МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия как империя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НП-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Россия как империя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть исторические особенности формирования и развития Российской империи (внутригосударственные и внешнеполитические. Рассмотреть исторический путь развития России, обратив особое внимание на те события, которые наглядно характеризуют складывание Империи; проанализировать современное геополитическое, международное положение России;осмыслить историю Российского государства для использования исторического опыта и его уроков в жизни, профессиональной и общественной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальноми культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
ОПК-4.3 Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественно политическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1. Анализирует общественно-политические и социально-экономические события и процессы регионального развития в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2. Выявляет долгосрочные тенденции развития территории в исторической ретроспективе и понимает их влияние на современную ситуацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Находит причинно-следственные связи и взаимозависимости между общественнополитическими социально-экономическими процессами и явлениями регионального развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование империй: теоретический ракурс
1.1. Методологические основы понятия "империя" Лекции 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества Сам. работа 1 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества Практические 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Формирование Российского государства в XIV—XVIII вв.
2.1. Московское княжество как новый центр Российского государства Лекции 1 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Российское государство на пути к империи Сам. работа 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Российское государство на пути к империи Практические 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Российская империя (1721-1917 гг.)
3.1. Основные этапы истории Российской империи Лекции 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Российская империя: особенности формирования и национального устройства Сам. работа 1 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Российская империя: особенности формирования и национального устройства Практические 1 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. СССР (1922-1991 гг.)
4.1. Образование СССР: причины и принципы создания союза Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.2. СССР как империя нового типа Сам. работа 1 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.3. СССР как империя нового типа Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Россия в XXI веке
5.1. РФ - современная империя Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.2. Современный этап развития России Сам. работа 1 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Современный этап развития России Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

Тесты закрытого типа.

1. На конец XIX в. — начало ХХ в. пришлась деятельность, пользующегося большим духовным авторитетом
1) Стефана Яворского
2) Феофана Прокоповича
3) Симеона Полоцкого
4) Иоанна Кронштадтского
2. Что из перечисленного характеризовало национальную политику Александра III?
1) уравнение евреев в правах с остальным населением
2) установление делопроизводства на национальных языках
3) постепенное свёртывание финляндской автономии
4) отказ от признания дворянского статуса за представителями кавказской знати
3. К.П. Победоносцев в борьбе с распространением революционных идей опирался на
1) народничество
2) творческие союзы писателей
3) православие
4) преподавателей университетов
4. Александр III, так же как и Александр II
1) проводил политику ограничения автономии Финляндии
2) усилил гонения на старообрядцев
3) предоставил дополнительные льготы еврейскому населению
4) стремился сохранить единство многонациональной Российской империи
5. Как называется религиозное течение, отделившееся от господствующей церкви и ей противостоящее?
1) партия
2)секта
3) каста
4) конфессия
6. Реформируя образование на российских окраинах, Александр III
1) сделал обязательным преподавание русского языка в учебных заведениях
2) предоставил автономию университетам
3) запретил преподавание в школах Закона Божьего
4) отменил плату за получение образования
7. Александр III проводил политику «борьбы с германизацией» в
1) Средней Азии
2) Финляндии
3) Прибалтике
4) Приморье
8. С целью укрепления самодержавия Александр III стремился усилить позиции
1) церкви
2) рабочих организаций
3) сектантского движения
4) марксистских кружков
9. Александр III в отличие от Александра II
1) проводил антипольскую политику
2) ограничил автономию Финляндии
3) расширил права еврейского населения
4) проводил политику веротерпимости по отношению к мусульманскому населению
10. Как называлось националистическое движение мусульманских народов Поволжья и Средней Азии, представители которого выступали за европеизацию мусульманского образования, устранение ряда феодальных пережитков?
1) мюридизм
2) антисемитизм
3) сепаратизм
4) джадидизм
11. С целью сохранения единства Российской империи Александр III стремился
1) насильственно внедрить русский язык в Прибалтике и Польше
2) привлечь на государственную службу поляков-католиков
3) полностью отменить автономию Польши
4) уравнять в правах все религии
12. В правление Александра III была сокращена черта оседлости в отношении
1) финнов
2) евреев
3) поляков
4) татар
13. Во второй половине XVIII века в России возникло несколько крупных религиозных сект. Члены какой секты называли свои общины кораблями под управлением кормщиков с безграничной властью?
1. скопцы
2. молокане
3. духоборцы

14.Летом 1572 г. русские войска на подступах к Москве одержали крупную победу над крымско-турецкой армией под командованием хана Девлета I Гирея. Как называлось это сражение?
1. битва у Черного Острова
2. Молодинская битва
3. сражение у Судьбищей
15. Кто возглавлял российское министерство иностранных дел в 1906-1910 гг.?
1. В. Н. Ламздорф
2. А. П. Извольский
3. С. Д. Сазонов

Ключи к тестам:
1-4
2-3
3-3
4-4
5-2
6-1
7-3
8-1
9-2
10-4
11-1
12-2
13-3
14-2
15-2

