МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация сервиса в социально-культурной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Игнатенко М.Н.;

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация сервиса в социально-культурной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Формирование у обучающихся знаний, навыков и умений организации и оказания сервисных услуг на предприятиях социально-культурной сферы
Задачи дисциплины:

научиться вырабатывать оптимальную методику подготовки и проведения планируемых
мероприятий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий в сфере профессиональной деятельности
ПК-3.1 Знает принципы, методы и способы проектирования, формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также технологии обслуживания туристов
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов, в т.ч. на основе инновационных и информационно- коммуникативных технологий
ПК-3.3 Владеет навыками анализа спроса на реализуемые туристские продукты, разработки концепции и программы туристского продукта
ПК-3.4 Способен планировать мероприятия по продвижению туристского продукта и бренда компании, а также принимать участие в разработке технологий продаж туристских продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы, методы и способы проектирования, формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также технологии обслуживания туристов
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов, в т.ч на основе инновационных и информационно- коммуникативных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками анализа спроса на реализуемые туристские продукты, разработки концепции и программы туристского продукта
Способен планировать мероприятия по продвижению туристского продукта и бренда компании, а также принимать участие в разработке технологий продаж туристских продуктов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы технологии организации сервиса в социально-культурной сфере
1.1. Введение в дисциплину.Терминалогический аппарат. Состав и структура социально-культурной сферы Лекции 6 2 ПК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Роль социально-культурной сферы для современного человека Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.2
1.3. Средства, формы и методы социальнокультурной деятельности как основные составляющие технологического процесса Лекции 6 2 ПК-3.1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Предприятия социально-культурной сферы: типы и категории Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4
1.5. Роль скс для современного человека. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Особенности организации деятельности предприятий скс.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий Лекции 6 2 ПК-3.1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Потребительское поведение в туризме Лекции 6 2 ПК-3.1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Средства, формы и методы социальнокультурной деятельности как основные составляющие технологического процесса Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям Сам. работа 6 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методика организации сервиса в социально-культурной сфере
2.1. Организация сервиса на воздушном транспорте Лекции 6 2 ПК-3.1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Ресторанный сервис Лекции 6 2 ПК-3.1
2.3. Анализ качества обслуживания клиентов на предприятиях скс: мир и Россия Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Методика подготовки и проведения мероприятий семейного отдыха Лекции 6 2 ПК-3.1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Разработка и презентация мероприятия семейного отдыха Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Технологии организации гостиничного сервиса Лекции 6 2 ПК-3.1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Технологии организации спортивного сервиса Лекции 6 2 ПК-3.1
2.8. Технологии проектирования и реализации социально-культурных мероприятий в учреждениях индустрии гостеприимства Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям.Написание курсовой работы, подготовка к аттестации Сам. работа 6 69 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru

ПК-4: Способен обеспечить формирование и внедрение корпоративных стандартов и регламентов процессов обслуживания, соответствия отраслевым стандартам сервиса
ПК-6: Способен применять методы научных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

На какие группы можно разделить, технологии, применяемые в сфере культуры и досуга:
А) общие
Б) индивидуальные
В) коллективные
Ответ: А

Культурная деятельность – это:
А) деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей;
Б) деятельность, направленная на отдельную категорию людей, с целью освоения культуры;
В) деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Ответ: В

Социально-культурные технологии – это:
А) упорядоченность специальных приёмов социально-контактных воздействий, применяемых для решения ситуативных задач с целью конструирования условий активизации культурной жизнедеятельности субъектов, обеспечения реализации их досуговых потребностей, потенциальных творческих способностей и любительских интересов.
Б) средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания;
В) средства, формы и методы идейно-эмоционального воздействия на человека.
Ответ: А

В социально-культурной деятельности под методом понимают:
А) путь, способ продвижения к ожидаемому результату»
Б) упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей.
В) упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей
Ответ: Б

Какая существует классификация методов социально-культурных технологий по источнику получения информации:
А) экзостенциальные методы
Б) наглядные методы
В) теоретические методы
Ответ: Б

К дифференцированным технологиям социально-культурной деятельности относятся:
А) Технологии организации досуга детей и подростков;
Б) Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы;
В) Технологии молодежного досуга;
Г) Этнокультурные технологии.
Ответ: А

Технологии рекреативно-оздоровительной деятельности ориентированы на:
А) оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
Б) организацию досуга детей и подростков;
В) только на молодое поколение.
Ответ: А

