ: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
2. Что является основанием для включения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду?
Правильный ответ: Заявка о постановке объекта на учет по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
3.Когда заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?
Правильный ответ: После его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации
4.Что влечет за собой нарушение юридическими лицами правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты?
Правильный ответ: Наложение административного штрафа в размере от 80 000 до 100 000 рублей
5.Что из перечисленного не является объектом земельных отношений согласно Земельному кодексу РФ?
Правильный ответ: Земля как природный объект и природный ресурс
6.Что из перечисленного входит в основные принципы государственной политики в области обращения с отходами производства?
Правильный ответ: Комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов
7. Какие из перечисленных категорий особо охраняемых территорий существуют в Российской Федерации?
Только государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники
Только национальные парки и природные парки
Только государственные природные заказники и памятники природы
Только дендрологические парки и ботанические сады
Правильный ответ: Все перечисленные категории
8.Что из перечисленного разрешается осуществлять в границах водоохранных зон?
Правильный ответ: Эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
9.Что имеют право осуществлять общественные инспекторы по охране окружающей среды в рамкам своих полномочий?
Правильный ответ:
фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
Правильный ответ: все выше перечисленное
10. С какой периодичностью должна проводиться инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух?
Правильный ответ: Не реже одного раза в пять лет с уточнением данных в случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности
11.Что из перечисленного не относится к объектам охраны окружающей среды?
Правильный ответ: здания и сооружения, расположенные в природных комплексах
12. Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении водного законодательства, согласно положениям Водного кодекса РФ?
Правильный ответ: Административную и уголовную ответственность
13.Кто подразумевается под термином "землепользователи" согласно Земельному кодексу РФ?
Правильный ответ: Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования
14. Кем осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами?
Правильный ответ: Организациями (юридическими лицами), осуществляющими деятельность в области обращения с отходами
15. Что признается отчетным периодом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Правильный ответ: Календарный год
16. Что понимается под термином "предельно допустимый выброс"?
Правильный ответ: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха
17.Кем осуществляется паспортизация опасных отходов?
Правильный ответ: Правильный ответ: Росприроднадзором и его территориальными органами
18. Что понимается под термином "негативное воздействие на окружающую среду" согласно закону "Об охране окружающей среды"?
Правильный ответ: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
19.На какой срок утверждаются нормативы допустимых сбросов при их установлении на уровне нормативов качества вод водного объекта?
Правильный ответ: На пять лет
20. Кем осуществляется паспортизация опасных отходов?
Правильный ответ: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену по дисциплине «Прикладная химия»

