МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_ПОНацБез-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 72 72 72 72
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Н.И. Калашник

Рецензент(ы):
Ст преп, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Экологическое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. Рехтина И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. Рехтина И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПК-22 способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-22: систему экологического права, основные этапы проведения научного исследования.
ОПК-2: систему экологического законодательства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-22: обобщать и систематизировать эмпирический материал.
ОПК-2: применять нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-22: навыками формулирования предложений по совершенствованию материального и процессуального законодательства.
ОПК-2: анализа правоприменительной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть общая
1.1. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Лекции 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и система экологического права Природа как объект правового регулирования. Взаимодействие общества и природы. Концепции взаимодействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Эко-логическая доктрина России. Понятие экологического права как отрасли права. Объекты экологических отношений. История правового регулирования экологических отношений, становление и основные этапы развития экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Экологические функции государства, экологические функции права. Принципы экологического права. Сам. работа 7 3 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Источники экологического права Становление и развитие экологического законодательства России Понятие, особенности и система источников экологического права на современном эта-пе. Конституционные основы экологического права. Закон как источник экологического права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники экологического права. Региональные нормативные правовые акты как источники экологического права. Соот-ношение экологического законодательства Российской Федерации и экологического за-конодательства субъектов Российской Федерации. Роль судебной и арбитражной прак-тики в регулировании экологических отношений Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Лекции 7 4 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Право собственности на природные ресурсы Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы Субъекты и объекта права собственности на природные ресурсы Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы Содержание права собственности на природные ресурсы Защита права собственности на природные ресурсы Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Лекции 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Практические 7 34 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Система органов государственного экологического управления. Государственные органы экологического управления общей, межведомственной и ведомственной компетенции. Государственные органы экологического управления специальной компетенции. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении. Роль общественных объединений и граждан в экологическом управлении. Экологическое нормирование. Техническое регулирование в области охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг. Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологическое лицензирование. Экологиче-ская информация. Понятие, роль, значение и состав экологической информации. Требова-ния к экологической информации. Источники экологической информации. Правовое регу-лирование доступа к экологиче Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Лекции 7 10 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы Экологическое планирование Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды Экологическое страхование Экологический аудит Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружаю-щей среды Сам. работа 7 3 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Экологический контроль Понятие, стадии, формы, виды и принципы экологического контроля Государственный экологический надзор Производственный и общественный экологический контроль Сам. работа 7 1 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Правовые формы использования природных ресурсов. Правовая охрана природных объектов Понятие, виды и основные принципы права природопользования Субъекты и объекты права природопользования Основания возникновения и прекращения права природопользования Содержание права природопользования Осуществление, ограничение и защита права природопользования Требования по правовой охране отдельных природных объектов Сам. работа 7 2 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Лекции 7 2 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Практические 7 6 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Ответственность за экологические правонарушения Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения Понятие и состав экологического правонарушения Общие положения об административной ответственности за экологические правонаруше-ния Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Порядок исчисление и возмещения вреда, причиненного экологическими правонаруше-ниями Возмещение вреда, причиненного окружающей среде источником повышенной опасно-сти Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Сам. работа 7 7 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях хозяйства и сферах дея-тельности Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в экс-плуатацию объектов Экологические требования при эксплуатации объектов Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве Правовая охрана окружающей среды в энергетике Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности Правовая охрана здоровья человека и окружающей среды от радиационной опасности Правовая охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов Правовая охрана окружающей среды от вредного биологического воздействия (биологиче-ского загрязнения) Правовая охрана озонового слоя Земли. Охрана климата Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (правовой ре-жим природно-заповедного фонда) Понятие, виды, общая характеристика и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов Правовой режим государственных природных заповедников Правовой режим государственных природных заказников Правовой режим национальных парков и природных парков Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов Правовой режим памятников природы Организация охраны особо охраняемых природных территорий и объектов Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочислен-ных народов Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Специальная часть
3.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Понятие, значение, объекты и принципы международно-правовой охраны окружающей среды Международные конференции по охране окружающей природной среды Международные экологические организации Источники международно-правовой охраны окружающей среды Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах Правовая охрана окружающей природной среды в Соединенных Штатах Америки Правовая охрана окружающей природной среды в странах Европы Сам. работа 7 8 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 7 36 ПК-22, ОПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОПК-2: способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа
1. Граждане обязаны:
а) создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) бережно относиться к природе и природным богатствам;
в) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
Ответ: б

2. К природоресурсным актам относятся
а) Закон РФ "О недрах", ФЗ "О животном мире", Водный кодекс;
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране озера Байкал", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а.
3. Органы местного самоуправления
а) осуществляют нормативное регулирование только в природоохранной сфере;
б) осуществляют нормативное регулирование только в природоресурсной сфере;
в) осуществляют нормативное регулирование как в природоохранной, так и в природоресурсной сфере
Ответ: в

