МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История экономического развития Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История экономического развития Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История экономического развития Китая" сформировать у студентов представление о характере взаимодействия общества и географической среды, основных закономерностях развития и функционирования экономической системы Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности экономического развития Китая с древности до настоящего времени;
стратегию и содержание экономических реформ в КНР, основные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества КНР.
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе полученных знаний давать комплексную характеристику современного состояния КНР,
выделять особенности экономической системы КНР, давать оценку места КНР в системе мирохозяйственных связей,
вырабатывать рекомендации для продвижения российско-китайского национального и регионального сотрудничества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом с учетом специфики трактовки отдельных понятий в регионе специализации;
владеть навыками самостоятельного поиска и анализа информации по конкретным вопросам экономического развития КНР.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика Китая. Введение
1.1. Предмет курса. Теоретические подходы к анализу экономического развития: формационный, цивилизационный, мирсистемный подходы, теория постиндустриального общества. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Подготовка к семинару. Работа с картой Сам. работа 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4
Раздел 2. Традиционная экономическая система Китая и начало ее модернизации в колониальный период.
2.1. Особенности традиционной экономической системы Китая. Характер землевладения в традиционном Китае. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Экономическая модернизация Китая в колониальный период. Концепция синтеза. Зарождение капиталистического уклада и его особенности. Задание в Мудл Сам. работа 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Изучение источников и литературы Сам. работа 7 3 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Образование КНР и складывание социалистической плановой экономики (1949-1978 гг.)
3.1. Экономическая политика КПК в восстановительный период (1949-1952 гг.) Стратегия индустриализации КНР Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Индустриализация и складывание социалистической плановой модели экономики в КНР (1953-1957 гг.) Политика «Трех красных знамен» и ее результаты. Практические 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Подготовка к семинарам. Сам. работа 7 6 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.)
4.1. Стратегия и содержание экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Экономические реформы в Китае (80-е гг. XX – начало XXI в.) Практические 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 7 8 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Структура экономики КНР (80-е гг. XX - начало XXI в.)
5.1. Изменения в отраслевой структуре экономики за годы экономических реформ Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Размещение и развитие основных отраслей сельского хозяйства и промышленности Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Развитие Топливно-энерггетического комплекса, черной металлургии КНР Размещение и развитие транспортной системы КНР Практические 7 6 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Инновационная политика КНР Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Подготовка к семинару. Выполнение заданий в МУДЛ. Работа с картой Сам. работа 7 8 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Внешнеэкономическая стратегия: содержание и эволюция (80-е гг. XX - начало XXI в.)
6.1. Политика «открытости» во внешнеэкономической сфере, её место в общей стратегии реформ Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Политика открытости в КНР: "выход за рубеж " (начало XXI в.). Практические 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-1.1, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4658
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Для процесса модернизации характерны следующие черты
a. цикличность
б. глобальность
в. системность
г. традиционность
Ответ: Б, В
2. Согласно теории постиндустриального общества переход общества от одной стадии развития к другой обусловлен изменениями в....
a. в социальной структуре
б. в политической организации государства
в. в способе производства
г. технологическом базисе
Ответ: Г
3. Верно ли утверждение: “Коммуны в период политики "Трех красных знамен" получили статус административных единиц”
A. Верно
B. Неверно
Правильный ответ: А.
4. Принцип "китайское - основное, западное - прикладное" как подход к заимствованиям и освоению западного опыта был выдвинут
а) в период политики "самоусиления"
б) в период " 100 дней реформ"
в) в период Синьхайской революции
г) в период гражданской войны между КПК и Гоминьданом
Ответ: а
5. Какой экономический проект был запущен в Китае для развития инфраструктуры и стимулирования экономического роста?
а) "Великая китайская стена"
б) "Тысячелетний план"
в) "Один пояс, один путь"
г) "Модернизация 2030"
Ответ: в
6. Какая индустрия стала ключевой в экономической модернизации Китая в начале XXI в., приводя к росту экспорта и инвестиций?
а) Сельское хозяйство
б) Текстильная промышленность
в) Информационные технологии
г) Добывающая промышленность
Ответ: в
7. Отметьте проблем(ы-) развития черной металлургии, с которой сталкивается Китай.
Выберите один или несколько вариантов ответа:
1) нехватка сырья (железной руды)
2) стремительная потеря иностранного капитала
3) низкая производительность труда в отрасли
4) металлы выплавляются по устаревшим технологиям
5) отрасль становится менее прибыльной
Ответ: 1, 3, 4
8. Какое понятие описывает экономическую политику, в ходе которой Китай внедрял элементы рыночной экономики в социалистическую систему?
а) Перестройка
b) Новая демократия
c) Социализм с китайской спецификой
d) Смешанная экономика
Ответ: с