1. Понятие о химической и механической технологии. Связь химической технологии с другими науками. Определение и содержание науки химическая технология. Возникновение и развитие химической технологии.
2. Химизация народного хозяйства и современное состояние химической промышленности. Коэффициент химикоемкости нехимической отрасли промышленности. Перспективы и основные направления развития химической технологии.
3. Понятие о сырье, полуфабрикате, промежуточном продукте /полупродукте/, готовом продукте, побочном продукте, отходах производства, вторичном сырье. Классификация различных видов сырья. Принципы рационального и комплексного использования сырья. Безотходная технология. Замена пищевого сырья синтетическим.
4. Подготовка твердого сырья к переработке. Методы обогащения твердого сырья. Общая характеристика методов обогащения жидкого и газообразного сырья.
5. Виды и источники энергии в химической промышленности. Характеристика. Коэффициент использования энергии и тепловой КПД. Принципы рационального использования энергии.
6. Использование воды в химической промышленности. Характеристика природных вод на содержание в ней примесей. Очистка питьевой воды на водопроводных станциях.
7. Подготовка промышленной /технологической/ воды. Система оборотного водоснабжения.
8. Понятие о технологическом режиме. Основные стадии ХТП. Классификация ХТП. Понятие о технологическом режиме. Химический реактор и процесс, протекающий в нем. Классификация химических реакторов. Материалы в химической промышленности.
9. Равновесие в химической технологии. Пути смещения равновесия. Равновесный выход продукта и равновесная степень превращения в обратимом процессе.
10. Гомогенные процессы в промышленности и реакторы для их осуществления. Условия осуществления гомогенных равновесных процессов.
11. Закономерности массообмена в гетерогенных процессах в системе газ-жидкость. Реакторы для осуществления.
12. Закономерности массообмена в гетерогенных процессах в системе газ - твердое тело. Реакторы для их осуществления. Общая характеристика закономерностей протекания и аппаратурного оформления процессов в системе жидкость – твердое тело и многофазных химических процессов.
13. Катализ в химической промышленности. Активность и температурный режим действия катализатора. Свойства твердых катализаторов. Состав контактных масс. Отравляемость катализатора и борьба с ней. Типы каталитических процессов. Теория активности катализатора.
14. Контактные аппараты для осуществления каталитических процессов.
15. Понятие о макрокинетике. Области протекания процессов /кинетическая, внешнедиффузионная, внетридифузионная, переходная/. Способы устранения лимитирующих стадий в промышленности.
16. Технологические и техно - экономические показатели химического производства /производительность и интенсивность работы аппарата, качество химической продукции, выход продукта, расходные коэффициенты по сырью, топливу, энергии, себестоимость химической продукции и др/.
17. Понятие о химико – технологической системе производства. Типы технологических схем. Общие научные принципы организации производства.
18. Охрана атмосферы от аэрозольных выбросов. Методы и аппараты механической очистки выбросов от аэрозолей.
19. Охрана атмосферы от газовых выбросов. Методы и аппараты очистки выбросов от газов и паров.
20. Охрана почв от химического воздействия. Классификация методов защиты почв от химического загрязнения. Защитные экраны для размещения отвалов. Охрана вод. Классификация загрязнителей водоемов по биологическому действию на их обитателей. Методы очистки сточных вод. Общая сххема очистки производственных стоков.
21. Производство серной кислоты контактным способом из колчедана. Теоретические аспекты, химизм и оптимальные условия проведения трех стадий процесса. Очистка обжигового газа. Типы обжиговых печей. Сущность двойного контактирования. Принципиальная схема производства серной кислоты. Принципиальные отличия технологических схем производства серной кислоты из серы, сероводорода. Производство серной кислоты и охрана природы.
22. Производство аммиака. Сырье в производстве аммиака. Получение азота. Получение водорода и очистка от контактных ядов. Химизм и оптимальные условия синтеза. Принципиальная схема производства аммиака при среднем давлении. Вопросы экологии в производстве аммиака.
23. Основные стадии и оптимальные условия их проведения в производстве разбавленной азотной кислоты методом окисления аммиака. Реактор поверхностного контакта. Аппаратурное оформление третьей стадии процесса. Принципиальная схема производства разбавленной азотной кислоты под давлением. Получение концентрированной азотной кислоты. Производство азотной кислоты и экология.
24. Производство фосфорных удобрений. Фосфатное сырье. Химизм процесса производства простого и двойного суперфосфата. Суперфосфатная камера непрерывного действия. Нейтрализация и гранулирование суперфосфата. Производство других видов фосфорных удобрений.
25. Классификация азотных удобрений. Химизм и технологическая схема производства карбамида. Производство аммиачной селитры /теоретические основы, химизм, технологическая схема, особенности конструкций нейтрализатора и грануляционной башни/. Производство других видов азотных удобрений.
26. Калийные удобрения. Галурический и флотационный методы выделения хлорида калия из сильвинита. Схема процесса флотации. Выделение хлорида калия из сильвинита методом избирательного растворения солей. Характеристика других методов выделения.
27. Теоретические основы электролиза раствора хлорида натрия как пример электрохимического процесса. Устройство и работа электролизеров с ртутным и стальным катодом. Области применения продуктов электролизера. Количественные показатели электролизера.
28. Производство алюминия. Способы выделения глинозема из природного сырья. Устройство и работа электролизера с самообжигающимися электродами. Рафинирование алюминия.
29. Понятие о биотехнологии. Разделы биотехнологии и ее связь с другими науками. История развития биотехнологии. Виды выпускаемой продукции. Основные стадии и методы промышленной биотехнологии. Сырье, основные стадии и технологическая схема производства БВК. Перспективы развития промышленной биотехнологии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Другов Ю.С..,Родин А.А. Мониторинг органических загрязнений природной сре-ды. 500 методик : практическое руководство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 http://znanium.com/catalog/product/475590
Л1.2 Ю. С. Другов, А. А. Родин Анализ загрязненной почвы и опасных отходов: [Электронный ресурс] : практическое руководство М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 znanium.com
Л1.3 С.Е. Манаган Химия окружающей среды: Санкт-Петербург : ЦОП «Профессия», 2018 new.znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Косенкова С.В. Управление качеством окружающей среды: Учебное пособие Волгоград:Волгоградский государственный аграрный университет, 2017 znanium.com
Л2.2 / О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский, С.Я. Казанцев Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: М. : ЮНИТИ-ДАНА,, 2017 https://new.znanium.com/catalog/product/1028845
Л2.3 Ю. С. Другов, А. А. Родин Пробоподготовка в экологическом анализе: М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013., 2013 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический портал России и стран СНГ ecologysite.ru/.
Э2 Экологический портал (охрана окружающей среды , защита) ecopeak.ru/.
Э3 Курс "Прикладная химия и экологическая безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

4. Электронная библиотека на сервере химфака МГУ (http://www.chem.msu.su)

5. Библиотека химической литературы (http://www.kge.msu.ru)

6. Всероссийский портал химиков-аналитиков, в том числе объектов окружающей среды (http://www.anchem.ru)

7. Портал эколого-аналитической ассоциации «Эко-аналитика» (http://ecoanalytica.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Размещены в приложении