МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегии эффективной коммуникации в сфере права и бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПраво и бизнес в России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ПиБвР-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Аксенова Галина Николаевна

Рецензент(ы):
ст.преп, Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Стратегии эффективной коммуникации в сфере права и бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Стратегии эффективной коммуникации в сфере права и бизнеса» являются:
• формирование представления о риторике в совокупности всех ее составляющих;
• представление сущности коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструмент эффективного общения;
• представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,
• формирование навыков подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.;
• познакомить с основами культуры речи, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);
• раскрыть специфику судебной риторики.
В задачи дисциплины входит:
– сформировать представление о специфике публичных выступлений в России: этика оратора, его вербальное и невербальное поведение;
– развить качества хорошей речи, такие как точность, уместность, лаконичность, необходимые для успешных публичных выступлений;
– овладеть навыками работы над содержанием и композицией выступления, а также приемами редактирования текста речи;
– развить навыки публичных выступлений разных жанров: информативных (объявление группе, сообщение на научную тему); протокольно-этикетных (приветственное слово, благодарственная речь, поздравительная речь), агитационных (публичные обращения в рамках предвыборной кампании); развлекательных (рассказ о достопримечательностях города, тост, притча).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-1.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-1.2 Умеет применять нормативные правовые акты при решении профессиональных задач.
ПК-1.3 Владеет алгоритмами реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
УК-1.1. методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. квалифицировать общественные отношения.
УК-1.2. Анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. навыками вынесения актов правоприменения.
УК-1.3. навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения
поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативный аспект устной и письменной деловой речи
1.1. Культура речи как составная часть теории коммуникации. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Произношение согласных Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Лексические нормы Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Орфоэпические нормы Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Основные произносительные нормы современного русского литературного языка (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетание согласных, произношение грамматических форм). Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Нормы современного русского литературного языка. Морфологические и синтаксические нормы. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Морфологические нормы: трудные случаи образования и употребления грамматических форм слова. Синтаксические нормы. Трудные случаи согласования и управления в словосочетаниях. Предупреждение ошибок в построении простого и сложного предложений Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Деловое общение. Культура деловой речи. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Языковая норма. Характерные особенности нормы. Факторы, влияющие на установление нормы. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Коммуникативный аспект.
2.1. Предмет и задачи курса «Стратегии эффективной коммуникации в праве и бизнесе». Сущность коммуникативной деятельности. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Невербальная коммуникация. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Коммуникативные барьеры Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Коммуникация. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Навыки эффективной коммуникации. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Профессиональная коммуникация. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Коммуникация в юридических процессах. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Роль и место коммуникации в юридической деятельности. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Приемы, повышающие эффективность коммуникации. Подчеркивание общности. Благодарность. Эмоции. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Коммуникативные стратегии и тактики Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Межличностная коммуникация. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Риторический аспект
3.1. Юридическая риторика. Введение Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Этика как наука, ее объект изучения. Сам. работа 2 11 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Компоненты образа этичного судебного оратора: ораторский долг, ораторское достоинство, ораторская честь, справедливость, ораторский такт, деликатность оратора, вежливость: корректность, учтивость, любезность. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Структура публичного выступления. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Риторический аспект научной речи. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Текст как единица общения. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Теория аргументации: общие положения Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Языковой паспорт оратора. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2372

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно условием ее образования
A) народный
B) литературный
C) национальный
D) племенной
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

2. Залог успеха деловой беседы проявляется через ее участников в…
A)компетентности
B) тактичности и доброжелательности
C) грубости и резкости
D) конфликтности, возбудимости
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А И Б

3. Важным элементом Деловой беседы является умение… 
A) говорить 
B) Слушать
C) критиковать 
D) молчать 
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

4. Специфической особенностью Делового общения является… 
A) неограниченность во времени 
B) регламентированность
C) отсутствие норм и правил 
D) разговор по душам 
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

5. Стратегия мягкого подхода к переговорам состоит в том, чтобы:
A) избегать конфронтации 
B) избегать личных оскорблений
C) мягко, но неуклонно отстаивать свою позицию
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

6. Совокупность норм литературного произношения называют:
A) орфографией
B) синонимом
C) орфоэпией
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

7. Основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с… 
A) персоналом 
B) высшим руководством 
C) подрядчиками 
D) Клиентами
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

8. Наиболее распространенной формой Делового общения является… 
A) монолог 
B) общение группой 
C) диалоговое общение 
D) Молчание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

9. Автор первого трактата по риторике:
A) Аристотель
B) Платон
C) Коракс
D) Тисий
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

10. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
A) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
B) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
C) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
D) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

11. Укажите верное высказывание: «Просторечие ...
A) входит в литературный язык, так как это устная речь
B) противопоставлено литературному языку, так как это речь, имеющая сниженную стилистическую окраску
C) это местный народный говор
D) это язык обособленной группы
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

12. Софизм как особый приём – предмет изучения дисциплины…
A) Логика
B) Философия
C) Обществознание
D) Лингвистика
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

13. Кто из ораторов прославился речами-«филиппиками»?
A) Квинтилиан
B) Сократ
C) Цицерон
D) Демосфен
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

14. Интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса – это
A) средства словесной наглядности
B) средства речевой выразительности
С) риторические восклицания
D) парцелляция
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

15. Что изучает риторика?
A) теорию и практику судопроизводства 
B) нормы правописания
C) жизнеописания великих людей
D) теорию и искусство красноречия
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

16. Родиной риторики считается
A) Древний Египет
B) Древняя Индия
C) Древняя Греция
D) Средневековая Европа
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

17. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть
A) Сократическими
B) Платоновскими
C) Риторическими
D) Гомерическими
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

18. Выберите правильный вариант
A) дело возбужденО
B) дело возбУждено
C) дело вОзбуждено
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

19. Оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла- это
A) тавтология
B) лексическая несочетаемость
C) плеоназм
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

20. Паронимы  это  
A) слова, похожие по звучанию, но разные по значению
B) одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова
C) это одинаково звучащие слова, но имеющие разное значение и написание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Просклоняйте числительное 6879 в творительном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шестью тысячами восемьюстами семьюдесятью девятью

2. Не более 900 (числительное запишите буквами)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: девятисот

3. Публичное общение протекает в форме монолога и всегда требует
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: структурирования

4. Назовите термин, который обозначает «слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по значению».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: паронимы

5. Норма, связанная с образованием форм различных частей речи — это…
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: морфологическая

6. Слова предоплата, инвестиции, ответчик характерны для ….. стиля
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: официально-делового

7. Просклоняйте числительное 6879 в предложном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шести тысячах восьмистах семидесяти девяти

8. Вид слушания, при котором с говорящим устанавливается обратная связь (с помощью активного использования невербальных средств, расспрашивания, перефразирования), называется ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: рефлексивным

9. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: говорить

10. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: нерефлексивным

11. Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов-паразитов и нелитературных слов, - это...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: чистота

12. Информативное общение всегда связано с …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: передачей информации адресату

13. К невербальным средствам общения относят …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: мимику, жесты, положение тела

14. Вербальным средством коммуникации является
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: речь

15. Сокрытие истинной цели взаимодействия, диалоговая форма коммуникации, иллюзия свободы выбора у партнера по общению - все это признаки ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: манипулятивного

