МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реализация уголовной ответственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_ПОНацБез-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Реализация уголовной ответственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Познание и усвоение методологических основ реализации уголовной ответственности и квалификации преступлений против общественной безопасности, применение положений общей част УК РФ при оценке общественно опасных деяний в сфере общественной безопасности. Усвоить понятие, формы и стадии реализаци уголовной ответствености за совершение преступлений: террористического акта, бандитизма, массовых беспорядков, хулиганства и пр. гл.24 УК РФ.
1.2 Изучение содержания и причин ошибок, допускаемых судами при рассмотрении указанной
категории уголовных дел.
1.3 подготовка магистра высшей квалификации способного компетентно оценивать законность,
обоснованность и справедливость принимаемых судебных решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПК-4 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности
ПСК-1.2 способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных и других правоприменительных актов по уголовным делам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2
- правила квалификации преступлений против общественой безопасности
ПК-4
- правила квалифицированного толкования нормативных правовых актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2
- пользоваться полученными знаниями по квалификаци преступлений против общественой безопасности при общении с коллегами, участниками процесса при рассмотрении и расследовании уголовных дел
ПК-4
- анализировать информацию обеспечивающую толкование норм, устанавливающих ответственность за преступления против общественной безопасности в нестандартных ситуациях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2
- обобщения судебной практики судов разного уровня по делам о преступлениях против общественой безопасности и их квалификаци по делам даной категории
ПК-4
- навыками квалификацированного толкования нормативных правовых актов, касающихся преступлений против общественной безопасности с обеспечением поиска и анализа поступающей информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Понятие и сущность уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности)
1.1. Понятие и сущность уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Лекции 5 6 ПК-4, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. онятие и сущность уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Практические 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и сущность уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Сам. работа 5 2 ПК-4, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Основание уголовной ответственности (на примере преступлений против общественой безопасности)
2.1. Основание уголовной ответственности (на примере преступлений против общественой безопасности) Лекции 5 6 ПК-4, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Основание уголовной ответственности (на примере преступлений против общественой безопасности) Практические 5 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основание уголовной ответственности (на примере преступлений против общественой безопасности) Сам. работа 5 3 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Функции и принципы уголовной ответственности
3.1. Функции и принципы уголовной ответственности Лекции 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Функции и принципы уголовной ответственности Практические 5 18 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Функции и принципы уголовной ответственности Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Механизм реализации уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности)
4.1. Механизм реализации уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Лекции 5 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Механизм реализации уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Практические 5 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Механизм реализации уголовной ответствености (на примере преступлений против общественой безопасности) Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Элементы состава преступления
5.1. Элементы состава преступления Лекции 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Элементы состава преступления Практические 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Элементы состава преступления Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Формы реализации уголовной ответствености
6.1. Формы реализации уголовной ответствености Лекции 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Формы реализации уголовной ответствености Практические 5 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Формы реализации уголовной ответствености Сам. работа 5 12 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Стадии реализаци уголовной ответствености
7.1. Стадии реализаци уголовной ответствености Лекции 5 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Стадии реализаци уголовной ответствености Практические 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Стадии реализаци уголовной ответствености Сам. работа 5 8 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Стадии реализаци уголовной ответствености
8.1. Стадии реализаци уголовной ответствености Лекции 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Стадии реализаци уголовной ответствености Практические 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Стадии реализаци уголовной ответствености Сам. работа 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Диференциация уголовной ответствености в Общей части УК РФ(на примере преступлений против общественой безопасности)
9.1. Диференциация уголовной ответствености в Общей части УК РФ(на примере преступлений против общественой безопасности) Лекции 5 0 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Диференциация уголовной ответствености в Общей части УК РФ(на примере преступлений против общественой безопасности) Практические 5 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Диференциация уголовной ответствености в Общей части УК РФ(на примере преступлений против общественой безопасности) Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Зачет
Раздел 11. Лаборторный практикум
Раздел 12. Практическое занятие по решению задач
12.1. Практическое занятие по решению задач Практические 5 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10989

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-4: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
а. время расследования уголовных дел
б. время совершения общественно опасного деяния
в. в момент наступления общественно опасных последствий
г. время вынесения приговора
Ответ: б

Вопрос 2. Основанием уголовной ответственности является:
а. вина в совершении преступления.
б. совершение общественно опасного и противоправного деяния.
в. совершение деяния, содержащего все признаки соста¬ва преступления, предусмотренного в уголовном законе.
г. общественная опасность и противоправность деяния.
Ответ: в

