МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык делового общения (второй)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 225
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 15,5 20 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 36 36 108 108 81 81 225 225
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 144 144 360 360

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, Варова Е.И.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык делового общения (второй)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: поэтапное овладение китайским языком от первого (базового или "чуцзи", бытового) до среднего(продвинутого или "чжунцзи", общепрофессионального уровня знаний, умений и навыков.
Две основных задачи обучения:
Обучение языку как средству общепрофессиональной (в области гостиничного дела) коммуникации;
Обучение языку как инструменту решения нелингвистических (прикладных, бытовых) задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы фонетики, письменности, говорения и восприятия речи на иностранном языке на слух; словарный запас китайского языка на уровне HSK1-2
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять устную и письменную коммуникацию на языке региона в профессиональной (туристкой) сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.зрительным восприятием информации (чтением), самостоятельной письменной и устной речью для решения профессиональных (общение с потребителями туристского продукта) и бытовых задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в изучение китайского языка.
1.1. Раздел 1. Введение в изучение китайского языка. Китайский язык – язык китайского народа, язык древнейшей цивилизации и новой развивающейся культуры Китая. Раздел 2. Фонетика. 1.Структура китайского слога: а) инициаль (согласная часть слога); б) финаль (гласная часть слога), финаль простая и сложная; в) тоны и их смыслоразличительная роль. 2.Классификация согласных звуков: ряды согласных, объединенных по месту и способу образования. 3.Гласные звуки, дифтонги, трифтонги. 4.Тональная система. Раздел 3. Письменность. 1.Краткое Введение в этимологию иероглифов. 2.Иероглифика. 3.Латинская практическая транскрипция китайских слов - пиньинь. Лабораторные 3 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Практический курс китайского языка.
2.1. Урок 1.Привествие в китайском языке. Тренировка фонетики: парные звуки p[o]-b[o], d[a]-t[a], g[e]-k[e],f[a]-h[a]... Диалог 你好!Лексика 你好. Счет от 1 до 10. Лабораторные 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Урок 2.С какой ты страны 你是哪国人? Тренировка фонетики: парные звуки zh[e]-ch[e], z[a]-c[a], z[e]-zh[e],c[a]-ch[a]... Диалог 你是哪国人? Лексика: 早上好,是,哪,国,人,我,呢,他,美国,韩国,日本,俄罗斯... Проверка домашнего задания. Лабораторные 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Урок 3.Как тебя зовут 你叫什么名字? Тренировка фонетики: парные звуки j[u]-ch[e], zh[u]-c[a], x[u]-sh[u],тренировка произношение тонов... Диалог 你叫什么名字? Лексика: 叫,什么,名字,请问,性,认识,很,高兴,也,老师,贵姓,... Проверка домашнего задания (урок 2, упражнения 1-3 на стр. 14-15). Лабораторные 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Урок 4.Ты учишь французский язык? 你学习法语吗? Тренировка фонетики: парные звуки p-b, d-t, g-k,f-h...,тренировка произношение тонов... Текст 林娜是法国留学生.Диалог 你学习法语吗? Грамматика: вопросительные предложения с 吗. Предложения SVO. Положения наречий в китайском языке. Лексика: 不,吗,中国,英语,法语,留学生,她,学习,他们,一起,上课,说,法国,汉语,泰国... Проверка домашнего задания (урок 3, упражнения 1-3 на стр. 23-24). Лабораторные 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Урок 5.Сколько человек в твоей семье? 你家有几口人? Тренировка фонетики: парные звуки z-zh, c-ch, s-sh,l-r...,тренировка произношение тонов... Текст 林娜家.Диалоги 你家有几口人? 你们班多少个学生Грамматика: cчетные слова в китайском языке. Счет в китайском языке от 10 до 1000. Положения наречий в китайском языке. Лексика: 家,有,口,爸爸,妈妈,哥哥,姐姐,妹妹,弟弟,工作,农民,护士,警察,和,职员,他们,都,大学生,几,做,工作,律师,医生,你们,班,多少,个,我们,两... Проверка домашнего задания (урок 4, упражнения 4-7 на стр. 35-36). Лабораторные 4 12 Л2.1, Л2.2
