МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История политических учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 120
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28 56 56
Практические 30 30 28 28 58 58
Сам. работа 23 23 97 97 120 120
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
История политических учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления об истории политических учений как науке, о закономерностях развития политических идеологий, о содержании и истории наиболее значительных и влиятельных концепций государства, власти, политики. В целом, освоение данного курса должно способствовать формированию научно-теоретического мышления, политического и исторического сознания студентов-политологов
Перспективе достижения этой общей цели служат следующие задачи:
построение моделей эволюции основных политических идей и направлений;
выделение фундаментальных политических проблем и категорий в их исторической преемственности и перспективе;
анализ взаимовлияния политических представлений вместе с проявлением их экономической и социокультурной обусловленности;
понимание особого характера и роли современных идейно-политических проблем в их отношении к историческим традициям;
практический анализ оригинальных политических концепций и выработка методологии работы с авторскими текстами;
формирование методологической культуры исследовательской работы студентов с курсовыми и выпускными квалификационными работами на примере политико-литературной классики;
знакомство студентов с современными методологическими концепциями истории политических учений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных
ОПК-3.2 Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы
ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История зарубежных политических учений Древнего мира
1.1. История политических учений как наука. Предмет, периодизация и методологические проблемы истории политических учений Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.4
1.2. Политико-правовая традиция Древнего Востока и античности. Государства Древней Месопотамии Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Древнееврейская политическая мысль Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Классическая политическая мысль Древней Индии Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.5. Общая характеристика древнекитайской политической мысли Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.6. Ранний период: возникновения и становления политической мысли Древней Греции Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.7. Политическая мысль периода расцвета Древней Греции Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.8. Политическая мысль Древнего Рима Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.9. Политическая мысль раннего Христианства Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.10. Древний Египет Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.11. Классическая политическая мысль Древней Индии Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.12. Конфуцианство Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.13. Легизм (Фацзя) Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.14. Аристотель Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.15. Политическая мысль республиканского периода Древнего Рима Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.16. Политическая мысль имперского периода Древнего Рима Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.17. История политических учений как наука Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.18. Политическая мысль Древнего Египта, Ближнего и Среднего Востока Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.19. Древнеиндийская политическая мысль Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.20. Древнекитайская политическая мысль Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.21. Политическая мысль Древней Греции Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.22. Политическая мысль Древнего Рима Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. История зарубежных политических учений Средних веков и Возрождения
2.1. Политико-правовая традиция Средних веков и Возрождения. Раннефеодальное общество Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.2. Зрелое феодальное общество. Теологические и политические учения Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.3. Зрелое феодальное общество. Светская политическая мысль Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.4. Византийская политическая мысль Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.5. Восточная политическая мысль Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.6. Гуманизм в Германии, Нидерландах и Франции Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.7. Итальянский гуманизм Лекции 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.8. Реформация в Германии и Швейцарии Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.9. Реформация и гуманизм в Англии Лекции 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.10. Политическая мысль раннего периода византийской истории Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.11. Политическая мысль периода расцвета и упадка Византийской империи Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.12. Средневековая политическая мысль Арабского Востока Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.13. Реформация в Чехии Практические 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.14. Реформация в Германии и Швейцарии Практические 1 4 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.15. Гуманизм в Германии, Нидерландах и Франци Практические 1 4 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.16. Политическая мысль Западной Европы (IV-нач.XV вв.) Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.17. Византийская политическая мысль Сам. работа 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.18. Восточная политическая мысль Сам. работа 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.19. Итальянский гуманизм Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.20. Реформация и гуманизм в Англии Сам. работа 1 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.21. Реформация в Чехии Сам. работа 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.22. Реформация в Германии и Швейцарии Сам. работа 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
2.23. Гуманизм в Германии, Нидерландах и Франции Сам. работа 1 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 3. Политические учения Нового времении (XVII–XVIII вв)
