МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, М.А. Широкова

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Политическая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политическая социология» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с социальными основами политики. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование у студентов представления о месте и роли политики в жизни социума и взаимовлиянии социальных групп и политических институтов, изучение студентами основных понятий и концепций политической социологии с тем, чтобы студенты могли использовать их в последующей теоретической и практической деятельности. В связи с этим в рамках курса «Политическая социология» рассматриваются как фундаментально-теоретические, так и прикладные вопросы, связанные с политическим поведением различных социальных групп современных обществ. Главный акцент сделан на том, чтобы научить студентов использовать знания теоретических основ политической социологии для анализа социально-политических процессов, протекающих в современных динамичных и сложноорганизованных обществах, в том числе в современном российском обществе.
Исходя из данной цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
изучение методов, концепций и понятийного аппарата политической социологии;
знакомство со спецификой социологического анализа политической жизни;
изучение субъектов и форм проявления политической жизни;
формирование навыков социологического анализа политической действительности;
изучение политических отношений и процессов в социальном контексте;
изучение политических изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-3Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
ПК-3.1 Анализирует статистические и социологические данные о политических процессах и явлениях, интерпретирует различные виды политической информации
ПК-3.2 Разрабатывает стандартные аналитические материалы, включающие сообщения информационного, публицистического и аналитического характера, готовит обзоры прессы по заданной проблематике
ПК-3.3 Проводит прикладной анализ явлений и процессов в сфере политики с использованием методов политической науки для поддержки процесса принятия политических решений
ПК-3.4 Составляет прогнозы по развитию внутри- и внешнеполитических процессов на краткосрочный и среднесрочный период
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1: Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
ОПК-4.1: Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3: Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
ПК-3.1: Анализирует статистические и социологические данные о политических процессах и явлениях, интерпретирует различные виды политической информации
ПК-3.2: Разрабатывает стандартные аналитические материалы, включающие сообщения информационного, публицистического и аналитического характера, готовит обзоры прессы по заданной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в политическую социологию
1.1. Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Направления, концепции и методы политической социологии. Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методы и концепции политической социологии Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методологические подходы современной политической социологии Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные методологические подходы современной политической социологии Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Политика как социальное явление
2.1. Политика в жизни общества. Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.1
2.2. Политика в жизни общества. Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.1
2.3. Политика как социальное явление Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.4. Политика как социальное явление Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.5. Политические отношения Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.6. Политические отношения Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.7. Власть как социальный феномен Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.8. Власть как социальный феномен Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.9. Политическая власть Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.10. Политическая власть Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.11. Легитимность политической власти Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.12. Легитимность политической власти Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
2.13. Социально-экономическая организация и политическая власть Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
2.14. Социально-экономическая организация и политическая власть Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
2.15. Соотношение политики и экономики Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.16. Соотношение политики и экономики Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Социальные субъекты политики
3.1. Политическая субъектность Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Политическая субъектность Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Человек как субъект политики Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Человек как субъект политики Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Политическая социализация Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Политическая социализация Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Политическая система общества Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Политическая система общества Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Неформальные группы в политическом процессе Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Неформальные группы в политическом процессе Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.11. Массы как объект и субъект политики Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.12. Массы как объект и субъект политики Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Социология как наука
4.1. Социология как наука Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
4.2. Социология как наука Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
4.3. Социология как наука Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
4.4. Методы социологических исследований Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
4.5. Методы социологических исследований Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
4.6. Методы социологических исследований Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
Раздел 5. История социологии
5.1. Западная социология Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
5.2. Западная социология Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
5.3. Западная социология Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
5.4. Социология в России Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
5.5. Социология в России Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
5.6. Социология в России Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Социальная структура общества
6.1. Социальная структура общества Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
6.2. Социальная структура общества Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
6.3. Социальная структура общества Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
6.4. Социальные институты и отношения Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.2
6.5. Социальные институты и отношения Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
6.6. Социальные институты и отношения Сам. работа 2 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
6.7. Социальный статус и социальная роль Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
6.8. Социальный статус и социальная роль Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
6.9. Социальный статус и социальная роль Сам. работа 2 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2
Раздел 7. Формы проявления политической жизни
7.1. Политическое сознание Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.2. Политическое сознание Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.3. Политическое сознание Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.4. Политическое сознание Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.5. Политическая идеология Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.6. Политическая идеология Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.7. Политическое поведение Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
7.8. Политическое поведение Сам. работа 2 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Социологическая характеристика политических изменений
8.1. Политическое развитие Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
8.2. Политическое развитие Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
8.3. Политическая модернизация Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
8.4. Политическая модернизация Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
8.5. Политические изменения Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
8.6. Политические изменения Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"- https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6037
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какая особенность характерна для современного общества?
А. Наличие сословного деления.
Б. Широкое использование информационных технологий.
В. Превалирование натурального хозяйства.
Г. Рост уровня индустриализации.
Ответ: Б.