В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется:
А) разделению по половому признаку;
Б) учету возрастных особенностей, психологии и специфики интересов и увлечений;
В) рекреативно-оздоровительной деятельности.
Ответ: Б

Праздники, зрелища, концерты, театрализованные представления относятся к:
А) массовым формам работы;
Б) групповым формам работы;
В) индивидуальным формам работы.
Ответ: Б

Информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые действия, включенные в коммуникационный процесс – это:
А) социальная информация;
Б) интерактивная информация;
В) информационно-просветительная информация.
Ответ: А

Медиаобразование – это:
А) образование с помощью различных медиасредств;
Б) подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации;
В) доступность медиасредств в образовательном процессе.
Ответ: А

Какие три ключевых понятия используются при определении сервиса:
А) опрос, профессионализм, качество
Б) услуга, спрос, специалист
В) деятельность, потребность и услуга
Ответ: В

К непроизводственной сфере относятся:
А) здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение
Б) машиностроение
В) автомобилестроение
Ответ: А

Социально-культурная услуга — это:
А) услуга по удовлетворению материально-бытовых по¬требностей потребителя услуг
Б) услуга по удовлетворению духовных, интеллектуаль¬ных потребностей и поддержанию нормальной жизне¬деятельности потребителя
В) результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя неудовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих
Ответ: Б

Чем выше ценность вашего сертификата, тем (тема: таймшер):
А) больше шансов выгодно обменяться;
Б) больше вместимость апартаментов;
В) более длительный срок пользования.
Ответ: А

Красный цвет недели отдыха означает (тема: таймшер):
А) пик сезона
Б) несезон
В) межсезонье
Ответ: А

Сервисология — это наука о:
А) формах поведения в сфере услуг;
Б) деятельности предприятий в сфере обслуживания;
В) сервисных технологиях;
Г) поведении потребителей
Ответ: Г

Принцип современного сервиса, определяющий достаточно широкий пакет сервисных мероприятий:
А) обязательность предложения;
Б) необязательность использования;
В) эластичность сервиса;
Г) удобство сервиса.
Ответ: В

Услуги, разделенные на оптовые и розничные, — это:
А) услуги производственного характера;
Б) торговые услуги;
В) услуги жизнеобеспечения
Ответ: Б

Услуги, связанные с оказанием с удовлетворением позна¬вательно-научных, художественно-эстетических, развлекатель¬ных потребностей, — это:
А) услуги производственного характера;
Б) культурные услуги;
В) услуги жизнеобеспечения;
Г) социальные услуги.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Нематериальные блага, предоставляемые в процессе какого-либо действия, характеризующиеся неосязаемостью, неотделимостью от источника, непостоянством качества, невозможностью хранения и транспортировки:
услуга

Дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников:
проксемика

Закон РФ «О защите прав потребителей» был принят в ____ г.:
1992

Сервис, связанный с подготовкой изделия для предоставления потенциальному или реальному покупателю:
предпродажный

Вид сервиса, который всегда бесплатен для клиента:
гарантийный

Организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие то¬вары потребителям но договору купли-продажи, — это:
продавец

Потребности, фактором развития которых является необ¬ходимость воспроизводить биоприродное начало человека:
Первичные

Процедура выдачи разрешений юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном выполнении определенных требований и условий — это:
лицензирование

Процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям:
сертификация

Сертификация, которая проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации:
добровольная сертификация

Услуги, одобряемые государством и обществом:
легитимные

Услуги, осуждаемые и обычно преследуемые по закону:
нелегитимные.

Услуга, являющаяся единственным видом деятельности ее производителя:
чистая услуга

Услуги, производимые с целью получения прибыли и другой коммерческой выгоды, — это:
коммерческие услуги

Вид конфликта, при котором претензии к работнику сер¬виса предъявляет клиент либо, наоборот:
односторонний