Вопрос 3. Какие виды освобождения от уголовной ответственности не предусмотрены в УК РФ?
а. Освобождение от уголовной ответственности в связи с де¬ятельным раскаянием.
б. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
в. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки.
г. Освобождение от уголовной ответственности в связи с ис¬течением сроков давности.
Ответ: в

3. Какие наказания не могут дополнительными?
а. Лишение свободы.
б. Штраф.
в. Лишение права занимать определенные должности и за¬ниматься определенной деятельностью.
Ответ: а
4. Какой размер наказания может быть назначен лицу за приготовление к преступлению?
а. Любое в соответствии с санкцией статьи.
б. Не свыше одной четвертой максимального срока или раз¬мера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного со¬ответствующей статьей Особенной части УК РФ.
в. Не свыше половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответ¬ствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное пре¬ступление.
г. Минимальный предел санкции статьи Особенной части УК РФ.
Ответ: в

5. Когда может быть применено условно-досрочное освобождение несовершен-нолетних от наказания?
а. По отбытию не менее половины срока наказания, назна¬ченного по приговору суда.
б. По отбытию не менее одной трети срока наказания, наз¬наченного судом за преступления небольшой и средней тяжести, по отбытию не менее половины срока наказания, назна¬ченного судом за тяжкое преступление, по отбытию не менее двух третей срока наказания, наз¬наченного судом за особо тяжкое преступление.
В. по отбытию не менее трех четвертей срока наказания, на¬значенного судом за особо тяжкое преступление.
Ответ: б


6. Какие из перечисленных обстоятельств не свидетельствуют о деятельном раскаянии?
а. Прекращение лицом приготовления к преступлению.
б. Явка с повинной.
в. Активное способствование раскрытию преступления.
г. Изобличение других соучастников.
д. Устранение причиненного ущерба предыдущим действием.
Ответ: д

7. На какой срок может быть назначено наказание в виде исправительных работ?
а. От одного года до трех лет.
б. От одного года до двух лет.
в. До двух лет.
г. До пяти лет.
д. От двух месяцев до двух лет.
Ответ: д

8. Какое определение уголовной ответственности, во вашему мнению, верно?
а. Уголовная ответственность — это наказание, содержащее лишения, страдания.
б. Уголовная ответственность — это основанная на нормах уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, подлежать действию уголовного закона при наличии в действи¬ях виновного предусмотренного законом состава преступления
в. Уголовная ответственность — это необходимость возмеще¬ния причиненного вреда.
Ответ: б

9. Какие наказания могут быть назначены несовершеннолетнему?
а. Исправительные работы.
б. Смертная казнь.
в. Пожизненное лишение свободы.
г. Лишение свободы на определенный срок
д. Штраф.
Ответ: б

10. Что является основанием уголовной ответственности?
А. Наличие в действиях виновного общественной опасности.
Б. Совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.
В. Совершение деяния, обладающего только общественной опасностью.
Г. Наличие в действиях виновного только объективных приз¬наков состава преступления.
ОТВЕТ: г

11. Какие обстоятельства из перечисленных безусловно не отягчают наказание?
а. Совершение преступления в состоянии опьянения.
б. Неоднократность преступлений.
в. Совершение преступления в отношении малолетнего.
г. Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
д. Совершение тяжкого преступления.
е. Совершение преступления в отношении несовершеннолет¬него.
ж. Совершение преступления с использованием оружия
ответ: а

12. Какие виды освобождения от наказания не предусмотрены в УК РФ?
а. Условно-досрочное освобождение от наказания.
б. Освобождение от наказания в связи с изменением обста¬новки.
в. Освобождение от наказания в связи с примирением с по¬терпевшим.
г. Замена неотбытой части наказания более мягким.
д. Освобождение от наказания в связи с болезнью
е. Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора.
ж. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Ответ: в

13. Какие меры воспитательного воздействия не могут быть назначены несовершен-нолетнему?
а. Арест.
б. Ограничение досуга.
в. Передача под надзор родителей.
Ответ: а

14. Подлежат ли уголовной ответственности ограниченно вменяемые лица?
а. Подлежат
б. Не подлежат.
В. Подлежат после проведения судебно-психиатрической экспертизы
Ответ: а

15. За совершение преступлений уголовная ответственность наступает:
а. С 16 лет, а за отдельные преступления с 14 лет.
б. С 14 лет.
в. С 18 лет, а за отдельные преступления с 16 лет.
г. С 20 лет.
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Критерием деления преступлений на категория является …
Ответ: Характер и степень общественной опасности деяния.