Вопрос 2. Как называются индивиды и группы, исключённые из системы устоявшихся социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур?
А. Мигранты
Б. Неформалы
В. Маргиналы
Г. Электорат
Ответ: В.

Вопрос. 3. Кому принадлежит тезис, согласно которому политические явления и процессы являются концентрированным выражением экономики?
а. Гегелю;
б. М. Бакунину;
в. Э. Дюргейму;
г. К. Марксу;
д. В. Парето.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 4. Макросоциологический подход в социологии управления предполагает:
а. Изучение отношений и управленческих процессов в масштабах локальных групп: регионов, коллективов, неформальных групп и т.д.
б. Изучение отношений и управленческих процессов на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях
в.Изучение личности и ее потребностей, мотивации в управленческом процессе
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. Представители каких школ интерпретируют политику главным образом в классовых категориях?
а. американской «науки о политике»;
б. французской «политической науки»;
в. марксизма-ленинизма.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5. Главными элементами политической жизни общества являются:
а. политические отношения;
б. модель;
в. политические организации;
г. частная жизнь граждан;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Взаимоисключают ли друг друга такие понятие как “объект политики” и «субъект политики»?
а. да;
б. нет.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Кто в истории политической социологии дифференцировал политическое господство на три типа: традиционное, легальное, харизматическое?
а. Р. Даль
б. Ш. Монтескье
в. В. Парето
г. М. Вебер
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Какого элемента в политической власти как общественного отношения недостает в данном списке: субъект власти; объект власти; приказ, в котором выражена воля властвующего; нормы, по которым осуществляется власть:
а. авторитет
б. терпимость
в. подчинение, выраженной в приказе воле
г. борьба.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 9. В каком отношении друг к другу находятся легитимность и насилие при осуществлении политической (государственной) власти?
а. прямо пропорциональном;
б. обратно пропорциональном.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Политическое сознание – это субъективный образ:
а. окружающего нас мира;
б. будущего;
в. объективных политических отношений;
г. социальной структуры общества.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. В каком смысле политическое сознание является первичным (определяющим) по отношению к политическому бытию?
а. функциональном;
б. генетическом;
в. структурном.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Политическое сознание выступает в форме:
а. только групповых представлений и т. д.;
б. только индивидуального сознания;
в. одновременно групповых и индивидуальных представлений людей об их политическом бытии.
ОТВЕТ:в

Вопрос 13. Субъектом массового политического сознания является:
а. малая социальная группа;
б. политическая общность людей - социальная группа;
в. неполитическая общность людей, масса.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 14. Систематизированность, упорядоченность – это характеристика политического сознания:
а.обыденного;
б. теоретического.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Гражданское общество - это общество:
а. в котором отсутствуют классы;
б. это некоторое высокоразвитое, совершенное общество;
в. это общество, в котором царит законность;
г. эта та часть общества, в которою не вмешивается государство (сфера частных интересов людей).
ОТВЕТ: г.

Вопрос 16. Определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию?
а) проектирование
б) предвидение
в) прогнозирование
Ответ: в.

Вопрос 17. На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений при использовании метода?
а) номинальной групповой техники
б) синектики
в) матрицы идей
Ответ: в.