4. ФЗ "Об охране окружающей среды"
а) действует на территории РФ;
б) действует на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
в) не действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Ответ: б

5. Природа – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

6. Окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

7. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года – это
а) документ стратегического планирования;
б) подзаконный акт ;
в) экологизированный акт
Ответ: а, б

8. Правовую доктрину характеризует
а) обобщенность;
б) прогностичность;
в) нормативность.
Ответ: а, б

9. Природользование находится
а) в ведении РФ;
б) в совместном ведении РФ и ее субъектов
Ответ: а

10. Естественная экологическая система - это
а) часть природной среды;
б) часть природного объекат;
в) природно-антропогенного объекта.
Ответ: а

12. Бережное отношение к природе и природным богатствам - это
а) право граждан;
б) обязанность граждан;
в) законный интерес граждан
Ответ: б

13. Благоприятная окружающая среда - это среда, состояние которой соответствует
а) нормативам качества окружающей среды;
б) нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;
в) нормативам допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду.
Ответ: а

14. Вред окружающей среде - это
а) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
б) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
в) вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера
Ответ: а

15. В правовом регулировании экологических отношений преобладающим является
а) административно-правовой метод регулирования;
б) гражданско-правовой метод регулирования;
в) экономический метод регулирования.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Как соотносятся понятия «природная среда» и «природа»?
Ответ: это равнозначные понятия
2. Сохранение природы – это право или обязанность граждан?
Ответ: обязанность
3. Экологизированные нормативные правовые акты - это _____________.
Ответ: акты, являющиеся источниками других отраслей права, но содержащие нормы, направленные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.
4. За совершение экологического правонарушения наступает ___________________________________________________________ ответственность.
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность

5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам местного значения, закрепленным ФЗ ______________________________________ .
Ответ: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ »
6. Источниками экологического права являются такие кодифицированные акты как ____________________________________________________________ .
Ответ: Водный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс.
7. Нормы экологического права регулируют отношения по ________________________________________________________ .
Ответ: охране окружающей среды и природопользованию.
8. Правительство РФ является органом государственного экологического управления ______________________________________________ компетенции.
Ответ: общей

9. Благоприятная окружающая среда должна соответствовать таким экологическим нормативам как ____________________________________ .
Ответ: нормативы качества окружающей среды

10. Для регулирования экологических отношений используются __________________________________________ методы правового регулирования.
Ответ: административно-правовой и гражданско-правовой

11. Система экологического права - это ___________________________________________________
Ответ: совокупность правовых норм, регулирующих экологические отношения

12. Система отрасли экологического законодательства - это ___________________________________________________ .
Ответ: совокупность нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения

13. Объектом экологического права является ________________________________________________ .
Ответ: природа (природная среда)

14. Природные ресурсы - ____________________________________, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность
Ответ: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты

15. Объектом экологических отношений является _____________________________________________________.
Ответ: природа (природная среда)

16. Природные ресурсы могут находится в __________________________ собственности.
Ответ: государственной, муниципальной, частной
17. Выберите материальный источник экологического права : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК ______________________________________________ .
Ответ: «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире»

18. Выберите процессуальный источник экологического права : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК ______________________________________________ .
Ответ: ГПК

19. Выберите из списка экологизированный закон : ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ГПК , УК _____________________________________________ .
Ответ: УК

20. Общие нормы экологического права - это ________________________________________________________________ .
Ответ: нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды в целом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-22: способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований

Примеры заданий закрытого типа
1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

2. плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ;
б) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов
в) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух , размещение отходов.
Ответ: б

3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ – это орган
а) общей компетенции;
б) ведомственной компетенции;
в) специальной компетенции.
Ответ: в

4. К нормативам качества окружающей среды относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а, б

5. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: в

6. Виды экологической экспертизы
а) государственная;
б) производственная;
в) общественная
Ответ: а,в

7. Каждый гражданин имеет право
а) на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
б) на возмещение вреда окружающей среде, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) на возмещение вреда окружающей среде.
Ответ: а

8. Государственный экологический надзор включает в себя
а) федеральный государственный надзор;
б) региональный государственный надзор;
в) муниципальный надзор
Ответ: а, б

9. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
Ответ: в

10. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

11. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

12. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

13.Общее природопользование
а) является бесплатным и не требует специального разрешения;
б) требует разрешение на отдельные виды природопользования;
в) является бесплатным, но требует разрешение на отдельные виды природопользования.
Ответ: а

14. К природоресурсным актам относятся
а) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире";
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а

15. Субъекты РФ
а) осуществляют нормативное регулирование в экологической сфере;
б) не осуществляют нормативное регулирование в экологической сфере.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа


1. Основными этапами научного исследования являются __________________________________________________________ .
Ответ: 1) выбор темы; 2) определение цели и задач исследования; 3) теоретические исследования; 4) экспериментальные исследования; 5) реализация научных исследований
2. Эмпирический материал - это _____________________________________________________________________ .
Ответ: фактический материал научно работы

