МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Парламентаризм в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст .преподаватель, Качусов Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.п.н, Заведующая кафедрой политологии, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Парламентаризм в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.ф.н. зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.ф.н. зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Парламентаризм в России» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с историей и основами парламентаризма в России, сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Целью курса является формирование у студентов способности профессионально и компетентно ориентироваться в сложных, противоречивых процессах законотворчества, происходящих в России. Задачами этого курса является:
выработка у них понимания динамики развития парламентаризма в России;
умение самостоятельно анализировать новые явления в парламентской жизни страны;
выявлять особенности различных политических тенденций существующих в сфере парламентаризма в РФ;
усвоение базового теоретического инструментария, который позволит понять глубинные причины возникновения тех или иных процессов в парламентской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.2: Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3: Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3: Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3: Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в спецкурс
1.1. Цель курса. Хронологические рамки. Источники и историография. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Допарламентский этап народного представительства в России
2.1. Вече – древнейшая форма народного представительства в России. Новгородское вече. Порядок работы вече. Полномочия епископа, князя, тиуна, тысяцкого. Совет господ. Причины упадка вечевого института. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Развитие прямой демократии в Северо-Западных княжествах Киевской Руси. Сам. работа 7 16 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Земские соборы и их роль в становлении российской государственности. Практические 7 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Парламентаризм в царской России (1905–1917 гг.)
3.1. Исторические условия возникновения парламентаризма в России. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Первая российская революция 1905-1907 гг. Практические 7 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Эволюция избирательного законодательства. События 3 июня 1907 г. и их последствия для российского избирательного законодательства. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.4. Деятельность Государственной Думы 3-4 созыва. Сам. работа 7 18 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Советы как форма народного представительства (1917–1993 гг.)
4.1. Возникновение и деятельность первых Советов (1905–1907 гг.). Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Основные тенденции развития системы советов после принятия Конституции 1977 г. Сам. работа 7 18 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Советы в период «перестройки». Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Деятельность Верховного Совета и Сьезда народных депутатов в период перестройки. Практические 7 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Новый этап в формировании парламентаризма в России
5.1. Российская модель парламентаризма по Конституции 1993 г. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности избирательной кампании в Государственную Думу 1999 г. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Государственная реформа Путина и ее последствия для регионов. Лекции 7 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Лоббизм в Государтвенной Думе. Практические 7 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.5. Эволюция кадрового состава Государственной Думы с 1990-2000 гг. Практические 7 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.6. Общественная палата РФ. Сам. работа 7 18 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Начало российскому парламентаризму было положено Манифестом Николая Второго от…
А) 9 января 1905 г.
Б) 17 октября 1905 г.
В) 3 июня 1907 г.
Г) 23 февраля 1917 г.
ОТВЕТ: 17 октября 1905 г.

2. Парламент является формой
а) плебисцитарной демократии
б) представительной демократии
в) прямой демократии
г) элитарной демократии
ОТВЕТ: представительной демократии

3. Императивный мандат позволяет депутату…
а) нести ответственность перед партией
б) не нести ни перед кем ответственности
в) нести ответственность только перед своими избирателями
г) нести ответственность только перед главой государства
ОТВЕТ: нести ответственность только перед своими избирателями

4. Реализуя информационную функцию, парламент
а) создает свои СМИ
б) создает соответствующие структуры (пресс-службы)
в) активно сотрудничает со СМИ по всем важнейшим проблемам
г) все перечисленное.
ОТВЕТ: все перечисленное.

5. Какой проект предполагал создание представительного учреждения
с законодательной функцией?
а) М.М. Сперанского;
б) «Русская правда» П. Пестеля;
в) «Совещательное собрание гласных» при Государственном Совете;
г) «Съезд государственных гласных».
ОТВЕТ: «Русская правда» П. Пестеля

6. Термин «Государственная Дума» впервые встречается в проекте…
а) Конституции Королевства Польского;
б) «Конституции» Н.М. Муравьева;
в) М.М. Сперанского;
г) «Государственная уставная грамота Российской Империи».
ОТВЕТ: «Конституции» Н.М. Муравьева

7. Верховный Совет СССР стал высшим органом государственной власти в…
а) 1922 г.
б) 1924 г.
в) 1936 г.
г) 1977 г.
ОТВЕТ: 1936 г.

8. Какой документ определяет структуру и порядок работы Государственной Думы ФС РФ?
а) Конституция РФ;
б) Указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ»;
в) Федеративный Договор;
г) Регламент Государственной Думы.
ОТВЕТ: Регламент Государственной Думы

9. Когда состоялись выборы в Государственную Думу ФС РФ первого созыва?
а) 11 октября 1993 г.
б) 12 декабря 1993 г.
в) 21 сентября 1993 г.
г) 11 декабря 1993 г.
ОТВЕТ: 12 декабря 1993 г.

10. К числу парламентских партий в РФ в настоящий момент не относится партия…
А) Единая Россия
Б) Новые люди
В) ЛДПР
Г) Яблоко
ОТВЕТ: Яблоко

11. Как называются структуры, которые Государственная Дума образует из числа депутатов по основным направлениям своей деятельности?
А) Парламентская фракция
Б) Комитет
В) Федеральное агентство
Г) Депутатская группа
ОТВЕТ: Профильный комитет

12. Каково общее число комитетов Государственной думы VIII созыва?
А) 19
Б) 25
В) 32
Г) 40
ОТВЕТ: 32.

