МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Акторы в политической истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Акторы в политической истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и движущих социальных силах данного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина
1.1. Акторы и субъекты политического процесса. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Акторы и субъекты политического процесса. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Древняя Русь
2.1. Образование древнерусского государства. Норманская и славянские теории. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Элементы ранней демократии, аристократии и монархии в политической системе Руси Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Феодальная раздробленность на Руси Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Централизация руских земель. "Ордынский" фактор. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Формирование самодержавия в Московской Руси. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Формирование самодержавия в Московской Руси. Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Сословно-представительные институты и самодержавие. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Народные движения в 13-15 вв. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Самодержавная Россия и Российская Империя.
3.1. Формирование Абсолютистского государства в России. Иван 4 Грозный. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Смутное времмя и народные выступления. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Сословно-представительные органы в 17 в. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Сословно-представительные органы в 17 в. Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. "Бунташный век" и российские уникальныые сословия (казачество и старообрядцы. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Российское государство как империя. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Место дворянства в политической системе Российской империи. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.8. Место дворянства в политической системе Российской империи. Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Непривелегированные сословия в России. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Россия в ХХ веке
4.1. Революции в России и их движущие силы. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Формирование государства советского типа. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Формирование государства советского типа. Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.4. "Сословия" в неклассовом советском обществе. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. "Сословия" в неклассовом советском обществе. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.6. Кризис советской системы и Перестройка. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Кризис советской системы и Перестройка. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.8. Субъекты современного российского политическоо процесса. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Субъекты современного российского политическоо процесса. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называлась служилая военная аристократия в Русском государстве XV-XVII вв?
a) дворяне
b) бояре
c) дружинники
d) зажиточные крестьяне
Ответ: а) дворяне

2. Как назывался орган народного представительства в древней Руси?
a) земский собор
b) вече
c) федеральные штаты
d) дума
Ответ: b) вече

3. В каком году в Москве и ряде городов России произошел соляной бунт?
a) 1642 г.
b) 1648 г.
c) 1659 г.
d) 1662 г.
Ответ: b) 1648 г.

4. В каких годах происходила эпоха дворцовых переворотов?
a) 1721 – 1753 гг.
b) 1725 - 1762 гг.
c) 1728 – 1772 гг.
d) 1726 – 1763 гг.
Ответ: b) 1725 - 1762 гг.

5. В каком году произошло восстание декабристов?
a) 1825 г.
b) 1821 г.
c) 1827 г.
d) 1834 г.
Ответ: a) 1825 г.

6. Как называлась идеология, существовавшая в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционировавшая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом?
a) коммунизм
b) славянофильство
c) либерализм
d) народничество
Ответ: d) народничество

7. Как называлось военно-служилое сословие в России, учрежденное Иваном Грозным и просуществовавшее до конца XVII вв?
a) дружина
b) стрельцы
c) дворянство
d) казачество
Ответ: b) стрельцы

8. В какие годы оформился раскол в Русской православной церкви?
a) 1620-1680 гг.
b) 1630-1660 гг.
c) 1640-1670 гг.
d) 1650-1680 гг.
Ответ: d) 1650-1680 гг.


9. Важнейшей задачей собранного в 1613 г. Земского собора было…
a) Принятие Соборного уложение
b) Учреждение новых налогов
c) Воссоединение России и Украины
d) Избрание нового монарха.
Ответ: d) Избрание нового монарха.

10. Когда в истории современной России происходили массовые протесты на Болотной площади?
a) 2010 – 2013 гг.
b) 2011 – 2012 гг.
c) 2013 -2014 гг.
d) 2015 -2016 гг.
ОТВЕТ: b) 2011 – 2012 гг.

11. В каких годах происходила перестройка?
a) 1980 – 1990 гг.
b) 1985 – 1991 гг.
c) 1986 – 1991 гг.
d) 1987 – 1992 гг.
Ответ: b) 1985 – 1991 гг.