Тесты открытого типа:
1. В каком году Александр II взошел на престол Российской империи?
2. Какие народы полиэтнического государства обозначаются термином «национальные меньшинства»?
3. Если в политической системе страны важное место занимает местная или муниципальная власть, организующая жизнь на определенной территории, то каким по своему типу является данное государство?
4.Каким словосочетанием в Российской империи обозначались балтийские провинции страны в XVIII XIX вв.?
5. Какая война наглядно показала отсталость России от передовых стран и стала одной из причин отмены крепостного права?
6. Какой генерал сыграл ведущую роль в разработке проекта крестьянской реформы 1861 г.?
7. На какой срок государство предоставляло крестьянам ссуду для выкупа земли?
8. Укажите годы жизни Александра II
9. Государство, в составе которого проживают различные этносы, исторически сформировавшиеся на данной этнической территории и имеющие свои формы политической, территориальной, административной или культурной автономии, — это государство____________________
10. Реформа 1861 г. устанавливала для разных районов страны строгие нормы выкупаемых наделов. Как назывались земли, превышающие размеры этих норм и изымающиеся у крестьян?
11. Какой из регионов Российской империи к началу ХХ в. обладал реальной административной автономией?
12. Как называется согласие старообрядцев, которое в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье и на Иргизе пошло на примирение с государственной властью и официальной церковью?
13. В каком году Александр II приступил к осуществлению Земской реформы?
14. Какой поэт был наставником юного Александра II и пытался развить в наследнике престола гуманность?
15. В каком году был принят самый либеральный Университетский устав дореволюционной России?
16. Сразу же после окончания Крымской войны огромные массы крестьян отказались платить оброк и повинности. В каком районе страны, по слухам в народе, правительство уже приступило к отмене крепостного права?
17. Какой русский историк был автором фразы: "Севастополь ударил по застоявшимся умам"?
18. Идеология, не признающая равноправия наций и их представителей, получила название:
19. Преобладание в государственной политике принципа национального равенства характерно для режима:
20. Идея национальной исключительности, основанная на военном превосходстве той или иной нации, – это:
21. Власть одного, обычно титульного, исторически проживающего на данной территории и давшего ей название или наиболее влиятельного этноса (нации) в многонациональном государстве – это:
22. Нация как общность людей формируется:
23. Особенности национально-территориальной организации государства и взаимоотношений между органами центра и регионов раскрывает понятие:
24. Какой из национальных вопросов, существовавших в Российской империи, соотносится с понятиями «выкрест», «кагал», «черта оседлости»?
25. Города Нарва, Пярна и Тарту находились в составе какой из балтийских провинций империи?
26. Какое событие позволило России в одностороннем порядке отменить условия Парижского мира?
27. В каком году был заключен Айгунский договор между Российской империей и Китаем?
28. "Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…". Кто обратился в печати с такими словами к воцарившемуся Александру II?
29. Какой либеральный чиновник в дневнике так охарактеризовал начало правления Александра II: "…перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году…"?
30. В каком году правительство Российской империи продало США свои владения в Северной Америке (Аляска, Алеутские и ряд более мелких островов)?

Ключи:
1. 1855 г.
2. все народы такой страны, кроме самого многочисленного
3. федеративным
4. остзейские губернии
5. Крымская
6. Я. И. Ростовцев
7. 49 лет
8. 1818-1881 гг.
9. полиэтническое
10. отрезки
11. Финляндия
12. единоверцы
13. 1864 г.
14. В. А. Жуковский
15. 1863 г.
16. в Крыму
17. В. О. Ключевский
18. шовинизм
19. демократического
20. шовинизм
21. этнократия
22. при капитализме
23. форма государственного устройства
24. еврейский
25. Эстляндии
26. поражение Франции во франко-прусской войне
27. 1858 г.
28. А. И. Герцен
29. Д. А. Оболенский
30. 1867 г.





Критерии оценивания:
0-19 баллов - неудовлетворительно
20-29 баллов - удовлетворительно
30-37 баллов - хорошо
38-45 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
вопросы промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену:
1. «Империя»: понятие и характеристика
2. Внешняя политика РФ после 2014 г.
3. Типы империй
4. Правление Ивана Грозного: формирование сильной монархической власти.
5. Известные империи в истории человечества (о любой империи на выбор).
6. Сакрализация образа лидера в РФ.
7. Этапы формирования Российской империи (по А. Каппелеру)
8. Территориальные изменения СССР после ВОВ.
9. Образование Московского централизованного государства.
10. РФ как империя.
11. Освоение Сибири XVII-XVIII вв.
12. Распад СССР и его последствия.
13. Конфликт Никона и Алексея Михайловича.
14. Внешняя политика СССР в 1950-80-ее гг.
15. Абсолютизм Петра I.
16. Национальный и конфессиональный состав Российской империи в XIX в.
17. Внешняя политика Петра I.
18. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии 1797 г.
19. Указ о престолонаследие (1722) и начало Дворцовых переворотов.
20. Народонаселение страны и национальная политика СССР.
21. Расширение территории Российской империи во второй половине XVIII в.
22. Мифологизация образа В.И. Ленина.
23. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
24. Внешняя политика Николая I.
25. Финляндия и Польша в составе Российской империи.
26. Образование СССР.
27. Внешняя политика Александра I.
28. СССР как империя нового типа.
29. Основные достижения внешней политики во второй половине XIX веке.
30. Конституционная монархия в России
31. Реформы Александра II.
32. Внешняя политика Российской империи в XX веке.
33. Распад Российской империи: причины и последствия.
34. Культ личности И.В. Сталина.

Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/EE046AD5-A4B1-45E0-ADE1-FC8EA35E39A2
Л1.2 Чураков Д.О., Саркисян С.А. История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE
Л1.3 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Б. Некрасова Отечественная история: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6
Л2.2 Ачкасов В. А. , Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения: Учебник М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России — федеральный портал История.РФ histrf.ru
Э2 Российское историческое общество официальный сайт historyrussia.org
Э3 Курс в Moodle "Россия как империя" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Россия как империя» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематические занятия включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов практического занятия, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.