Вопрос 18. Какая социальная общность НЕ относится к числу социально-этнических?
А. Племя
Б. Народность
В. Нация
Г. Каста
Ответ: Г.

Вопрос 19. Какой из перечисленных социальных статусов является врожденным?
А. Раса
Б. Должность
В. Уровень образования
Г. Семейное положение
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой тип господства по М. Веберу более характерен для архаичных обществ?
Ответ: традиционный тип.
2. Агитационная деятельность интеллектуальной элиты, направленная на преодоление пассивного отношения соответствующей группы к своей судьбе, на достижение сплочённости, — это:
Ответ:политизация идентичности
2. Активизация политического участия, рационального политического мышления является одной из основных функций.
Ответ: выборов
3. Какая особенность в восприятии власти характерна для раннего этапа политической социализации?
Ответ: персонализация власти.
4. Воздействие на общественное мнение с помощью управляемых эффектов для достижения определенных целей называется:
Ответ: манипулированием.
5. От чего зависит стиль руководства?
Ответ: от личности руководителя, особенностей организации и специфики персонала.
6. Как называется сила, побуждаю¬щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
7. Как называется Группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий.?
Ответ: целевая аудитория.
8. Как называется совокупность физических, соци¬альных и экономических условий, кото-рые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации?
Ответ: внешняя среда.
9. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
10. Группа людей, объеди¬ненных достижением общей цели, во многом пересекающейся с личными це¬лями каждого- это__________
Ответ: команда.
11. По каким каналам к руководителю поступают сведения о состоя¬нии контролируемого параметра и передаются управленческие решения?
Ответ: по коммуникационным каналам.
12. Как называется сила, побуждаю¬щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
13. Как называется процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации?
Ответ: управление.
14. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
15. Какую модель потребностей сформулировал А. Маслоу?
Ответ: пирамида Маслоу.
16. Что является ключевым в процессе обеспечения "входа" и "выхода" в системе Д. Истона?
Ответ: циркуляция информации.
17. Наилучший тип политической культуры, описанный Г. Алмондом и С. Вербой 3.
Ответ: гражданская политическая культура.
18. Какой социологический термин был сформирован в 1927 г. американским социологом российского происхождения П. Сорокиным?
Ответ: социальная мобильность
19. Как в социологии обозначают инструменты, с помощью которых осуществляется вертикальная социальная мобильность индивидов?
Ответ: социальные лифты
20. Какая теория изучает факторы и условия достижения «традиционными» странами такого же уровня развития, как и «развитые» страны?
Ответ: Теория модернизации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Двумя крайними проявлениями политических отношений являются:
а. компромисс;
б. сотрудничество;
в. переговоры;
г. коалиция;
д. соперничество.
ОТВЕТ: б,д.

Вопрос 2. Ядром политической системы является:
а. политическая партия;
б. политический институт;
в. государство;
г. политическое сознание.
ОТВЕТ: в.

Вопрос. 3. Кому принадлежит тезис, согласно которому политические явления и процессы являются концентрированным выражением экономики?
а. Гегелю;
б. М. Бакунину;
в. Э. Дюргейму;
г. К. Марксу;
д. В. Парето.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 4. Макросоциологический подход в социологии управления предполагает:
а. Изучение отношений и управленческих процессов в масштабах локальных групп: регионов, коллективов, неформальных групп и т.д.
б. Изучение отношений и управленческих процессов на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях
в.Изучение личности и ее потребностей, мотивации в управленческом процессе
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. Представители каких школ интерпретируют политику главным образом в классовых категориях?
а. американской «науки о политике»;
б. французской «политической науки»;
в. марксизма-ленинизма.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5. Главными элементами политической жизни общества являются:
а. политические отношения;
б. модель;
в. политические организации;
г. частная жизнь граждан;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Взаимоисключают ли друг друга такие понятие как “объект политики” и «субъект политики»?
а. да;
б. нет.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Кто в истории политической социологии дифференцировал политическое господство на три типа: традиционное, легальное, харизматическое?
а. Р. Даль
б. Ш. Монтескье
в. В. Парето
г. М. Вебер
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Какого элемента в политической власти как общественного отношения недостает в данном списке: субъект власти; объект власти; приказ, в котором выражена воля властвующего; нормы, по которым осуществляется власть:
а. авторитет
б. терпимость
в. подчинение, выраженной в приказе воле
г. борьба.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 9. В каком отношении друг к другу находятся легитимность и насилие при осуществлении политической (государственной) власти?
а. прямо пропорциональном;
б. обратно пропорциональном.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Политическое сознание – это субъективный образ:
а. окружающего нас мира;
б. будущего;
в. объективных политических отношений;
г. социальной структуры общества.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. В каком смысле политическое сознание является первичным (определяющим) по отношению к политическому бытию?
а. функциональном;
б. генетическом;
в. структурном.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Политическое сознание выступает в форме:
а. только групповых представлений и т. д.;
б. только индивидуального сознания;
в. одновременно групповых и индивидуальных представлений людей об их политическом бытии.
ОТВЕТ:в