3.1. Новое время (XVII-XVIII вв.): социально-политическое развитие и политическая мысль Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.2. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.3. Особенности развития политической мысли в Англии XVII-XVIII вв. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.4. Политическая мысль и идеология первой революции 1640-1660 гг. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.5. Социально-политическая мысль Просвещения во Франции Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.6. Политическая мысль периода Великой Французской революции Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.7. Политическая мысль Германии. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.8. Политическая мысль Италии Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.9. Политическая мысль Соединенных Штатов Америки Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.10. Политическая мысль Востока Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.11. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.12. Политическая мысль и идеология первой революции 1640-1660 гг. Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.13. Политическая мысль периода Реставрации и «Славной революции» в Англии Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.14. Консервативная политическая мысль в Англии Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.15. Социально-политическая мысль Просвещения во Франции Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.16. Коммунистическая политическая мысль во Франции Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.17. Политическая философия второй половины XVIII века в Германии Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.18. Политическая мысль США периода войны за независимость и выработки конституции Практические 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.19. Голландия Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.20. Англия Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.21. Франция Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.22. Германия Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.23. Италия Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.24. Соединенные штаты Америки Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.25. Политическая мысль Востока Сам. работа 2 6 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 4. История зарубежных политических учений XIX в.
4.1. Основные черты и направления зарубежной политической мысли XIX в. Лекции 2 4 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.2. Политическая мысль в Германии XIX в Лекции 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.3. Политическое учение Гегеля Лекции 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.4. Политическая наука в системе марксизма Лекции 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.5. Марксизм о государстве, социализме и коммунизме Лекции 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.6. Либеральные политические учения в Англии XIX в Лекции 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.7. Английский консерватизм XIX в. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.8. Социалистическая мысль в Англии XIX в Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.9. Формирование консервативной идеологии во Франции XIX в. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.10. Политическая мысль Индии XIX в. Лекции 2 1 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.11. Политические идеи немецкого позитивизма Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.12. Политические взгляды Ф. Ницше Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.13. Либеральные политические учения в Англии XIX в Практические 2 4 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.14. Основные направления либеральной политической мысли во Франции XIX в. Практические 2 4 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.15. Социалистическая мысль во Франции XIX в. Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.16. Политическая мысль в США XIX в. Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.17. Политическая мысль Латинской Америки XIX в Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.18. Политическая мысль Японии XIX в. Практические 2 2 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.19. Основные черты и направления зарубежной политической мысли XIX в Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.20. Политическая мысль в Германии XIX в Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.21. Политическая теория марксизма Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.22. Политическая мысль в Англии XIX в Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.23. Политическая мысль во Франции XIX в Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.24. Политическая мысль Америки XIX в Сам. работа 2 8 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.25. Политическая мысль Востока XIX в. Сам. работа 2 7 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 5. Политические учения XX в.
5.1. Экзамен 2 27 ОПК-3.2, ПК-2.1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2658
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3:
Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Н. Макиавелли считал, что:
а. этика и политика тождественны
б. этика и политика различны
в. этика – часть политики
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Родоначальником Реформации был:
а. Н. Макиавелли
б. Т. Гоббс
в. М. Лютер
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. Теория «правителя-философа» принадлежит:
а. Платону
б. Аристотелю
в. Августину
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Легизм – это направление философско-политической мысли:
а. Древней Индии
б. Древней Греции
в. Древнего Китая
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Кого считают основателем международного права?
а. Г. Гроция
б. Д. Локка
в. Т. Гоббса
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Автором теории двух «градов» в трактате «О Граде Божием» был:
а. И. Златоуст
б. А. Августин
в. Ф. Аквинский
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Кто из французских просветителей был противником разделения властей?
а. Вольтер
б. Ш. Монтескье
в. Ж.-Ж. Руссо
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Модель идеального государства разработал:
а. Сократ
б. Платон
в. Аристотель
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Автором работы «Утопия» является:
а. Н. Макиавелли
б. Т. Мор
в. Т. Кампанелла
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Основателем какого направления в философии и теории политики является О. Конт?
а. позитивизм
б. технократизм
в. федерализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Вольтер в своих произведениях критиковал, высмеивал и обличал:
а. английскую монархию
б. дворянство
в. католическую церковь
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Кто объявил Фридриха Ницше своим предтечей?
а. немецкие коммунисты
б. немецкие социал-демократы
в. идеологи фашизма и национал-социализма
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
а. Мо-Цзы
б. Лао-Цзы
в. Конфуцию
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Кто является основоположником даосизма?
а. Конфуций
б. Мо-Цзы
в. Лао-Цзы
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть:
а. орудие господствующего класса
б. двигатель общественных отношений
в. биологический организм
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Аристотель утверждал: «Человек по природе — существо …»
Ответ: политическое