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Культурная политика как основа стратегии социокультурного управления.
2. Методика разработки целевых комплексных программ сохранения и развития культуры регионов.
3. Основные этапы становления и развития культурной политики в России.
4. Благотворительность и меценатство
5. Социально-культурное программирование как поиск рациональных путей решения социально-культурных проблем.
6. Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики.
7. Проектирование как процесс создания проекта-прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта состояния.
8. Законодательная база культурной политики.
9. Современное проектирование в социокультурной сфере как средство реализации государственной культурной политики
10. Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России.
11. Образовательная, воспитательная, культурно-просветительная роль музейного дела в современной жизни.
12. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.
13. Интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство.
14. Культура региона как субъект политики и практики.
15. Охрана культурного наследия.
16. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции
17. Роль культуры в процессе социализации личности
18. Социально-культурная сфера деятельности как общественная система
19. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
20. Технологические основы социально-культурной деятельности
21. Технологии культурно-досуговой деятельности
22. Методические основы культурно-досуговой деятельности
23. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями
24. Управление в социально–культурной сфере
25. Организация досуга за рубежом
26. Социальная и культурно-досуговая работа с инвалидами за рубежом
27. Особенности исторического пути России и формирование государственной стратегии социокультурного управления.
28. Особенности управления, финансирования социально-культурной сферы в отдельных странах.
29. Функции субъектов Российской Федерации в стратегии социокультурного управления.
30. Финансово-экономические основы культурной политики государства.
31. Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления.
32. Социально-культурное программирование как поиск рациональных путей решения социально-культурных проблем.
33. Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:

1. Виды социальных институтов, их взаимодействие в сфере свободного времени.
2. Государственная культурная политика, ее задачи, структура.
3. Муниципальная социально-культурная политика, ее особенности.
4. Программы социально-культурного развития региона как основа муниципальной культурной политики.
5. Современная социокультурная ситуация и семья.
6. Формы работы с семьей в условиях социально-культурных учреждений.
7. Роль общественно-добровольных формирований в социально-культурной сфере.
8. Виды общественных объединений, особенности их деятельности и взаимосвязь с учреждениями культуры.
9. Основные направления взаимодействия на региональном уровне.
10. Сущность, специфика коммерческих структур в социально-культурной сфере.
11. Связь коммерческого сектора с социально-культурными и досуговыми потребностями населения.
12. Виды коммерческой деятельности в социально-культурной сфере.
13. Досуг как привлекательная сфера для коммерческой деятельности.
14. Меценатство и благотворительность в социально-культурной сфере.
15. Трудовой коллектив как социальный институт.
16. Формы организации социально-культурной деятельности членов трудового коллектива и их семей.
17. Фирменное обслуживание членов трудовых коллективов и их семей.
18. Основные функции средств массовой информации: информационная, воспитательная, организационная, развлекательная.
19. Информационно-познавательная деятельность – составная часть общего процесса культурного развития личности.
20. Важнейшие принципы организации информационно-просветительной деятельности в сфере свободного времени.
21. Разнообразие содержания, методов и форм массового распространения знаний и домашнего самообразования.
22. Классификация организационных форм информационно-познавательной деятельности.
23. Уровень материально-технического обеспечения этой деятельности.
24. Этническая природа социально-культурных процессов.
25. Свободное время как социологическая категория: границы свободного времени, его функции, структурные и содержательные элементы.
26. Практическая значимость социологического изучения досуга.
27. Специфика и основные направления социологического познания сферы досуга.
28. Показатели содержания досуговой деятельности, отражающие ее качество и специфику, содержание и объем.
29. Программа как теоретическая основа исследования досуга. Структура программы.
30. Психолого-педагогические особенности возрастных групп детей и подростков: особенности возраста дошкольников; особенности развития детей младшего школьного возраста; психологические особенности подростков.
31. Социальные институты – участники воспитания. Принципы воспитания. Основные направления социально-культурной деятельности и основные формы работы с детьми и подростками.
32. Игра как основной метод познания и освоения мира детьми и подростками.
33. Организация досуга в загородных и городских оздоровительных лагерях.
34. Сущность и специфика социально-культурных потребностей и интересов молодежи
35. Государственная молодежная политика.
36. Основные направления и формы организации досуга молодежи.
37. Социально-психологические особенности одиноких людей, людей среднего и пожилого возраста.
38. Основные направления социально-культурной деятельности с людьми среднего возраста и пожилыми людьми.
39. Социокультурная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации и в Алтайском крае.
40. Роль учреждений социально-культурной сферы в решении проблем национально-этнических общностей, мигрантов и других специфических групп населения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7
Л1.2 Урмина И.А., Заярская Г.В., Каменец А.В. - под науч. ред. ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каменец А. В., Кирова М. С., Урмина И. А. ; Под общ. ред. Каменца А.В. МОЛОДЕЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Орлова Э.А., Каменец А.В., Урмина И.А. ПРАКТИКУМ "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ" 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каменец, А. В Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса" portal.edu.asu.ru
Э2 образовательная платформа Юрайт urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.