2. Назначить более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями особенной части УК РФ можно ...
Ответ: по совокупности преступлений и совокупности при¬говоров.

3. лица признаются не имеющими судимости, если …
Ответ: условно осужденны по истечении испытательного срока.

4. максимальное наказание может быть назначено по совокупности приговоров не может превышать…
Ответ: тридцати лет

5. категориями преступлений предусмотрены в УК РФ (в зависимости от характера и степени общественной опасности) являются …
Ответ: Преступления небольшой тяжести, Преступления средней тяжести, Тяжкие преступления, Особо тяжкие преступления.

6. К факультативным признакам объективной стороны Общественно опасное деяние, причинная связь, общественно опасное последствия.
Ответ: относятся:

7. в зависимости от способа описания тех или иных составов преступления в законе выделяют составы преступлений:
Ответ: Простой и сложный
8. в зависимости от конструкции в законе выделяют составы преступлений:
Ответ: Материальный, формальный и усеченный состав преступления.

9. в зависимости от степени общественной опасности выделяют составы преступлений:
Ответ: простой, со смягчающими обстоятельствами, с отягчающими обстоятельствами,

10. По горизонтали объекты преступления подразделяются (основной, дополни-тельный и факультативный) на уровне…
Ответ: Непосредственного объекта.

11. объективную сторону преступления (обязательный признак) образует…
Ответ: деяние

12. субъективную сторону преступления (обязательный признак) образует…
Ответ: вина

13. объектом преступления по российскому уголовному праву является …
Ответ: общественные отношения, охраняемые уголовным зако¬ном.

14. Совершение двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено УК РФ признается…
Ответ: совокупность преступлений?
15. Лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, признается…
Ответ: пособником

16. Лицо, непосредственно совершившее преступление, признается…
Ответ: исполнителем.

17. Лицо, совершившее преступление посредством использо¬вания других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости, признается…
Ответ: исполнителем

18. Мотив и цель образуют
Ответ: субъективную сторону преступления

19. 2. Время, место, способ, орудия и средства совершения прес¬тупления образуют …
Ответ: объективную сторону преступления.

20. Общественные отношения, охраняемые уголовным зако¬ном, на которые посягает лицо, совершающее преступное дея¬ние, и которым причиняется или создается угроза причинения вреда образуют…
Ответ: объект преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-2: способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
д. время расследования уголовных дел
е. время совершения общественно опасного деяния
ж. в момент наступления общественно опасных последствий
з. время вынесения приговора
Ответ: б

Вопрос 2. Неосторожные преступления могут относится…
а. только к преступлениям небольшой тяжести
б. к преступлениям небольшой и средней тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести, средней тяжести и тяжким преступлениям
г. ко всем четырем категориям преступлений
Ответ: в

Вопрос 3. Какой вид объекта лежит в основе деления Особенной части Уголовного кодекса РФ на разделы?
а. общий
б. непосредственный
в. видовой
г. родовой
Ответ: г

Вопрос 4. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: а

Вопрос 5. Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: г

Вопрос 6. Преступления, ответственность за которые установлена с 14 лет, по своей категоризации являются
а. тяжкими и особо тяжкими
б. средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
в. небольшой тяжести
г. небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
Ответ: г

Вопрос 7. Преступления, совершенные с неопределенным (неконкретизированным) умыслом, квалифицируются…
а. по фактически наступившим последствиям
б. как покушение на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
в. как покушение на причинение менее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
г. как идеальная совокупность фактически причиненных последствий и покушения на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
Ответ: а

Вопрос 8. Совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости…
а. не влияет на уголовную ответственность
б. исключает уголовную ответственность
в. освобождает от уголовной ответственности
г. освобождает от наказания
д. смягчает наказание
Ответ: б

Вопрос 9. В п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом) способ совершения преступления выступает в качестве…
а. привилегированного признака состава преступления
б. квалифицирующего признака состава преступления
в. обстоятельства, отягчающего наказание
г. конструктивного (обязательного) признака основного состава преступления
Ответ: б

Вопрос 10. Косвенный умысел уголовный закон связывает…
а. с желанием наступления общественно опасных последствий
б. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий
в. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношениям
г. с самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий
Ответ: в

Вопрос 11. Отнесение преступления законодателем к той или иной категории зависит от…
а. формы вины
б. формы вины и минимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
в. формы вины и максимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
г. формы вины и реального наказания, назначенного судом за его совершение
Ответ: в