2. Течение, оппозиционное (прямо враждебное) официальному вероучению, называется:
Ответ: ересь

3. Государство – результат творения Бога. Эта мысль лежит в основе __________ теории происхождения государства. (вставьте пропущенное слово)
Ответ: теологической

4. Религиозно-политическое течение, выступившее против католицизма, против накопления богатств католической церковью, с идеей «всеобщего священства» – это…
Ответ: протестантизм

5. Гуго Гроций разделял войны на «справедливые и ___________» (вставьте пропущенное слово)
Ответ: несправедливые

6. Ж.-Ж. Руссо был автором _______________ теории демократии (вставьте пропущенное слово)
Ответ: коллективистской

7. Основное сочинение Т. Гоббса называется…
Ответ: «Левиафан»

8. Джон Локк выделял следующие ветви власти: законодательную, исполнительную и _____________ (вставьте пропущенное слово).
Ответ: федеративную

9. Индийская варна жрецов называется:
Ответ: брахманы

10. Какую форму правления Аристотель считал наилучшей?
Ответ: политию

11. Кто из политических мыслителей Древнего Китая считал, что государство формируется по образцу патриархальной семьи?
Ответ: Конфуций

12. Основателем политической теории томизма является:
Ответ: Фома Аквинский

13. Гегель выделял три вида общественных союзов: семья, гражданское общество и __________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: государство

14. Этот автор считал, что отношения между государствами должны быть основаны на договоре о вечном мире:
Ответ: И. Кант

15. Известный мыслитель эпохи Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, её положению и размерам, климату и т.п.:
Ответ: Ш. Монтескье

16. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» – утверждал:
Ответ: Т. Гоббс

17. Д. Локк был одним из основоположников теории общественного __________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: договора

18. Какая школа Древнего Китая основополагающим считала принцип недеяния в государственном управлении?
Ответ: даосизм

19. У кого из французских просветителей свобода – номинально цель мысли автора, но на самом деле таковой является равенство?
Ответ: Ж.-Ж. Руссо.

20. Высший моральный закон И. Кант назвал категорическим ____________ (вставьте пропущенное слово).
Ответ: императивом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Конфуций считал, что управлять государством должны:
а. знатные и богатые
б. соблюдающие законы
в. благородные мужи (знающие и добродетельные)
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. По мнению Аврелия Августина
а. церковная власть выше государственной
б. государственная власть выше церковной
в. церковь и государство равны между собой
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Одним из классиков либерализма считается:
а. Э. Берк
б. Б. Констан
в. К. Маркс
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Главной ценностью социализма является:
а. индивидуальная свобода
б. социальная справедливость
в. порядок и традиции
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Stato (от лат. status) – этим термином Н. Макиавелли обозначает …
а. республику
б. монархию
в. понятие государства как политического института
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Какая особенность не была характерна для политических воззрений Древнего Востока?
а. синкретичность политических, правовых, религиозных, мифологических воззрений
б. рациональность
в. образность
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Кто утверждал, что общественный договор заключается не между людьми и властью, а между самими людьми, чтобы повиноваться власти, которую изберёт большинство?
а. Т. Гоббс
б. Д. Локк
в. Ш. Монтескье
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Каков идеальный психологический принцип монархии по Ш. Монтескье?
а. страх
б. честь
в. патриотизм
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?
а. утилитаризм
б. идеализм
в. классицизм
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о:
а. союзе пролетариата с мелкой и средней буржуазией
б. диктатуре пролетариата как государстве нового типа
в. национально-освободительной антиколониальной борьбе
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Назовите политический идеал М. Робеспьера:
а. демократическая республика
б. конституционная монархия
в. социалистическое государство
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какая форма организации государственной власти, по мнению Полибия, является самой лучшей?
а. демократия
б. аристократия
в. смешанное государство
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Основоположником юридического позитивизма является:
а. О. Конт
б. Д. Остин
в. Г. Спенсер
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Чем ограничена власть суверена по Гоббсу?
а. законом
б. христианскими ценностями
в. ничем
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Представителями утопического (гуманистического) социализма были:
а. Сен-Симон, Фурье
б. Маркс, Энгельс
в. Бернштейн, Каутский
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основоположником формационного подхода к развитию общества и формационной типологии государств был…
Ответ: К. Маркс