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Что изучает риторика?
1. теорию и практику судопроизводства
2. нормы правописания
3. жизнеописания великих людей
4. теорию и искусство красноречия
Ответ: 4
2. Родиной риторики считается
1. Древний Египет
2. Древняя Индия
3. Древняя Греция
4. средневековая Европа
Ответ: 3
3. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть
1. сократическими
2. платоновскими
3. риторическими
4. гомерическими
Ответ: 1
4. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?
1. Еврипид
2. Платон
3. Аристофан
4. Перикл
Ответ: 2
5. Что такое софистика?
1. учение о мудрости Божией
2. искусство церковной проповеди
3. применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными
4. применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции
Ответ: 3
6. Кто является автором знаменитого афоризма «Поэтами рождаются, а ораторами становятся»?
1. Анаксагор
2. Цицерон
3. Аристотель
4. Софокл
Ответ: 2
7. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?
1. Квинтилиан
2. Зенон
3. Гораций
4. Ювенал
Ответ: 1
8. Когда появилась первая русская «Риторика»?
1. XVI в.
2. XVII в.
3. XVIII в.
4. XIX в.
Ответ: 2
9. Кто является автором знаменитого учебника «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное» (1743)?
1. А.П. Сумароков
2. В.К. Тредиаковский
3. А.Д. Кантемир
4. М.В. Ломоносов
Ответ: 4
10. Автором трактата «Правила высшего красноречия» (опубл. 1844) является
1. М.М. Сперанский
2. Н.Ф. Кошанский
3. К.П. Зеленецкий
4. П.Е. Георгиевский
Ответ: 1
11. Один из главных риторических постулатов гласит:
1. нужно обезоружить оппонента доводом
2. не нужно отвечать вопросом на вопрос
3. собеседник не должен знать ваших подлинных намерений
4. нужно учитывать интересы аудитории
Ответ: 4
12. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?
1. закон удовольствия
2. закон гармонизирующего диалога
3. закон продвижения и ориентации адресата
4. закон эмоциональности
Ответ: 3
13. Инвенция – это
1. работа над замыслом речевого произведения
2. работа над композицией речи
3. воплощение мыслей в слова
4. исполнение речи
Ответ: 1
14. Что такое хрия?
1. схема рассуждения
2. схема повествования
3. положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину
4. двухсложный стихотворный размер
Ответ: 1
15. Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон
1. непротиворечия
2. тождества
3. исключенного третьего
4. достаточного основания
Ответ: 2
16. Аргумент – это
1. иллюстрация мысли
2. слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы
3. логический довод, служащий основанием доказательства
4. цитата из авторитетного источника
Ответ: 3
17. Выведение суждения из других суждений – это
1. посылка
2. амплификация
3. умозаключение
4. эмфаза
Ответ: 3
18. Как называется порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, а более слабые – в середине?
1. гомерический
2. свободный
3. нисходящий
4. восходящий
Ответ: 1
19. При дедуктивном рассуждении
1. делается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса
2. делается общий вывод на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса
3. явление рассматривается на основании уже имеющегося общего положения
4. смысловые части располагаются хаотично, свободно
Ответ: 3
20. Как называется раздел риторики, изучающий применение универсальных смысловых моделей?
1. эстетика
2. топика
3. топонимика
4. гомилетика
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Просклоняйте числительное 6879 в творительном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шестью тысячами восемьюстами семьюдесятью девятью

2. Не более 900 (числительное запишите буквами)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: девятисот

3. Публичное общение протекает в форме монолога и всегда требует
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: структурирования

4. Назовите термин, который обозначает «слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по значению».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: паронимы

5. Норма, связанная с образованием форм различных частей речи — это…
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: морфологическая

6. Слова предоплата, инвестиции, ответчик характерны для ….. стиля
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: официально-делового

7. Просклоняйте числительное 6879 в предложном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шести тысячах восьмистах семидесяти девяти

8. Вид слушания, при котором с говорящим устанавливается обратная связь (с помощью активного использования невербальных средств, расспрашивания, перефразирования), называется ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: рефлексивным

9. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: говорить

10. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: нерефлексивным

11. Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов-паразитов и нелитературных слов, - это...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: чистота

12. Информативное общение всегда связано с …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: передачей информации адресату

13. К невербальным средствам общения относят …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: мимику, жесты, положение тела

14. Вербальным средством коммуникации является
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: речь

15. Сокрытие истинной цели взаимодействия, диалоговая форма коммуникации, иллюзия свободы выбора у партнера по общению - все это признаки ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: манипулятивного

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет - 55 тестовых вопросов.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под общ. ред. В. Д. Черняк. Риторика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 . А. Юшкова, Е. Б. Берг, Ю. Б. Феденева, С. В. Панченко ; под общ. ред. Н. А. Юшковой. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. Риторика для юристов: учебник для прикладного бакалавриат М. : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
Э2 ЭБ «Издательский центр Академия» www.studentlibrary.ru
Э3 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Электронный курс по дисциплине в ЭИОС MOODLE portal.edu.asu.ru
Э6 ЭБС «Юрайт» urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.