Вопрос 12. Состав преступления, в котором указывается несколько действий, каждое из которых в отдельности достаточно для признания преступления оконченным, называется…
а. формальным составом преступления
б. усеченным составов преступления
в. составом с факультативными действиями
г. составом с альтернативными действиями
Ответ: г

Вопрос 13. Признаки, присущие не всем составам преступлений, называются…
а. вариативными
б. неглавными
в. факультативными
г. переменными
Ответ: в

Вопрос 14. Если санкция статьи (части статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание не в виде лишения свободы, а более мягкий вид наказания, содеянное относится…
а. к уголовным проступкам
б. к преступлениям незначительной тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести
г. если преступление является умышленным, то к преступлениям средней тяжести, а если неосторожным, то к преступлениям небольшой тяжести
Ответ: в

Вопрос 15. Легкомыслие от косвенного умысла отличается тем, что лицо, действующее легкомысленно…
а. не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий
б. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но относится безразлично к этим последствиям
в. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и допускает эти последствия
г. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ)…
Ответ: привилегированному.

Вопрос 2. В составе оставления в опасности (ст. 125 УК РФ) деяние выражено в форме…
Ответ: бездействия.

Вопрос 3. Назовите виды бездействия.
Ответ: бездействие чистое и бездействие смешанное.

Вопрос 4. По Уголовному кодексу РФ устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений – это?
Ответ: организованная группа.

Вопрос 5. Явка с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, возмещение ущерба, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления и др. по Уголовному кодексу РФ являются формами…
Ответ: деятельного раскаяния.

Вопрос 6. Деятельное раскаяние – это?
Ответ: деятельность, направленная на содействие правосудию или смягчение последствий преступления, в том числе приготовления к нему и покушения на него. Является обстоятельством, смягчающим наказание или основанием освобождения от уголовной ответственности.

Вопрос 7. Добровольное и окончательное прекращение лицом деяния, направленного на создание условий для совершения преступления, либо деяния, непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца – это?
Ответ: добровольный отказ от преступления.

Вопрос 8. Характеристика интеллектуального момента умысла, заключающаяся в осознании лицом, совершающим общественно опасное деяние, отдельных признаков преступления, – это?
Ответ: заведомость.

Вопрос 9. Признак объективной стороны состава преступления, характеризующий условия, при которых происходит совершение преступления – это?
Ответ: обстановка совершения преступления.

Вопрос 10. Признак объективной стороны состава преступления, указывающий на определенную территорию, на которой совершено преступление – это?
Ответ: место совершения преступления.

Вопрос 11. Совокупность общественных отношений, уголовная ответственность за посягательства на которые предусмотрена действующим законодательством, – это?
Ответ: общий объект преступления.

Вопрос 12. Конкретное общественное отношение, на которое посягает преступник, совершая преступление данного вида, – это?
Ответ: непосредственный объект преступления.

Вопрос 13. Общественное отношение, которое при создании соответствующей нормы уголовного закона специально ставилось под охрану этой нормы и которое при совершении определенного преступления всегда, во всех без исключения случаях нарушается или ставится в реальную опасность нарушения, – это?
Ответ: основной объект преступления.

Вопрос 14. Один из признаков преступления, который заключается в способности предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом отношениям, называется…
Ответ: общественная опасность.

Вопрос 15. Дайте формальное определение преступления.
Ответ: преступлением является деяние, запрещенное уголовным законом.

Вопрос 16. Дайте материальное определение преступления.
Ответ: преступлением является общественно опасное деяние, причиняющее вред охраняемым уголовным законом отношениям или ставящее их под угрозу причинения вреда.

Вопрос 17. Физический или имущественный вред, наступивший в результате совершения преступления, который поддается точному установлению и доказыванию, называется в уголовном праве…
Ответ: материальный преступный вред (материальное общественно опасное последствие).

Вопрос 18. Признаки состава преступления, содержание которых может измениться без изменения текста статьи Особенной части УК РФ, называются…
Ответ: переменными признаками состава преступления.

Вопрос 19. Система объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, – это?
Ответ: состав преступления.