2. У какого французского просветителя идея народного суверенитета является ядром всего политического учения?
Ответ: Ж.-Ж. Руссо

3. Сторонником какой формы правления был Г. Гегель?
Ответ: конституционной монархии

4. Древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством называется…
Ответ: «Артхашастра»

5. Возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» – нирваны:
Ответ: буддизм

6. Типичная форма организации общества для Древней Греции, город-государство:
Ответ: полис

7. Политическая доктрина, согласно которой в правовом государстве должны существовать самостоятельно и независимо друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, с эффективным взаимодействием и взаимным контролем – это теория…
Ответ: разделения властей (власти)

8. Концепция, означающая высшую ценность государства как института и его активное вмешательство в экономическую и политическую жизнь страны:
Ответ: этатизм

9. Первичная ячейка нового социального строя без частной собственности и эксплуатации, предложенная Ш. Фурье. Это добровольное объединение людей для совместной жизни (труда, общения и воспитания) на основе коллективной собственности. Его участники создают общеобязательные правила поведения и сознательно их соблюдают:
Ответ: фаланга (фаланстер)

10. Согласно логике триад Г. Гегеля, всякий объект проходит в своем развитии три стадии: тезис – антитезис – ______________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: синтез

11. По мнению Платона, политика является как наукой, так и _________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: искусством.

12. Аристотель делил все формы государства на правильные и _____________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: неправильные (отклоняющиеся)

13. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, автор работы «Город Солнца»:
Ответ: Т. Кампанелла

14. Н. Макиавелли известен тем, что разделил политику и _________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: мораль (этику)

15. Направление в философско-политической мысли античности, провозгласившее удовольствие, счастье смыслом жизни человека:
Ответ: гедонизм

16. Если по мнению Т. Гоббса, люди объединились в государство для защиты своей жизни, то по Д. Локку, они объединились для защиты своей _____________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: собственности

17. Одно из двух ведущих направлений политической мысли в США периода войны за независимость, выступавшее за единое федеративное государство (лидер – А. Гамильтон):
Ответ: федералисты

18. Форма правления, преобладавшая в эпоху средневековья:
Ответ: монархия

19. По Гегелю, сфера реализации частных интересов – это…
Ответ: гражданское общество