Вопрос 13. Субъектом массового политического сознания является:
а. малая социальная группа;
б. политическая общность людей - социальная группа;
в. неполитическая общность людей, масса.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 14. Систематизированность, упорядоченность – это характеристика политического сознания:
а.обыденного;
б. теоретического.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Гражданское общество - это общество:
а. в котором отсутствуют классы;
б. это некоторое высокоразвитое, совершенное общество;
в. это общество, в котором царит законность;
г. эта та часть общества, в которою не вмешивается государство (сфера частных интересов людей).
ОТВЕТ: г.

Вопрос 16. Определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию?
а) проектирование
б) предвидение
в) прогнозирование
Ответ: в.

Вопрос 17. На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений при использовании метода?
а) номинальной групповой техники
б) синектики
в) матрицы идей
Ответ: в.
Вопрос 18. Метод, в основе которого лежит применение или угроза применения властных полномочий?
а) указание на образец поведения
б) организационное воздействие
в) принуждение
Ответ: в.
Вопрос 19. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом?
а) методика
б) операция
в) процедура
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Абсентеизм — это:
Ответ: неучастие в выборах как показатель отчуждения граждан от политической сферы жизни общества
2. Агитационная деятельность интеллектуальной элиты, направленная на преодоление пассивного отношения соответствующей группы к своей судьбе, на достижение сплочённости, — это:
Ответ:политизация идентичности
2. Активизация политического участия, рационального политического мышления является одной из основных функций.
Ответ: выборов
3. Какая особенность в восприятии власти характерна для раннего этапа политической социализации?
Ответ: персонализация власти.
4. Воздействие на общественное мнение с помощью управляемых эффектов для достижения определенных целей называется:
Ответ: манипулированием.
5. От чего зависит стиль руководства?
Ответ: от личности руководителя, особенностей организации и специфики персонала.
6. Как называется сила, побуждаю­щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
7. Как называется Группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий.?
Ответ: целевая аудитория.
8. Как называется совокупность физических, соци­альных и экономических условий, кото­рые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации?
Ответ: внешняя среда.
9. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
10. Группа людей, объеди­ненных достижением общей цели, во многом пересекающейся с личными це­лями каждого- это__________
Ответ: команда.
11. По каким каналам к руководителю поступают сведения о состоя­нии контролируемого параметра и передаются управленческие решения?
Ответ: по коммуникационным каналам.
12. Как называется сила, побуждаю­щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
13. Как называется процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации?
Ответ: управление.
14. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
15. Какую модель потребностей сформулировал А. Маслоу?
Ответ: пирамида Маслоу.
16. Что является ключевым в процессе обеспечения "входа" и "выхода" в системе Д. Истона?
Ответ: циркуляция информации.
17. Наилучший тип политической культуры, описанный Г. Алмондом и С. Вербой 3.
Ответ: гражданская политическая культура.