Вопрос 20. Назовите вид состава преступления, который характеризуется тем, что его объективная сторона включает такое деяние, которое само по себе образует в обычных условиях лишь приготовление или покушение на преступление…
Ответ: усеченный состав преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПСК-1.2: способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных и других правоприменительных актов по уголовным делам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Уголовный закон устанавливает
и. порядок и принципы расследования уголовных дел
к. порядок и принципы исполнения наказания
л. основания и принципы доказывания вины
м. основания и принципы уголовной ответственности
Ответ: г

Вопрос 2. Статья Особенной части УК РФ состоит из
а. гипотезы и санкции
б. диспозиции и гипотезы
в. гипотезы, диспозиции и санкции
г. диспозиции и санкции
Ответ: г

Вопрос 3. Какой из указанных элементов НЕ входит в состав преступления?
а. объект
б. субъект
в. запрет
г. объективная сторона
д. субъективная сторона
Ответ: в

Вопрос 4. Соисполнитель преступления – это лицо…
а. склонившее другое лицо к совершению преступления
б. содействовавшее совершению преступления
в. организовавшее преступление
г. непосредственно участвовавшее совместно с другими лицами в совершении преступления
д. совершившее преступление посредством использования другого лица
Ответ: г

Вопрос 5. Эксцесс исполнителя – это
а. совершение преступления исполнителем в одиночку
б. когда исполнитель совершает преступление по согласованию с другими соучастниками
в. когда исполнитель выполняет и иные роли соучастников: организатора, подстрекателя либо пособника
г. совершение преступления исполнителем, не охватывающегося умыслом других участников
Ответ: г

Вопрос 6. Подстрекателем признается лицо, которое...
а. склонило другое лицо к совершению умышленного преступления
б. поручило другому лицу совершение преступления
в. заранее обещало скрыть преступника либо предметы, добытые преступным путём
г. склонило другое лицо к совершению преступления
Ответ: а

Вопрос 7. Какие выделяются виды субъекта преступления?
а. основной и дополнительный
б. простой и сложный
в. простой и одинарный
г. общий и специальный
Ответ: г

Вопрос 8. С какого возраста по общему правилу возможно привлечение лица к уголовной ответственности?
а. с 14 лет
б. с 16 лет
в. с 18 лет
г. с 20 лет
Ответ: б

Вопрос 9. При прямом умысле лицо...
а. предвидит и сознательно допускает наступление последствий
б. предвидит и относится к их наступлению безразлично
в. предвидит и желает наступления последствий
Ответ: в

Вопрос 10. Уголовный кодекс РФ разграничивает умысел на...
а. конкретизированный и неопределённый
б. прямой и косвенный
в. заранее обдуманный и внезапно возникший
г. простой и злостный
Ответ: б

Вопрос 11. Уголовный кодекс РФ разграничивает неосторожность на...
а. простую и грубую неосторожность
б. легкомыслие и небрежность
в. самонадеянность и небрежность
Ответ: б

Вопрос 12. Субъективная сторона неоконченного преступления может быть выражена…
а. только в виде прямого умысла
б. только в виде косвенного умысла
в. как в виде прямого, так и в виде косвенного умысла
г. в виде неосторожной формы вины
д. в виде как умышленной, так и неосторожной форм вины
Ответ: а

Вопрос 13. Какие формы множественности предусмотрены уголовным законом?
а. совокупность и неоднократность
б. совокупность и рецидив
в. рецидив и повторность
г. рецидив и неоднократность
Ответ: б

Вопрос 14. Реальная совокупность в уголовном праве характеризуется тем, что лицо совершает…
а. одним деянием два и более преступления, предусмотренных в различных статьях УК РФ
б. два и более преступления одной категории тяжести
в. два и более преступления различной категории тяжести
г. два и более деяния, каждое из которых содержит признаки самостоятельного преступления
Ответ: г

Вопрос 15. Состав преступления, который имеет дополнительные количественные признаки, в совокупности с основными образующими единый состав преступления, называется:
а. альтернативный
б. сложный
в. простой
г. формальный
д. основной
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Диспозиция нормы, которая не определяет непосредственно в уголовном законе признаки преступного деяния, а отсылает к законодательным актам других отраслей права, называется…
Ответ: бланкетной диспозицией.

Вопрос 2. Диспозиция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой описывается запрещенное деяние, то есть содержится само правило поведения.

Вопрос 3. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не только называет определенное преступление, но и содержит развернутое описание наиболее существенных признаков преступления, называется…
Ответ: описательной диспозицией.

Вопрос 4. Преступление – это?
Ответ: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Вопрос 5. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая лишь называет соответствующее преступное деяние, но не определяет его признаков, называется…
Ответ: простой диспозицией.

Вопрос 6. Санкция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление.

Вопрос 7. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не содержит указания на признаки соответствующего преступного деяния, а в целях уяснения содержания нормы отсылает к другой уголовно-правовой норме, называется…
Ответ: ссылочной диспозицией.

Вопрос 8. Укажите формы вины.
Ответ: умысел и неосторожность.