20. Следуя английской традиции парламентаризма, Д. Локк считал высшей из ветвей власти в государстве…
Ответ: законодательную.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Семестр 1
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История политических учений как наука. Предмет, метод, структура.
2. Историография (история развития истории политических учений как науки).
3. Общая характеристика политической мысли Древней Индии. Политическая мысль Ведийского общества.
4. Брахманистская политическая мысль. Законы Ману.
5. Буддистская политическая мысль в Древней Индии.
6. Конфуцианство. Конфуций. Развитие конфуцианства. Мэн-Цзы.
7. Даосизм. Лао Цзы и его трактат «Дао Дэ Цзин». Развитие идей даосизма. Ян Чжу и Чжуан-Цзы.
8. Политические учения моистов.
9. Политические учения легистов. Шан Ян, его трактат «Шань цзинь шу». Хань Фэй-цзы.
10. Политические идеи «Семи мудрецов». Политическое содержание реформы Солона.
11. Пифагор и пифагорейцы.
12. Гераклит.
13. Демокрит.
14. Софисты.
15. Сократ.
16. Платон о политике как искусстве и науке. Политика и мораль. Справедливость как высшая цель политики (По соч. «Политик»).
17. Платон о государственном устройстве. Виды государств, их характеристика. Идеальное государство Платона.
18. Аристотель о политике как науке, ее предмете, методе и месте в системе наук.
20. Эпикур.
21. Стоики (Зенон, Хрисип, Клеанф).
22. Древнеримская мысль в царский период.
23. Древнеримская мысль в республиканский период. Лукреций Кар.
24. Цицерон.
25. Древнеримская мысль в имперский период. Поздняя римская стоя.
26. Общая характеристика развития политической мысли Средневековья.
27. Аврелий Августин.
28. Общая характеристика политической мысли XI-нач. XVвв. Теория двух мечей и теория нравственного закона.
29. Фома Аквинский и его школа.
30. Политические учения средневековых еретиков.
31. Византийская политическая мысль IV-первая половина VIIвв.
32. Византийская политическая мысль VII-XV вв.
33. Средневековая политическая мысль Индии.
34. Политическая мысль в Средневековом Китае.
35. Становление средневековой мусульманской политической мысли и основные тенденции её развития.
36. Проблемы политики и государства в мусульманской этико-философской мысли.
37. Общая характеристика политической мысли эпохи Возрождения.
38. Итальянский гуманизм. Понятие «гражданского гуманизма».
39. Эразм Роттердамский.
40. Томас Мор и политическая коммунистическая мысль. Политические идеи «Утопии».
41. Т. Кампанелла.
42. Политические идеи Реформации.
43. Томас Мюнцер.
44. Жан Кальвин.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте представления древнеегипетской политической мысли о власти и государстве.
2. Охарактеризуйте «Артхашастру» как памятник политической литературы Древней Индии.
3. Сравните этико-политические учения конфуцианства, моизма и легизма.
4. Поясните отражение политических идей в мифологии Древней Греции (Тесей, Гомер, Гесиод)
5. Раскройте сущность представлений Аристотеля о государстве как о политическом организме
6. Проследите эволюцию политической мысли Древней Греции, выделите ее основные периоды
7. Сформулируйте особенности концепции «смешанного государства» Полибия
8. Определите причины негативного отношения к государству в раннехристианской политической мысли
9. Дайте общую характеристику политических идей итальянского гуманизма.
10. Выделите базовые ценности политической концепции Н. Макиавелли
11. Сформулируйте основные идеи сочинения М. Лютера «О светской власти».
12. Покажите взаимосвязь кальвинизма и буржуазных революций в Европе и Америке.