18. Назовите автора «железного закона олигархии»?
Ответ: Р.Михельс.
19. Назовите автора идеи разделения властей.
Ответ: Ш. Монтескье
20. Какими методами изучают общественное мнение?
Ответ: опрос, наблюдение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какое направление прикладной социологии разрабатывали американские исследователи Ф.У. Тейлор и Э. Мэйо?
А. Электоральная социология
Б. Семейная социология
В. Социология миграций
Г. Социология труда и управления
Ответ: Г.

Вопрос 2. Как называется реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом для личности и чья оценка значима для нее?
А. Идеальная группа.
Б. Референтная группа.
В. Элитная группа.
Г. Репрезентативная группа.
Ответ: Б.
Вопрос. 3. Кому принадлежит тезис, согласно которому политические явления и процессы являются концентрированным выражением экономики?
а. Гегелю;
б. М. Бакунину;
в. Э. Дюргейму;
г. К. Марксу;
д. В. Парето.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 4. Макросоциологический подход в социологии управления предполагает:
а. Изучение отношений и управленческих процессов в масштабах локальных групп: регионов, коллективов, неформальных групп и т.д.
б. Изучение отношений и управленческих процессов на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях
в.Изучение личности и ее потребностей, мотивации в управленческом процессе
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. Представители каких школ интерпретируют политику главным образом в классовых категориях?
а. американской «науки о политике»;
б. французской «политической науки»;
в. марксизма-ленинизма.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5. Главными элементами политической жизни общества являются:
а. политические отношения;
б. модель;
в. политические организации;
г. частная жизнь граждан;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Взаимоисключают ли друг друга такие понятие как “объект политики” и «субъект политики»?
а. да;
б. нет.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Кто в истории политической социологии дифференцировал политическое господство на три типа: традиционное, легальное, харизматическое?
а. Р. Даль
б. Ш. Монтескье
в. В. Парето
г. М. Вебер
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Какого элемента в политической власти как общественного отношения недостает в данном списке: субъект власти; объект власти; приказ, в котором выражена воля властвующего; нормы, по которым осуществляется власть:
а. авторитет
б. терпимость
в. подчинение, выраженной в приказе воле
г. борьба.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 9. В каком отношении друг к другу находятся легитимность и насилие при осуществлении политической (государственной) власти?
а. прямо пропорциональном;
б. обратно пропорциональном.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Политическое сознание – это субъективный образ:
а. окружающего нас мира;
б. будущего;
в. объективных политических отношений;
г. социальной структуры общества.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. В каком смысле политическое сознание является первичным (определяющим) по отношению к политическому бытию?
а. функциональном;
б. генетическом;
в. структурном.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Политическое сознание выступает в форме:
а. только групповых представлений и т. д.;
б. только индивидуального сознания;
в. одновременно групповых и индивидуальных представлений людей об их политическом бытии.
ОТВЕТ:в

Вопрос 13. Субъектом массового политического сознания является:
а. малая социальная группа;
б. политическая общность людей - социальная группа;
в. неполитическая общность людей, масса.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 14. Систематизированность, упорядоченность – это характеристика политического сознания:
а.обыденного;
б. теоретического.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Гражданское общество - это общество:
а. в котором отсутствуют классы;
б. это некоторое высокоразвитое, совершенное общество;
в. это общество, в котором царит законность;
г. эта та часть общества, в которою не вмешивается государство (сфера частных интересов людей).
ОТВЕТ: г.

Вопрос 16. Определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию?
а) проектирование
б) предвидение
в) прогнозирование
Ответ: в.

Вопрос 17. На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений при использовании метода?
а) номинальной групповой техники
б) синектики
в) матрицы идей
Ответ: в.

Вопрос 18. Как называется раздел социологии, который исследует вопросы, связанные с поведением населения во время выборов, мотивы участия или неучастия, факторы голосования, политические ориентации населения и т.д.?
А. Социология труда и управления
Б. Социология маркетинга
В. Электоральная социология
Г. Социальная психология
Ответ: В.