3. Отчет по результатам научного исследования должен соответствовать следующим требованиям ________________________________________________ .
Ответ: лаконичность , логичность изложения, наличие выводов

4. Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" природа - это _________________________________________________
Ответ: Отчет по результатам научного исследования должен соответствовать следующим требованиям
5. Животные, содержащиеся в зоопарке, являются объектами животного мира__________________________________________________? Почему?
Ответ: нет, так нарушены естественные экологические связи

6. Искусственное озеро - это компонент природной среды или природно-антропогенный объект _____________________________________________?
Ответ: природно-антропогенный объект

7. Недра являются ________________________________ собственностью.
Ответ: государственной
8. Выберите варианты представления результатов научного исследования : статья в научном издании, отчет по НИР, монография, научный доклад.
Ответ: статья в научном издании, отчет по НИР, монография, научный доклад.
Ответ: по охране окружающей среды и природопользованию
9. Что представляет собой рецензия научного исследования?
Ответ: критический разбор и оценка научного исследования
10. Какова цель использования презентации при представлении результатов исследования?
Ответ: презентация позволяет представить результаты исследования наглядно
11. Допускается ли использование в исследовании сокращений?
Ответ: допускается, при необходимости сокращения поясняются в работе
12. В чем состоит актуальность научного исследования?
Ответ: актуальность показывает степень важность исследования для решения определенной задачи
13.Что такое научная проблема?

Ответ: это вопрос , требующий изучения
14. Актуальность темы исследования излагается во введении или заключении?
Ответ: во введении
15. Как соотносятся объект и предмет исследования?
Ответ: как общее и частное
16. Акты судебных органов в исследовании по праву являются нормативной или эмпирической базой исследования?
Ответ: эмпирической базой исследования
17. Подготовительный этап исследования предполагает выполнение такой работы как ______________________________________________________ .
Ответ: выбор темы, определение плана исследования, подбор базы исследования
18. Выводы исследования излагаются во введении или заключении?
Ответ: в заключении работы
19. Что является объектом исследования в научном исследовании по праву?
Ответ: общественные отношения
20. Новизна научного исследования предполагает ___________________________________________________.
Ответ: исследование не изученных полностью вопросов и путей их разрешения или предложение новаторского способа решения какой-то проблемы


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






























5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

1. Природа как объект экологического права.
2. Формы взаимодействие общества и природы
2. Экологические правоотношения
3. Основные принципы охраны окружающей среды
4. Понятие и система экологического права
5. Предмет и метод экологического права
6. Экологические функции государства и права
8. Особенности системы источнико экологического права
9. Права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды
10. Право собственности на природные ресурсы (понятие, формы, виды, содержание)
12. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления
13. Государственные органы экологического управления общей компетенции
14. Государственные органы экологического управления специальной компетенции
15. Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов и их природоохранное значение
16. Нормирование в области охраны окружающей среды (основы нормирования, виды нормативов)
17. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
18. Экологическая экспертиза
19. Экологический надзор (контроль) (понятие, формы, виды, принципы)
20. Государственный экологический надзор
21. Производственный и общественный экологический контроль
22. Особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
23. Государственный экологический мониторинг
24. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды
25. Понятие и содержание права природопользования
30. Виды природопользования
32. Основные права и обязанности природопользователей
33. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения
34. Состав экологических правонарушений
35. Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения
36. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения
37. Принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды
40. Понятие, виды и специфика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.А. Казанцева, О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский Экологическое право: учебник Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Боголюбов Актуальные проблемы экологического права: Монография Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F7DA4531-7039-4C89-A611-84F972FB0DF3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 мудл Экологическое право portal.edu.asu.ru
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Сервер органов государственной власти Российской Федерации - http://www.gov.ru
Э5 Министерство юстиции Российской Федерации - http://www.minjust.ru
Э6 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - http://www.mnr.gov.ru
Э7 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - http://www.meteorf.ru
Э8 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - http://rpn.gov.ru
Э9 Федеральное агентство водных ресурсов - http://voda.mnr.gov.ru
Э10 Федеральное агентство по недропользованию - http://www.rosnedra.com
Э11 Федеральное агентство лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru
Э12 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
Э13 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - http://www.fsvps.ru
Э14 Федеральное агентство по рыболовству - http://www.fish.gov.ru
Э15 Министерство экономического развития Российской Федерации - http://www.economy.gov.ru
Э16 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - http://www.rosreestr.ru
Э17 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - http://www.rosim.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, нормативных положений. Студентам необходимо научиться ориентироваться в действующем законодательстве, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с нормативными правовыми актами, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка к участию в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося. При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти. После изучения теоретических вопросов темы следует решить задачи с обоснованием принимаемых решений.