Вопрос 9. Распространение уголовного закона на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость называется…
Ответ: обратной силой уголовного закона.

Вопрос 10. Какой уголовный закон имеет обратную силу?
Ответ: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Вопрос 11. Какой уголовный закон обратной силы не имеет?
Ответ: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.

Вопрос 12. Действие (бездействие), формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: малозначительным деянием.

Вопрос 13. Что такое совокупность преступлений?
Ответ: совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 14. Вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: общим субъектом преступления.

Вопрос 15. Раскройте понятие «невменяемости» лица.
Ответ: это состояние лица, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Вопрос 16. Назовите виды умысла, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: прямой и косвенный умысел.

Вопрос 17. Назовите виды неосторожности, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: легкомыслие и небрежность.

Вопрос 18. Умышленное преступление, в результате совершения которого по неосторожности причиняются тяжкие последствия, влекущие по уголовному закону более строгое наказание, называется…
Ответ: преступлением, совершенным с двумя формами вины; в целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Вопрос 19. Если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, то такое преступление признается…
Ответ: оконченным преступлением.

Вопрос 20. Назовите виды неоконченного преступления.
Ответ: приготовление к преступлению и покушение на преступление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: Способен давать консультации в сфере уголовного права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Квалификация преступления – это
а. назначение наказания за совершенное преступление
б. установление и юридическое закрепление соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления
в. толкование признаков состава преступления в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ
г. принятие уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение определенного общественно опасного деяния
Ответ: б

Вопрос 2. Кто из указанных субъектов НЕ осуществляет квалификацию преступлений?
а. дознаватель
б. следователь
в. суд
г. законодатель
Ответ: г

Вопрос 3. Если одно и то же совершенное преступление подпадает под две части одной статьи Особенной части УК РФ, квалификация должна быть осуществлена
а. по совокупности преступлений, предусмотренных обеими частями статьи
б. по ст. 17 Общей части УК РФ о совокупности преступлений
в. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наиболее суровое наказание
г. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наименее суровое наказание
Ответ: в

Вопрос 4. Статьи Особенной части УК РФ получают отражение в квалификации преступлений
а. в некоторых случаях в зависимости от особенностей совершенного преступления
б. в некоторых случаях по усмотрению лица, применяющего уголовный закон
в. в некоторых случаях, предусмотренных уголовным законом
г. всегда, без них квалификация невозможна
Ответ: г

Вопрос 5. В квалификации преступления из статей Общей части УК РФ могут быть указаны
а. ч. 2 ст. 20 УК РФ (пониженный возраст уголовной ответственности)
б. ст. 17 УК РФ (совокупность преступлений)
в. ст. 30 (приготовление к преступлению и покушение) и 33 УК РФ (виды соучастников)
г. ст.ст. 61 и 63 УК РФ (смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства)
Ответ: в

Вопрос 6. Неоконченное преступление квалифицируется по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на…
а. ст. 29 УК РФ
б. ст. 30 УК РФ
в. ст. 33 УК РФ
г. ст. 34 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 7. Квалификация действий организатора преступления осуществляется…
а. со ссылкой на ст. 32 УК РФ
б. со ссылкой на ст. 33 УК РФ
в. со ссылкой на ст. 34 УК РФ
г. со ссылкой на ст. 35 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 8. При квалификации преступления в соучастии специальный субъект всегда признается…
а. организатором
б. подстрекателем
в. пособником
г. исполнителем
Ответ: г
Вопрос 9. При конкуренции общей и специальной норм квалификация осуществляется по…
а. общей норме
б. норме, вступившей в действие ранее
в. норме, устанавливающей более мягкое наказание
г. специальной норме
Ответ: г

Вопрос 10. Содеянное квалифицируется как покушение на преступление если…
а. лицо приготовило все необходимые средства и орудия для совершения преступления
б. лицо начало выполнять действия, составляющие объективную сторону данного состава преступления
в. соучастники полностью определили план действий, распределили роли, определили время и место совершения преступления
Ответ: б

Вопрос 11. Действия лица квалифицируются как пособничество в совершении преступления, если это лицо
а. непосредственно участвовало в совершении преступления
б. склонило другое лицо к совершению преступления
в. организовало совершение преступления
г. создало организованную группу
д. содействовало совершению преступления советами, указаниями и тому подобное
Ответ: д