Задания с ответами открытого типа
1. О каком процессе идет речь в определении
Процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного
производства в экономике –...
Правильный ответ: индустриализация.
2. Кто стал инициатором экономических реформ в Китае в начале 1980-х?
- Ответ: Дэн Сяопин
3. В каком году была принята политика "Открытых дверей" (Open Door Policy)?
- Ответ: 1984
4. Как называлось "общество среднего достатка", употребленное Дэн Сяопином в 1979 г для характеристики текущего этапа китайской модели модернизации?
Ответ: сяокан
5. Какая провинция Китая стала пилотным регионом для экономических экспериментов и реформ?
- Ответ: Гуандун
6. Во время политики реформ и открытости 1978 г. были созданы СЭЗ, в рамках которых могли создаваться предприятия с участием иностранного
капитала. Расшифруйте приведенную аббревиатуру.
Ответ: специальные экономические зоны
7. Экономический режим, ориентированный на самообеспечения страны, минимизацию внешне-торгового оборота. Действовал в КНР в 1970-е гг.
Ответ: автаркия

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Верно ли утверждение: “руководство КНР выбрало стратегию индустриализации с опорой на легкую промышленность.”
а. Верно
б. Неверно
Ответ: Б
2. Что не входило в курс “трех красных знамен” в КНР?
а) Новая генеральная линия партии
б) Политика “открытости”
в) Программа “Большого скачка”
г) Образование народных коммун
Ответ: Б
3. С какими явлениями связана программа “Большого скачка”?
A. кампания "Битва за сталь"
Б. создание кооперативов
В. ирригационные работы
Г. борьба с четырьмя вредителями
Д. курс на приватизацию промышленных предприятий
Ответ: А В Г
4. Территории, первые получившие статус Свободных экономических зон в КНР :
а) Шаньтоу, Шеньчжень, Чжухай, Сямынь
б) Шеньчжень, Чжухай, Аомынь, Хайнань
в) Чжухай, Шеньчжень, Шанхай, Шаньтоу
г) Сямынь, Шаньтоу, Гонконг, Тяньцзинь
Ответ: А
5. В какой провинции находится крупнейший морской порт Нинбо?
а) Чжецзян
б) Цзянсу
в) Фуцзянь
г) Хэбей
Ответ: А
6. Какая река является главной водной магистралью Китая?
а) Хуанхэ
б) Янцзы
в) Сунляо
г) Чжуцзян
Ответ: Б
7. Какая китайская провинция стала символом экономического бума и модернизации в конце XX века?
а) Гуандун
б) Сычуань
в) Шаньси
г) Хунань
Ответ; а
8. Стратегия экономических реформ 1980-х гг. - начала XXI в. в КНР включает следующие положения и принципы
a. строительство общества датун
б. градуализм
в. социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой
г. строительство общества сяокан
д. коммуны как единица организации сельскохозяйственного производства
Ответ: Б, В., Г

9. В результате реформ в сельском хозяйстве в 1980-1990-е гг. основной формой организации сельскохозяйственного производства стали
a. колхоз
б. семейный подряд
в. коммуна
г. Кооператив
Ответ: Б
10. Какая политическая фигура считается архитектором китайских реформ и модернизации?
а) Мао Цзэдун
б) Лю Шаоци
в) Дэн Сяопин
г) Цзян Цземинь
Ответ; в
11. Кто из генсеков КПК выдвинул установку , что "экономика должна развиваться с опорой на науку"
a. Мао Цзэдун
б. Дэн Сяопин
в. Ху Цзиньтао
г. Си Цзиньпин
Ответ: В
12. Экономическая система КНР в 1950-1960-е гг. была
а) рыночной
б) командно-административной
в) смешанной
г) транзитивной
Ответ: Б
13. В ходе реализации первой пятилетки 1953-1957 гг. в сельском хозяйстве были созданы
а) кооперативы
б) коммуны
в) семейные подряды
г) колхозы
Ответ: А
14. Какие из перечисленных Транснациональных компаний (ТНК) являются китайскими
а) Alibaba
б) Sony
в) Samsung
г) Haier
Ответ: А, Г
15. Кто автор теории новой демократии", как одного из вариантов стратегии модернизации Китая
а) Сунь Ятсен
б) Чан Кайши
в) Мао Цзэдун
г) Дэн Сяопин
Ответ: В