Вопрос 19. Разделение общества на различные социальные группы, которые отличаются по определенному критерию и занимают в нём разное положение, называется…
А. Социальная дифференциация
Б. Социальная мобильность
В. Социальная статистика
Г. Социальная динамика.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.. Кто считается основоположником социологии и впервые ввел данный термин в научный оборот?
Ответ: О. Конт.
2. Как называется совокупность людей с одним общим качеством, которое расценивается исследователем как социально значимое?
Ответ: Номинальная общность или социальная категория.
3. Абсентеизм — это:
Ответ: неучастие в выборах как показатель отчуждения граждан от политической сферы жизни общества
4. Агитационная деятельность интеллектуальной элиты, направленная на преодоление пассивного отношения соответствующей группы к своей судьбе, на достижение сплочённости, — это:
Ответ:политизация идентичности
5. Активизация политического участия, рационального политического мышления является одной из основных функций.
Ответ: выборов
6. Воздействие на общественное мнение с помощью управляемых эффектов для достижения определенных целей называется:
Ответ: манипулированием.
7. Как называется Группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий.?
Ответ: целевая аудитория.
8. Как называется совокупность физических, соци¬альных и экономических условий, кото-рые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации?
Ответ: внешняя среда.
9. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
10. Группа людей, объеди¬ненных достижением общей цели, во многом пересекающейся с личными це¬лями каждого- это__________
Ответ: команда.
11. По каким каналам к руководителю поступают сведения о состоя¬нии контролируемого параметра и передаются управленческие решения?
Ответ: по коммуникационным каналам.
12. Как называется сила, побуждаю¬щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
13. Как называется процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации?
Ответ: управление.
14. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
15. Какую модель потребностей сформулировал А. Маслоу?
Ответ: пирамида Маслоу.
16. Что является ключевым в процессе обеспечения "входа" и "выхода" в системе Д. Истона?
Ответ: циркуляция информации.
17. Какими методами изучают общественное мнение?
Ответ: опрос, наблюдение.
18. Мера пригодности применяемых в прикладном исследовании методики для решения определенных исследовательских задач, степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, носит название….
Ответ: Валидность
19. Соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом, правомерность обобщения результатов исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, носит название….
Ответ: Репрезентативность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Возникновение социологии как науки
2. Особенности научного знания о социальной реальности
3. Объект и предмет социологии
4. Структура социологического знания
5. Становление социологии: идеи О. Конта и Г. Спенсера.
6. Социологическая доктрина К. Маркса. Социология современного марксизма.
7. «Понимающая» социология. Г. Зиммель, М. Вебер.
8. Психологизм в социологии. Школа Э. Дюркгейма.
9. Психоаналитическая социология З. Фрейда.
10. Гуманистический психоанализ. Э. Фромм.
11. Структурно-функциональное направление в социологии. Т. Парсонс, Р. Мертон.
12. Концепция современности Э. Гидденса.
13. Концепция габитуса П. Бурдье. Учение о социальных и политических полях.
14. Основные этапы и направления русской социологической мысли.
15. Сравнительно-историческая социология М.М. Ковалевского.
16. Субъективный метод в социологии. П. Лавров, Н. Михайловский.
17. Социология марксизма в России. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
18. Христианский гуманизм в России, его особенности и основные черты. Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.
19. «Интегральная» социология П.А. Сорокина. «Русский» и «американский» периоды научной деятельности Сорокина.
20. Понятие общества. Общество как объект социологического анализа.
21. Общая и политическая социология. Место политической социологии в системе политической науки. Социологический подход к политике.
22. Объект и предмет политической социологии.
23. Функции и категориальный аппарат политической социологии.
24. Общетеоретические методы (подходы) политической социологии.
25. Эмпирические методы политических исследований.
26. Политика и ее роль в жизни общества. Многообразие подходов к понятию политики.
27. Политические отношения, их место и роль в структуре социальных отношений.
28. Структура политических отношений. Политические отношения и политические интересы.
29. Власть как социальное явление. Роль власти в организации жизнедеятельности общества.
30. Структура властных отношений
31. Политическая власть власть как один из видов социальной власти, ее специфика.
32. Легитимность и эффективность политической власти
33. Теории происхождения власти и государства
34. Понятие политической системы: основные подходы. Структура политической системы.
35. Механизм работы политической системы. Функции политической системы.
36. Типологии политических систем. Основные тенденции изменений современных политических систем.
37. Многообразие методологических подходов к проблеме взаимоотношений политики и экономики.
38. Взаимосвязь между властью и собственностью как системообразующими структурами общества. Возможности и пределы политического воздействия на экономическую жизнь общества
39. Политическая субъектность. Многообразие субъектов политики.
40. Человек как субъект политики. Статус человека в политической системе общества.
41. Политическая субъектность государства