Вопрос 12. При конкуренции норм, предусматривающих ответственность за квалифицированное и привилегированное убийство, квалификация осуществляется по...
а. статье, закрепляющей признаки квалифицированного состава убийства
б. статье, закрепляющей признаки привилегированного состава убийства
в. ч. 1 ст. 105 УК РФ ("простое" убийство)
г. совокупности преступлений
Ответ: б

Вопрос 13. Убийство двух или более лиц, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, квалифицируется по...
а. п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух или более лиц)
б. ч. 1 ст. 108 УК РФ (убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны)
в. ч. 1 ст. 105 УК РФ ("простое" убийство)
г. совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 108 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 14. Действия лица, не обладающего признаками специального субъекта, но выполнившего объективную сторону соответствующего преступления по общему правилу квалифицируются…
а. как соисполнительство в преступлении
б. как пособничество в преступлении
в. как посредственное исполнительство в преступлении
г. как деяние, в котором отсутствует состав преступления, так как лицо не является субъектом
Ответ: б

Вопрос 15. Действия лица, умышленно нанесшего удар ногой в живот беременной женщины, результатом которого стала внутриутробная гибель плода, квалифицируются…
а. как убийство, независимо от срока беременности
б. как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
в. как убийство при сроке беременности свыше 28 недель
г. как деяние, не содержащее признаков состава преступления
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Установление и юридическое закрепление соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного в конкретной норме Особенной части УК РФ – это?
Ответ: квалификация преступления.

Вопрос 2. Юридическая оценка действий лица исходя из данной формы вины, т. е. ориентируясь именно на желаемый результат, а не на фактически наступившие последствия – это?
Ответ: квалификация по направленности умысла.

Вопрос 3. Юридическая оценка действий лица в соответствии с фактически наступившими в результате его действий последствиями, которые могли как охватываться его умыслом, так и не охватываться им – это?
Ответ: квалификация по последствиям (фактическим обстоятельствам).

Вопрос 4. Как называется процесс, результатом которого является исключение деяния из действующего уголовного закона как преступного?
Ответ: декриминализация.

Вопрос 5. Назначение наказания судом конкретному лицу за конкретное совершенное преступление с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи – это?
Ответ: индивидуализация наказания.

Вопрос 6. Разногласия или противоречия между уголовно-правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение, как называются?
Ответ: коллизия уголовно-правовых норм.

Вопрос 7. Регулирование одного и того же уголовно-правового отношения двумя или более нормами, из которых применяться должна только одна – это?
Ответ: конкуренция уголовно-правовых норм.

Вопрос 8. Дайте определение конкуренции обшей и специальной уголовно-правовой норме?
Ответ: регулирование одного и того же уголовно-правового отношения двумя или более уголовно-правовыми нормами различными по своему объему. Общая и специальная нормы различаются по своему по объему. Общая норма предусматривает все возможные случаи совершения конкретного преступления (например, любое убийство), а специальная норма – один из таких случаев (квалифицированное убийство). Специальная норма является более узкой по объему, так как она выделяет конкретный случай посягательства из множества, предусмотренных общей нормой. Специальная норма содержит все существенные признаки состава преступления, содержащиеся в общей норме, и еще включает дополнительные признаки.

Вопрос 9. Классифицируйте объекты преступления по горизонтали.
Ответ: основной, дополнительный и факультативный.

Вопрос 10. Противоправное умышленное воздействие на организм другого человека, совершенное помимо или против его воли и направленное на причинение вреда его физическим благам – это?
Ответ: физическое насилие.

Вопрос 11. Как квалифицируется обнаружение умысла?
Ответ: обнаружение умысла, то есть выражение лицом своего преступного намерения, не подкрепленное конкретными действиями, дающими основания опасаться осуществления этого намерения, по общему правилу не является уголовно наказуемым. Из этого правила есть исключение. Оно предусмотрено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, в которой закреплено, что преступлением является просто обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Вопрос 12. Как квалифицируется неудавшаяся организаторская деятельность?
Ответ: неудавшаяся организаторская деятельность выражается в попытке организовать совершение конкретного преступления или руководить его исполнением, а также создать организованную группу или преступное сообщество либо руководить им. Это представляет собой создание условий для совершения преступления, поэтому квалифицируется как приготовление к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ). Неудавшаяся организаторская деятельность, образующая приготовление к преступлениям небольшой или средней тяжести, не является преступной. Если организаторская деятельность образует самостоятельный состав преступления (ст.ст. 208, 209 УК РФ), ее неудавшаяся попытка квалифицируется как покушение на соответствующее преступление.