12. В каком из регионов Руси боярство именно наибольшее влияние относительно других участников политического процесса?
a) Северо-запад
b) Северо-восток
c) Юго-запад
d) Ни в каком
Ответ: c) Юго-запад

13. В качестве «новой» экономической элиты в РФ можно рассматривать…
a) Глав государственных корпораций
b) «Красных директоров»
c) Крупных независимых олигархов
d) Бизнесменов, выходцев из комсомола
Ответ: a) Глав государственных корпораций

14. Российский абсолютизм окончательно сформировался в правление…
a) Михаила Федоровича
b) Петра 1
c) Александра 2
d) Николая 2
Ответ: b) Петра 1

15. Отмена выборов губернаторов в РФ произошла в…
a) 1999 г.
b) 2001 г.
c) 2004 г.
d) 2011 г.
ОТВЕТ: с) 2004 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как назывался сословно-представительный орган, который собирался царём для обсуждения важных политических вопросов?
Ответ: земский собор

2. Кто возглавлял масштабное народное выступление с участием дворянства и казачества в России в 1606–1607 гг.?
Ответ: И.И. Болотников

3. Когда произошел конституционный кризис и конфликт между законодательной властью РФ и президентом?
ОТВЕТ: 1993 г.

4. В каком году произошло отстранение от власти т.н. «Правой оппозиции» в партии и установление единоличной власти И.В. Сталина?
ОТВЕТ: 1929 г.

5. Как называли группу крупных олигархов, во второй половине 1990-х гг. получивших значительное влияние на государственную власть?
ОТВЕТ: «Семибанкирщина»

6. Как назывался принцип наследования киевского престола в древнерусском государстве?
Ответ: лествичная система (лествичное право)

7. В каком году в России смутного времени было сформировано Второе ополчение?
Ответ: 1611 г.

8. Как называлась период в истории России с 1598 года по 1613 год?
Ответ: смута (смутное время)

9. Как называли сторонников сохранения богатства церкви на Руси в период XV -XVI вв.?
Ответ: стяжатели (иосифляне)

10. Как называли сторонников избавлении церкви от богатства на Руси в период XV- XVI вв.?
Ответ: нестяжатели

11. Собирательное обозначение членов тайный обществ и участников российского антиправительственного движения, организовавших в Петербурге восстание в 1825 г.?
Ответ: декабристы

12. Как назывался документ, утвержденный Петром I, который устанавливал систему воинских, гражданских и придворных чинов?
Ответ: табель о рангах

13. Как называется вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей различных организаций на органы государственной власти, или органы местного самоуправления с целью добиться принятия ими определённых решений?
Ответ: лоббизм

14. Как называется совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, политических партиях и общественно-политических движениях?
Ответ: политическая элита

15. Какой титул был принят Иваном 4, чтобы подчеркнуть повышение своего политического статуса относительно соседних правителей?
Ответ: Царь

16. Как называется процесс передачи в Российской федерации в 1990-е гг. государственной собственности в частную?
Ответ: приватизация

17. Как назывался высший совет при великом князе или царе, совещательный орган, состоявший из представителей высшей феодальной аристократии?
Ответ: боярская дума

18. Кому из правителей России принадлежит формула взаимоотношений с регионом «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»?
Ответ: Б.Н. Ельцин

19. Как называют власть военных, военная диктатура, правление выходцев из военизированных структур?
Ответ: милитократия

20. Как называется привилегированный бюрократический слой в советском государстве?
Ответ: номенклатура, партийная номенклатура

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Акторы и субъекты политического процесса.
2. Образование древнерусского государства. Норманская и славянские теории.
3. Элементы ранней демократии, аристократии и монархии в политической системе Руси
4. Феодальная раздробленность на Руси
5. Централизация русских земель. "Ордынский" фактор.
6. Формирование самодержавия в Московской Руси.
7. Сословно-представительные институты и самодержавие.
8. Народные движения в 13-15 вв.
9. Формирование Абсолютистского государства в России. Иван 4 Грозный.
10. Смутное время и народные выступления.
11. Сословно-представительные органы в 17 в.
12. "Бунташный век" и российские уникальные сословия (казачество и старообрядцы.
13. Российское государство как империя.
14. Место дворянства в политической системе Российской империи.
15. Непривилегированные сословия в России.
16. Революции в России и их движущие силы.
17. Формирование государства советского типа.
18. "Сословия" в неклассовом советском обществе.
19. Кризис советской системы и Перестройка.
20. Субъекты современного российского политического процесса.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Охарактеризуйте значение и роль определенного социальной страты (сословия, профессионального или иного сообщества) или отдельной личности как один из основных акторов политического процесса в определенный период истории России.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Некрасова, М. Б. Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
Л2.2 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России histrf.ru
Э2 Всеобщая история www.istoriia.ru
Э3 Акторы в политической истории России, ЭУМК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.