Семестр 2
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Социально- политическое развитие и политическая мысль Нового времени.
2. Политическая мысль Голландии XVII – XVIII вв.
3. Английская политическая мысль XVII – XVIII вв. Основные течения. Ф. Бэкон.
4. Концепция абсолютизма Якова I и Роберта Филмера.
5. Английская политическая мысль и первая английская революция. Пресвиториане.
6. Индепенденты. Джон Мильтон и Джеймс Гаррингтон.
7. Генри Айртон и Оливер Кромвель.
8. Политические взгляды левеллеров. Джон Лильберн.
9. Диггеры. Джерард Уинстенли.
10. Томас Гоббс.
11. Политическая мысль эпохи Реставрации и «Славной революции».
12. Джон Локк.
13. Консервативная политическая мысль в Англии XVIII века. Генри Болинброк . Давид Юм. Адам Смит.
14. Уильям Блэкстон и Эдвард Берк.
15. Просвещение и политическая мысль во Франции XVIII века. Вольтер.
16. Шарль Луи Монтескье.
17. Клод Гельвеций и Поль Гольбах.
18. Французская политическая мысль периода Великой революции. Конституционалисты.
19. Политическая доктрина якобинцев. Жан Поль Марат и Максимилиан Робеспьер.
20. Немецкая политическая философия второй половины XVIII века. Имануил Кант.
21. Политическая мысль США периода борьбы за независимость. Республиканцы. Бенджамин Франклин Томас Пейн.
22. Томас Джефферсон. «Декларация независимости».
23. Федералисты. Джон Адамс и Александр Гамильтон.
24. Джеймс Мэдисон.
25. Факторы, определившие специфику политической мысли XIX столетия. Рационализм и романтизм.
26. Либерализм в политической мысли XIX в.
27. Основные положения идеологии консерватизма XIX в.
28. Формирование социалистической идеологии в XIX в.
29. Учение Гегеля о гражданском обществе.
30. Учение Гегеля о государстве.
31. Социально-политические и теоретические предпосылки марксизма. Политическая наука в системе марксизма.
32. Марксизм о происхождении государства и его классовой сущности
33. Марксизм о государстве, социализме и коммунизме. Марксистское учение о революции
34. Социологический позитивизм Людвига Гумпловича
35. Неокантианская политическая мысль. Георг Еллинек.
36. Консервативная политическая мысль во Франции XIX в. Ж. де Местр, Л. де Бональд.
37. Либеральные радикалы. Бенджамен Констан.
38. Новый либерализм Алексиса Токвиля.
39. Социалистическая политическая мысль во Франции XIX в. Сен-Симон.
40. Шарль Фурье о развитии и принципах организации общества.
41. Пьер Жозеф Прудон – основоположник анархизма Нового времени.
42. Американская политическая мысль XIX в. Джексоновская демократия. Дж. Калхун.
43. Американский прагматический либерализм
44. Общая характеристика политической мысли в Англии XIX в. Английский либерализм, его основные методологические принципы.
45. Консервативная политическая мысль в Англии XIX в. С.Т. Кольридж, Б. Дизраэли, Т. Карлейль.
46. Юридический позитивизм Джона Остина
47. Политэкономическая концепция Джона Стюарта Милля
48. Органическая теория государства Герберта Спенсера.
49. Социалистическая мысль в Англии XIX в. Р. Оуэн.
50. Арабо-исламская политическая мысль XIX в.
51. Политическая мысль в Индии XIX в.
52. Политическая мысль в Китае XIX в.
53. Политическая мысль в Японии XIX в.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сравните взгляды Г. Гроция и Б. Спинозы на политическую науку.
2. Охарактеризуйте общие положения и историческую роль идеологий индепендентов, левеллеров и диггеров в английской революции.
3. Выделите социальные и теоретические предпосылки «Славной революции» в Англии.
4. Выявите причины концептуального противостояния патриархальной теории происхождения государства Р. Филмера и договорной теории Д. Локка
5. Охарактеризуйте специфику английского консерватизма XVIII в., его социальную базу и идейные истоки.
6. Проанализируйте идейно-политическое содержание борьбы основных течений периода Великой французской революции.
7. Сравните политические взгляды представителей коммунистического направления во Франции XVIII в.: Мелье, Мабли, Морелли.
8. Сформулируйте особенности политических идей Просвещения в Германии XVIII в.
9. Выделите базовые политические ценности «Декларации независимости» США.
10. Сопоставьте политические идеи «республиканцев» и «федералистов» периода формирования американского государства.
11. Дайте общую характеристику исламской политической мысли XVII-XVIII вв.
12. Проанализируйте концептуальное ядро политической идеологии европейского либерализма XIX в.
13. Выделите и сопоставьте основные этапы развития социалистической идеологии в XIX в.
14. Сопоставьте политические идеи немецкого юридического и социологического позитивизма XIX в.
15. Проведите анализ структуры философской системы Гегеля и покажите в ней место политики и политического
16. Сформулируйте основные положения марксистской концепции происхождения государства
17. Выделите специфику концепции власти и государства Ф. Ницше.
18. Перечислите основные принципы немецкой политической романтики
19. Охарактеризуйте политическое значение теории «героев истории» Т. Карлейля.
20. Выделите особенности этико-политической концепции утилитаризма И. Бентама
21. Проанализируйте различные толкования теории «варварство – цивилизация» в политической мысли Латинской Америки XIX в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голиков А.К. История политических учений: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие для вузов М.: Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Замалеев А.Ф. История политических учений России: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Земцов Б.Н. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Я. Баркалов История политических учений в России XI - XVIII веков: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 36
Л2.2 Мухаев Р.Т. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Пыж В.В. Политология. политические идеи и концепции власти: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 В. Г. Графский История политических и правовых учений: учебник М.: Проспект, 2005 8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru:8101/ -
Э2 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете http://www. hrono.info
Э4 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э5 http://window.edu.ru – Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" http://www. humanities.edu.ru
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии filosof.historic.ru
Э8 http://iph.ras.ru – Институт философии Российской Академии Наук iph.ras.ru
Э9 ЭБС Юрайтhttps://biblio-online.ru/
Э10 ЭУМК История политических учений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «История политических учений» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о политических учениях прошлого. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «История политических учений» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по данной теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану занятий дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам истории политических учений, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.