Вопрос 13. Как квалифицируется использование заведомо непригодных средств для достижения преступной цели, выбранных лицом в силу крайнего невежества либо суеверия (наговоры, ворожба, заклинания и др.)?
Ответ: покушение с использованием ничтожных средств, которые ни при каких обстоятельствах не могут привести к реализации намерений лица, исключает уголовную ответственность.

Вопрос 14. Как называется и как квалифицируется умышленное привлечение в качестве исполнителя деяния лица, которое не подлежит уголовной ответственности в силу недостижения возраста, либо невменяемости или иных обстоятельств, предусмотренных уголовным законом?
Ответ: это посредственное исполнение преступления. Фактический исполнитель преступления не может подлежать уголовной ответственности. Исполнителем признается тот, кто привлек к совершению преступления лицо, не подлежащее уголовной ответственности.

Вопрос 15. Неправильное представление (заблуждение) лица относительно реального фактического или юридического характера совершенного им деяния и его последствий – это?
Ответ: субъективная ошибка.

Вопрос 16. Как квалифицируется добровольный отказ от доведения преступления до конца?
Ответ: Добровольный отказ от доведения преступления до конца исключает уголовную ответственность лица за преступление, от доведения которого до конца оно отказалось. Лицо несет уголовную ответственность, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Вопрос 17. Как квалифицируется совокупность преступлений?
Ответ: При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 18. Если преступление, предусмотрено общей и специальной нормами Уголовного кодекса РФ, то как оно квалифицируется?
Ответ: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 19. Как квалифицируется отклонение от действия?
Ответ: Отклонение от действия – это поведенческий акт, в результате которого по причинам, не зависящим от воли виновного, вред причиняется другому лицу, а не тому, на которого было направлено преступное посягательство. Содеянное в этом случае квалифицируется по совокупности преступлений как покушение на умышленное преступление в соответствии с направленностью умысла и как неосторожное преступление против потерпевшего, которому виновный не желал причинять вред, при условии, что виновный предвидел либо не предвидел, но мог и должен был предвидеть причинение такого вреда.

Вопрос 20. Влияет ли на квалификацию ошибка в личности потерпевшего?
Ответ: ошибка в личности потерпевшего имеет место, когда виновный, посягая на определенное лицо, ошибочно принимает за него другого человека. Такой вид ошибки не влияет на квалификацию, за исключением случая, когда с ошибкой в личности потерпевшего подменяется и объект преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).
2. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ). Вопросы совокупности с иными преступлениями.
3. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ).
4. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
5. Преступления, устанавливающие ответственность за приведение в негодность.
6. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2284 УК РФ).
7. Хищение либо вымогательств наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
8. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).
9. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 234 УК РФ).
Преступления, посягающие на экологическую безопасность.
10. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Вопросы квалификации и отграничения от смежных составов преступлений.
11. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК). Отграничение от незаконной охоты (ст. 258 УК).
12. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК). Квалификация и отграничение от смежных составов преступления.
13. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере компьютерной информации.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации


Вопросы на экзамен
1. Проблемы реализаци уголовной ответствености за террористический акт.
2. Проблемы реализаци уголовной ответствености за захват заложника.
3. Проблемы реализаци уголовной ответствености при организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
4. Проблемы реализаци уголовной ответствености за бандитизм.
5. Проблемы реализаци уголовной ответствености при организации преступного сообщества (преступной организации) или участия нем (ней).
6. Проблемы уголовной ответствености и квалификации хулиганства.
7. Проблемы квалификации массовых беспорядков и особенности реализации уголовной ответствености.
8. Проблемы квалификации преступлений устанавливающих ответственность за незаконный оборот оружияи особенности реализации уголовной ответствености.
9. Проблемы квалификации преступлений устанавливающих ответственность за нарушение правил.
10. Проблемы квалификации нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.
11. Проблемы квалификации нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.
12. Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена.
13. Проблемы квалификации нарушения правил безопасности при ведении при ведении горных, строительных или иных работ.
14. Проблемы квалификации незаконной охоты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. При решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция.
• «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускаются неточности в ответе. Дано полное, развернутое решение задачи, однако допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
• «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, но допускается несколько ошибок в содержании ответа. Решение задачи неполное, в нем не присутствует аргументация, текст решения имеет ошибки.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Решения задачи нет либо аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов судебного толкования.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. e.lanbook.com
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. www.biblioclub.ru
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru. www.supcourt.ru.
Э5 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. www.sudrf.ru.
Э6 Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. www.actoscope.com.
Э7 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э8 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
Э9 ЭУМК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows;
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представленую дисциплину целесообразно изучать системно.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).