Задания с ответом открытого типа
1. Когда начались экономические реформы в Китае?
Ответ: В конце 1970-х гг. или в 1978 г.
2. Сколько этапов (шагов) согласно Дэн Сяопину включала стратегия экономических реформ?
Ответ: три
3. Какой термин описывает современную экономическую модель в КНР?
- социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой

4. Какой сектор экономики первоначально стал объектами первых экспериментов а проведении экономической реформы?
- Сельское хозяйство
5. Какие права на землю были предоставлены крестьянам в рамках семейного подряда?
- Право аренды земельного участка.

6. В каком году были отменены сельские кооперативы и коммуны?
Ответ: В середине 1980-х годов. (1984 г.)

7. Как Китай привлекал иностранные инвестиции?
Ответ: Предоставлением налоговых льгот и доступом к дешевой рабочей силе.
8. В каком году Китай вступил в ВТО?
Ответ: в 2001 году.
9. Какие изменения произошли в структуре занятости населения в КНР за годы реформ?
Ответ: Переход большего числа работников из сельского хозяйства в города, во вторичный и третичный сектор.
10. Какая инициатива стала символом внешней экономической политики Китая?
- Инициатива "Один пояс, один путь" (Belt and Road Initiative).
11. Как называется внешнеэкономическая стратегия КНР, целью которой является вывоз китайских инвестиций и открытие своих производств в других странах
Ответ: Стратегия "Выход за рубеж"
12.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. При содействии какой страны проходила индустриализация Китая в годы Первой пятилетки
а) США
б) Великобритания
в) СССР
г) Япония
Ответ: в
2. Назовите главную задачу Первого пятилетнего плана в Китае
а) Всемерное развитие сельского хозяйства, всестороннее разрешение вопроса по обеспечению населения питанием, одеждой и потребительскими товарами
б) Переход к коммунизму в кратчайшие сроки
в) Концентрация сил для создания базы социалистической индустриализации
Ответ: в

3. Курс “…” включал в себя новую генеральную линию, нацеленную на социалистическое строительство, Большой скачок и народные коммуны
а) Культурной революции
б) Новой демократии
в) Реформ и открытости
г) Трех красных знамен
Ответ: Г