13. Каково число депутатов в Алтайском Краевом Законодательном собрании?
А) 36
Б) 48
В) 54
Г) 68

14. Что НЕ относится к числу полномочий Государственной Думы РФ.
А) обсуждение и принятие федеральных законов (в том числе конституционных)
Б) контроль за работой правительства РФ
В) назначение глав регионов РФ
Г) утверждение кандидатур премьер-министра, его заместителей и федеральных министров
ОТВЕТ: назначение глав регионов РФ

15. Кто обладает правом законодательной инициативы в РФ?
А) Федеральное Собрание РФ
Б) Правительство РФ
В) Президент РФ
Г) Все перечисленные
ОТВЕТ: Все перечисленные


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Полномочия депутата на представление интересов населения определённой территории обозначаются понятием…
ОТВЕТ: депутатский мандат.

2. Из скольки палат состоит парламент в РФ?
ОТВЕТ: из двух палат.

3. Каково общее число депутатов в нижней палате российского парламента?
ОТВЕТ: 450.

4. Когда произошел конституционный кризис и конфликт между законодательной властью РФ и президентом?
ОТВЕТ: 1993 г.

5. Как в Российском государстве назывался сословно-представительный орган, который собирался царём для обсуждения важных политических вопросов?
Ответ: Земский собор

6. К какой ветви государственной власти относится Федеральное Собрание РФ?
ОТВЕТ: к законодательной (представительной) власти.

7. Как называются партийные объединения, представленные в Государственной Думе РФ?
ОТВЕТ: Фракции (парламентские фракции)

8. Как называется верхняя палата парламента в РФ?
ОТВЕТ: Совет Федерации

9. В каком документе зафиксированы парламентские гарантии (право вотума недоверия правительству и др.)?
ОТВЕТ: Конституция РФ.

10. Сколько представителей от каждого субъекта Федерации входит в состав верхней палаты парламента в РФ?
ОТВЕТ: По два представителя.

11. Какой орган планирует работу нижней палаты парламента РФ и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на заседании?
ОТВЕТ: Совет Государственной думы

12. Каков срок полномочий Алтайского Краевого Законодательного собрания?
ОТВЕТ: 5 лет.

13. Какое максимально число представителей (сенаторов) Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ может входить в состав Совета Федерации?
ОТВЕТ: 30 сенаторов.

14. Сколько созывов Государственной Думы функционировало в Российской империи?
ОТВЕТ: Четыре

15. Как называется высший орган государственного аудита, подотчётный Федеральному Собранию?
ОТВЕТ: Счётная палата РФ.

16. Какая структура осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий?
ОТВЕТ: Аппарат Совета Федерации

17. Как до 2008 г. называлось Алтайское Краевое Законодательное собрание?
ОТВЕТ: Алтайский краевой Совет народных депутатов (АКСНД)

18. Сколько слушаний должен пройти законопроект в Государственной Думе?
ОТВЕТ: Три

19. Кто в настоящий момент является председателем Государственной Думы РФ?
ОТВЕТ: Володин В.В.

20. Кто в настоящий момент является председателем Совета Федерации РФ?
ОТВЕТ: Матвиенко В.И.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1. Перечислите современные подходы к пониманию политики и охарактеризуйте их.
2. Политика как сфера жизнедеятельности общества, ее функции.
3. Основные этапы развития политической науки.
4. Современная политическая наука – структура и функции.
5. Предмет современной политической науки, ее структура и функции.
6. М. Вебер о политической науке.
7. Охарактеризуйте основные американские политологические школы.
8. Опишите основные политологические школы в европейских странах.
9. Развитие наук о политике в Российской империи и СССР.
10. Политические науки в постсоветский период (до 2000 г.)
11. Современная российская политическая наука.
12. Политические науки и их преподавание в российских вузах.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1. Дайте характеристику профессии преподавателя политических наук.
2. Дайте характеристику профессии политического консультанта и политического технолога.
3. Дайте характеристику профессии политического аналитика и политического эксперта.
4. Дайте характеристику следующим типам профессиональных политиков: политические лидеры, политические руководители (администраторы), политические представители.
5. Дайте характеристику современной бюрократии в системе государственного управления.
6. Назовите 3-4 известных зарубежных политологов современности (кон. ХХ – нач. ХХ1 вв.), обозначите их роль в формировании политики и политической науки.
7. Назовите 3-4 известных отечественных политологов современности, обозначьте их роль в формировании политики и политической науки.
8. Назовите 3-4 крупных российских экспертно-аналитических центра, дайте характеристику их деятельности
9. Отметьте особенности современной российской политики и их влияние на отечественную политическую науку.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахетдинова Л.Н. Законотворчество в субъектах Российской Федерации: учебное пособие Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Халин В.Г. - под ред. ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Президент России www.kremlin.ru
Э4 Государственная Дума РФ duma.gov.ru
Э5 Совет Федерации РФ council.gov.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 ЭБС Знаниум znanium.com
Э8 Парламентаризм в России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Парламентаризм в России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях, истории парламентаризма в России, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии.