МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Делопроизводство в политическом управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
Ст. преп., Д.А. Качусов

Рабочая программа дисциплины
Делопроизводство в политическом управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение, систематизация и закрепление знаний теоретических и практических основ принятия решений в области делопроизводства и развития навыков работы с управленческими документами, возникающими в процессе деятельности организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила подготовки и оформления отдельных видов документов;
организационные формы работы с документами и основы деловой переписки;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике государственные стандарты, другие нормативные и методические документы, регламентирующие организацию делопроизводства;
составлять и оформлять в соответствии с действующими нормативными документами основные виды организационных, распорядительных и информационно-справочных документов;
составлять и оформлять деловые письма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами и положениями законодательных и нормативно-методических материалов по организации делопроизводства;
методикой составления и оформления документов;
навыками организации документооборота, оперативного хранения документов и основами архивного хранения документа, методикой ведения деловой переписки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и определения в курсе делопроизводства
1.1. Основные понятия и определения в курсе делопроизводства Лекции 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. История развития делопроизводства в Росиии
2.1. История развития делопроизводства в России Лекции 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Основные понятия в сфере делопроизводства Практические 6 4 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Правила составления документов
3.1. Правила составления документов Лекции 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Правила составления документов Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Деловые письма
4.1. Законодательная и нормативно-методическая основа делопроизводства Практические 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Деловые письма Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Организационно-распорядительная документация
5.1. Оформление организационно-распорядительной документации Практические 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Организационно-распорядительная документация Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Документв по личному составу
6.1. Требования к оформлению документов Практические 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
6.2. Документы по личному составу Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Технология работы с документами
7.1. Оформление документации по личному составу Практические 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.2. Технология работы с документами Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 8. Составление номенкулатур дел. Подготовка дел к передачи в ахив в организации
8.1. Составление номенкулатур дел. Подготовка дел к передаче в архив в организации Лекции 6 2 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
8.2. Составление номенкулатур дел. Подготовка к передаче в архивв организации Сам. работа 6 8 УК-4.4, ПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
8.3. Организация работы с документами Практические 6 4 УК-4.4, ПК-1.4 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что не относится к учредительным документам юридического лица?
а.Протокол собрания учредителей;
б. Устав;
в. Учредительный договор.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Положение о структурном подразделении – это:
а. правовой акт, который устанавливает статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений или иных органов;
б. правовой акт, который определяет статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности;
в. договор, стороны которого обязуются создать юридическое лицо и устанавливают порядок совместной деятельности по данному факту.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Датой должностной инструкции является дата:
а. ее утверждения;
б. ее составления;
в. ознакомления с ней работника.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Правовой акт, в котором отображается порядок деятельности руководства организации, а равно коллегиального или совещательного органа – это:
а. регламент;
б. штатное расписание;
в. устав.
ОТВЕТ:а

Вопрос 5. По сфере своего действия распорядительные документы делятся на:
а. федерального уровня, регионального уровня, правовые акты организаций;
б. коллективные и индивидуальные;
в. правовые акты организаций, правовые акты их структурных подразделений.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6. Распоряжение издается:
а. единолично;
б. коллегиально;
в. в условиях ведомственного регулирования.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Не является документом, который инициирует решение:
а. проект документа;
б. заключение;
в. докладная записка.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Какая часть постановления содержит нормативные положения или поручения?
а. Распорядительная;
б. Констатирующая;
в. Вводная.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. В состав информационно-справочных документов не входит:
а. указание;
б. докладная записка;
в. сводка.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Когда документ является исполненным?
а. Когда рассматриваемый в документе вопрос разрешен полностью и переписка по нему завершена;
б. Как только документу присвоен регистрационный номер;
в. Когда документ получен конечным адресатом.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Предварительный текст документа, который лично готовит исполнитель или соисполнитель документа, это:
а. проект документа;
б. экземпляр документа;
в. копия документа.
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Делопроизводство – это:
а. деятельность по документированию, документообороту, оперативному хранению и использованию документов;
б. процедура создания, тиражирования и регистрации входящей и исходящей документации организации;
в. непосредственное создание официальных документов на предприятии.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Все официальные документы имеют такие функции:
а. общие и специальные
б. общие и основные
в. деловые и общие
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Что включает в себя регистрация документа:
а. проставление регистрационного номера
б. проставление даты
в. все варианты правильные
ОТВЕТ: в.

Вопрос 15. Что такое уставы:
а. сложные документы, структуру и содержание которых определяют сами разработчики
б. документы, содержание которых имеет служебную тайну
в. документы, структуру и содержание которых определяют на месте
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется официальный документ, не выходящий за пределы подготовившей его организации.
Ответ: внутренний документ
2. Как называются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Ответ: государственная тайна
3. Как называется письменное или устное обращение физических или юридических лиц в государственные или общественные органы по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.
Ответ: жалоба.
4. Как называются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Ответ: информация
5. Как называются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
Ответ: информационные ресурсы.
6. Как называется совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов?
Ответ: контроль исполнения документов.
7. Как называется документ, изданный уполномоченным на то органом и устанавливающий нормы, правила постоянного или временного действия, рассчитанный на обязательное применение.
Ответ: нормативный документ
8. Как называется документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, заседаниях, совещаниях, конференциях, деловых встречах.
Ответ: протокол
9. Как называется правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Ответ: решение.
10. Как называется дело, включающее документы о каком-либо лице (о его биографии, образовании, трудовой или общественной деятельности).
Ответ: личное дело
11. Как называется документ, содержащий сведения о подготовке и проведении работ, об итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемый вышестоящему учреждению как должностному лицу.
Ответ: отчет.
12. Как называется решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т.п. по обсуждаемому вопросу.
Ответ: резолюция
13. Как называется свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Ответ: юридическая сила документа.
14. Как называется реквизит официального документа, придающий нормативный или правовой характер его содержанию
Ответ: гриф утверждения
15. Как называется отправитель документа?
Ответ: адресант
16. Как называется краткое изложение первоисточника?
Ответ: аннотация.
17. Как называется текстовой документ, отражающий, как правило, план работы с точными показателями норм и времени выполнения?
Ответ: график.
18. Как называется документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон?
Ответ: договор
19. Как называется предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения?
Ответ: проект документа.
20. Как называется краткое изложение текста документа или выступления?
Ответ: тезисы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение документа.
2. Назовите виды документов.
3. Каковы основные требования к изложению текста документа?
4. Что такое « корреспонденция»?
5. Охарактеризуйте документы, подлинные по юридической силе.
6. Охарактеризуйте понятие « управленческий документ».
7. Что такое входящий документ?
8. Что такое исходящий документ?
9. Классификация документов (признаки классификации).
10. Что такое делопроизводство?
11. Что такое реквизит?
12. Какие составные части (реквизиты) Вы знаете?
13. Расположение основных реквизитов в документах.
14. Назовите реквизиты, не обязательные для официального письма.
15. Большинство документов имеют одни и те же реквизиты, но каждый вид документа – свой формуляр. Отчего это зависит?
16. Что такое формуляр документа?
17. Что включает в себя понятие «утверждение документа»? Какие реквизиты входят в состав грифа утверждения? Где они располагаются?
18. Назовите реквизит, который оформляется при регистрации документов.
19. Объясните назначение реквизита «подпись», какие элементы входят в этот реквизит?
20. В каких случаях обязательно надо заполнять реквизит « ссылка на индекс и дату входящего документа»?
21. Какие реквизиты проставляются в правом верхнем углу бланка?
22. Какой реквизит определяет подлинность документа?
23. Объясните назначение реквизита « резолюция».
24. Что такое « виза» на документе?