4. В результате экономических реформ в сельском хозяйстве 1980-е гг. появились:
а) коммуны
б) семейные подряды
в) кооперативы
Ответ: Б
5. В какой провинции находится ГЭС "Три ущелья"?
а) Хубэй
б) Чжэцзян
в) Хэбэй
г) Хэнань
Ответ: А
6.. Крупнейшая ТЭС Китая...
а) Вайгаоцяо (Шанхай)
б) Гудянь Бэйлун (пров. Чжэцзян)
в) Тогто (Внутрення Монголия)
г) Гуохуа Тайшан (пров. Гуандун)
Ответ: В
7. Как называется магистральный газопровод, поставляющий газ из России в Китай?
а) Северный поток
б) Сила Сибири
в) Голубой поток
г) Южный поток
Ответ: Б
8. Где расположена крупнейшая солнечная электростанция Китая?
а) Пров. Ганьсу
б) Тибетский АР
в) Внутренняя Монголия
г) Пров. Цинхай
Ответ: Г
9. К месторождениям каменного угля в Китае относятся
а) Датун
б) Пиндиншань
в) Дацин
г) Аньшань
Ответ: А, Б
10. К месторождениям нефти в Китае относятся
а) Датун
б) Пиндиншань
в) Дацин
г) Шэшли
Ответ: В, Г
11. К месторождениям природного газа в КНР относятся
а) Сычуаньская впадина
б) Датун
в) плато Ордос
г) Фушунь
Ответ: А, В
12. Месторождения железной руды в КНР
а) Аньшань
б) Мааншань
в) Пиндиншань
г) Дацин
Ответ: А, Б.
13.
Задания с ответом открытого типа
1. Какой энергоресурс преобладает в структуре ТЭК Китая?
Ответ: уголь
2. Какой регион Китая стал специальным административным регионом с особым статусом?
- Гонконг (Сянган).
3. Какая из специальных экономических зон, открытых в КНР в рамках политики "открытости", стала самой успешной по экономическим показателям?
Ответ: Шэньчжень
4. Как называется самая крупная ГЭС в КНР
Ответ: Санься (три ущелья)
5. Какие регионы Китая наиболее успешно провели экономические реформы?
Ответ: Прибрежные провинции и крупные города, такие как Шанхай и Гуанчжоу.
6. На какие три макроэкономические зоны делится Китай?
ответ: восточную, центральную, западную
7. В каком городе и провинции КНР находится самый крупный металлургический комбинат.
Ответ: Баошань, Цзянсу
8. Какое место в мире Китай занимает по длине железнодорожных путей?
Ответ: второе
9. Какая самая высокогорная железная дорога в Китае, введённая в строй в 2006 году?
Ответ: Цинхай-Тибетская ж\д
10. Какая река, при впадении в Юно-Китайское море образует широкую дельту, на которой стоят крупные города Китая: Гуанчжоу, Фошань, Чжуншань?
Ответ: Чжуцзян
11. Сколько природно-климатических поясов проходит через территорию Китая
Ответ: три (умеренный, субтропический и тропический)
12. В чем заключаются недостатки обеспеченности Китая водным ресурсами
Ответ: неравномерно распределены по территории КНР, есть вододефицитные засушливые территории на северо-западе, есть водоизбыточные на юго-втостоке
13. Какой горный хребет служит естественной природной границей между умеренным и субтропическим поясом в КНР
Ответ: Цинлин
14. Назовите один из крупнейших металлургических комбинатов в Китае, расположенный в провинции Ляонин
Ответ: Аньшаньский металлургический комбинат

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ : Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера
1. Формационный подход и сравнение обществ во времени. Цивилизационный подход к периодизации экономического прогресса.
2. Развитие взглядов на мир-системный подход. Теория постиндустриального общества.
3. Характеристика экономической системы традиционного Китая.
4. Характер землевладения в традиционном Китае.
5. Основные черты экономического развития Китая в колониальный период. Концепция синтеза.
6. Характер модернизации Китая в рамках теории «новой демократии» КПК.
7. Преобразования в экономике в «восстановительный период». 1949-1952 гг.
8. Стратегия индустриализации КНР.
9. Начало перехода к социалистическим преобразованиям. Складывание централизованной экономической системы
10. Экономические эксперименты конца 1950-х гг. и их влияние на состояние народного хозяйства.
11. Экономическое развитие КНР в годы «культурной революции».
12. Стратегия экономических реформ в КНР (1980-е гг. - начало XXI в.).
13. Преобразования в сельском хозяйстве (1980-е гг. - начало XXI в.).
14. Реформирование системы управления промышленными предприятиями (1980-е-начало XXI в.).
15. Реформа института собственности.
16. Изменения в отраслевой структуре хозяйства за годы экономических реформ.
17. Инновационная политика КНР.
18. Политика «открытости» и реформирование внешнеэкономической деятельности в 1980-1990-е гг.
19. Изменения во внешнеэкономической стратегии КНР в начале XXI в. КНР и ВТО.
20. Инвестиционная политика КНР.
21. Экономика КНР в годы мирового экономического кризиса. Антикризисная политика.
22. Политика "выхода за рубеж". Региональное экономическое сотрудничество КНР (на примере АСЕАН).Примеры семинаров

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Оценочные средства и критерии оценивания размещены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4658



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасбулатов Р. И. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э3 курс в Moodle История экономического развития Китая portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На практические занятия выносятся отдельные, ключевые темы дисциплины.
Подготовка к семинарам предполагает обязательное ознакомление с рекомендованными к теме семинара литературой и источниками.
В случае пропуска семинарских занятий студент готовит реферат до 10 страниц печатного текста, кегль 12.
Структура реферата: титульный лист, основная часть, список источников и литературы.