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Раскройте понятие системы и принципы системности. Изложите особенности системного подхода в исследовании общества.
2. Сравните формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
3. Охарактеризуйте исторические типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
4. Выделите основные черты концепции постиндустриального общества в трудах Д. Белла и В. Ростоу.
5. Опишите модель новой цивилизации Э. Тоффлера или «третьей волны».
6. Охарактеризуйте теорию модернизации в социологии (на примере концепций М. Вебера, Д. Медоуза).
7. Проанализируйте понятие и элементы социальной структуры общества
8. Дайте понятие социального статуса и сравните основные классификации социальных статусов
9. Охарактеризуйте социальную роль как динамический аспект статуса.
10. Раскройте понятие социального института и его функции в обществе. Перечислите этапы процесса институционализации общественной жизни.
11. Проанализируйте виды социальных институтов и их специфику.
12. Раскройте понятие социальной общности, ее виды и функции.
13. Дайте понятие социальной группы. Охарактеризуйте факторы, определяющие формирование социальных групп.
14. Сравните типологии социальных групп.
15. Дайте общую характеристику конкретного социологического исследования.
16. Назовите основные виды социологических исследований и этапы социологического исследования.
17. Опишите технологию и правила составления программы социологического исследования. Охарактеризуйте выборку, ее виды и объем.
18. Сравните социологические понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
19. Проанализируйте структуру личности, взаимосвязь в ней биологического и социального.
20. Изложите основные концепции личности в социологии.
21. Охарактеризуйте процесс социализация личности, его основные этапы, агентов и факторы.
22. Раскройте понятие и теоретические концепции политической социализации. Охарактеризуйте цели и задачи политической социализации.
23. Охарактеризуйте факторы, агенты, этапы политической социализации.
24. Сравните типы политической социализации.
25. Охарактеризуйте неформальные группы как субъекты политики. Выделите типы неформальных групп.
26. Раскройте феномен массы и его анализ в политической социологии.
27. Охарактеризуйте специфику массового сознания и поведения в политике.
28. Раскройте понятие политического сознания и его роль в политической жизни.
29. Проанализируйте структуру и типологии политического сознания.
30. Объясните происхождение и сущность идеологии как формы общественного сознания.
31. Выделите функции идеологии и ее роль в политической жизни.
32. Сравните основные идеологические течения современности.
33. Рассмотрите понятие и формы политического развития.
34. Изложите суть теории политической модернизации и основные этапы ее развития. Назовите критерии политической модернизации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Ж. Т. Тощенко Политическая социология: учеб. для вузов М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гаджиев К.С Политическая философия и социология: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Гаджиев К.С. Политическая социология: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.В. Афанасьев; А.М. Баженов ; Ю.А. Головин ; А.Н. Егоров ; Ю.Л. Ипатова Политическая социология: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 А.Н. Медушевский Политическая социология и история: М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 В. В. Желтов, М. В. Желтов Политическая социология: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. ecsocman.hse.ru
Э3 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э4 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э5 Библиотека Михаила Грачева grachev62.narod.ru
Э6 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/ biblio-online.ru
Э7 ЭУМК Политическая социология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическая социология» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании политической социологии. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Политическая социология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам политической социологии, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.