25. Объясните назначение реквизита «согласование документа». Из каких элементов состоит гриф согласования?
26. Как формируется заголовок к тексту? В каких документах заголовок согласуется с наименованием вида документа в падеже?
27. Что такое ОРД (организационно-распорядительная документация)?
28. Объясните назначение распорядительных документов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Оформите несколько заголовков к текстам: письма, акта, протокола, докладной записки
2. Оформите несколько видов отметок: об исполнителе, об исполнении документа и направлении его в дело, о поступлении документа.
3. Приведите примеры распорядительных документов.
4. Охарактеризуйте назначение организационных документов.
5. Приведите примеры организационных документов.
6. Объясните назначение информационно-справочных документов.
7. Приведите примеры информационно-справочных документов.
8. Объясните назначение документа «докладная записка». Какие реквизиты используются при составлении докладной записки?
9. К какому виду ОРД относится протокол? Какие реквизиты используются при составлении протокола? Из каких частей состоит текст протокола?
10. К какому виду ОРД относится акт? Какие реквизиты используются при составлении акта? Какие виды актов подлежат утверждению?
11. Что такое должностная инструкция?
12. Составьте варианты письма-запроса и письма-ответа.
13. Составьте гарантийное письмо.
14. Составьте докладную записку о причинах несвоевременного представления информации о выполнении приказа директора.
15. Составьте докладную записку начальника планово-финансового отдела руководителю предприятия об обеспечении отдела четырьмя компьютерами.
16. Составьте справку о зарплате вашего сотрудника для предоставления по месту требования.
17. Из каких частей состоит текст приказа?
18. Как формируются пункты распорядительной части приказа?
19. Как заверяется выписка из приказа?
20. Оформление приказов по личному составу.
21. Ведение трудовых книжек работников.
22. Оформление трудовых книжек и вкладышей к ним.
23. Внесение изменений в записи.
24. Что такое «дубликат» трудовой книжки?
25. Учет трудовых книжек.
26. Составьте автобиографию.
27. В качестве начальника ОК составьте характеристику на сотрудника отдела.
28. Составьте приказы:
29. о приеме на работу бухгалтером ИВАНОВОЙ И.П.;
30. об увольнении переводом в другую организацию. Недостающие реквизиты укажите самостоятельно.
31. Напишите заявление о приеме Вас на работу экономистом в государственное предприятие.
32. Напишите заявление о предоставлении Вам административного отпуска по семейным обстоятельствам.
33. Составьте приказ о переводе на работу внутри организации.
34. Из каких разделов состоит контрольная картотека?
35. Какие сроки исполнения документов Вы знаете?
36. Какое должностное лицо снимает документ с контроля?
37. Что является объектом контроля исполнения документов?
38. Из каких элементов состоит регистрационный индекс документа?
39. Оформите на документах реквизит «отметка о контроле».
40. С какого момента исчисляется срок исполнения и контроль за исполнением документов?
41. По каким признакам строятся номенклатуры дел?
42. Дайте определение экспертизы ценности документов.
43. В чем заключаются задачи экспертизы документов?
44. Какие виды номенклатур дел разрабатываются учреждениями?
45. На какие группы можно разбить сроки хранения документов, устанавливаемые перечнями?
46. Какие требования необходимо соблюдать при переплете или подшивке дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу?
47. Как осуществляется нумерация листов в деле?
48. Какие данные указываются на титульном листе описи постоянного хранения?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Делопроизводство.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грозова, О.С. Делопроизводство: Учебное пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ю. Андропова, Н. Л. Андропова, Н. В. Макарова Кадровое делопроизводство: документация: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л2.2 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство : учебник Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколова О.Н Акимочкина Т.А Бочарова Л.А Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.-метод. комплекс АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/959
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кадровик www.kadrovik-
Э2 Информационно-правовой портал "Гарант" www.garant.ru
Э3 ЭУМК "Делопроизводство в политическом управлении" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.