2.6. Урок 6. Сколько стои один цзинь бананов? 香蕉多少钱一斤? Тренировка фонетики: парные звуки j-zh, q-ch, x-sh,s-x...,тренировка произношение тонов... Текст 买词典.Диалоги 香蕉多少钱一斤? 多少钱一个?. Система веса, денег и счета в китайском языке. Лексика: 想,买,电子词典,电脑,部,百,块,钱,台,千,一共,需要,要,面包,种,这,谢谢,不客气,营业员,香蕉,斤,苹果,再,毛... Проверка домашнего задания: рассказ "моя семья" и самостоятельная работа(урок 5, упражнения 2-5 на стр. 47-48). Лабораторные 4 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Урок 7. Где находится банк Китая? 中国银行在哪儿? Тренировка фонетики: аудирование отдельных слов, тонов... Текст Расположение объектов университета.Диалоги 中国银行在哪儿? 卫生间在哪儿? Система географических расположений в Китае. Лексика: 教学楼,在,在哪儿,这儿,图书馆,南边,北边,西边,东边,里边,运动场,体育馆,饭馆,还,超市,去,哪儿,银行,知道,跟,吧,太,了,卫生间,对不起,没关系,商店,地方,前边,后边,看,哪儿,就... Проверка домашнего задания: cистема счета цен, счетные слова, стоимость с учетом веса и самостоятельная работа(урок 6, упражнения 4-5 на стр. 59-60). Лабораторные 4 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Урок 8. Какое сегодня число? 今天几号? Тренировка фонетики: аудирование отдельных слов, тонов (75 cтр). Текст Расположение объектов университета. Диалоги 今天九月二十八日。 林娜生日。 Система дат в Китае (год, месяц, неделя, число). Лексика: 今天,月,日,星期(一...),生日,下课,以后,准备,吃饭,对,号,怎么样,祝你,快乐,礼物,本,书,支,毛,时间,没问题,中文,明天,后天,昨天,前天,报纸... Проверка домашнего задания: cистема счета цен, счетные слова, стоимость с учетом веса и самостоятельная работа(урок 7,устный перессказ: на столе находися..., упражнения 3-5 на стр. 71-72). Лабораторные 5 36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Подготовка домашних заданий, повтор пройденного материала, пропись иероглифов, аудирование, подготовка к зачету Сам. работа 3 36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Подготовка домашних заданий, повтор пройденного материала, пропись иероглифов, аудирование, подготовка к зачету Сам. работа 4 108 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Подготовка домашних заданий, повтор пройденного материала, пропись иероглифов, аудирование, подготовка к зачету Сам. работа 5 81 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Подготовка и сдача экзамена Экзамен 5 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Большой русско-китайский словарь bkrs.info
Э2 Большой русско-китайский словарь bkrs.info
Э3 Электронный курс "Второй иностранный язык (китайский)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
2. http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
3. http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
4. http://www.kitaist.info/ Информация о Китае, учебные материалы, словари и т.п.
5. http://www.internetpolyglot.com/lessons-zh-ru Изучение лексики по темам
6. http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п.
7. http://eleaston.com/chinese.html Сайт на английском языке
8. http://zhongwen.com/ Китайские иероглифы и культура, англо-китайский сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основу обучения студентов по дисциплине составляют лабораторные занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о граммматике, фонетике, иероглифике китайского языка, и практические рекомендации наиболее распространенных коммуникационных ситуациях. На лабораторных занятиях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Студенты должны аккуратно вести конспект, куда заносит новые слова, конструктции, идиомы и предложения.
При подготовке к лабораторным занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к устным опросам и письменным заданиям на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала занятий, тем, вынесенных на обсуждение на лабораторных занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.
При подготовке к самостоятельной работе для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным на лабораторных занятиях и в основной литературе, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.