МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.05.2023 г. № №1
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.05.2023 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории и практики психологии коммуникации. Cпецифику коммуникаций в области межличностного и межкультурного взаимодействия, способы кооперации с коллегами. Коммуникативные нарушения в молодежной среде. Базовую и инновационную специфику коммуникаций в устной и письменной форме. Способы установления эффективных межличностных и межкультурных контактов в молодежной среде.
Базовые и инновационные основы сбора научной информации в области работы с молодежью
Всю совокупность определений и понятий, связанных с психологией коммуникаций в коллективах; теории и классификации коммуникативных процессов в коллективах. Способы использования полученной информации в профессиональной деятельности.
специфику эффективного написания обзоров и рефератов для решения профессиональных задач в области работы с молодежью
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач.
Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии.
Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию.
писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологического исследования феноменов коммуникации, техниками эффективного профессионального общения. Навыками эффективной кооперации с коллегами. Навыками эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. Комплексными навыками по анализу механизмов регулирования коммуникаций в молодежной среде, решая актуальные профессиональные задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии коммуникаций
1.1. Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Общение и социальные отношения Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика межличностной коммуникации Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Психические процессы в коммуникациях Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Потребности, мотивы интересы в коммуникациях Практические 8 12 Л1.1, Л2.1
1.6. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.7. Психология процесса коммуникации Практические 8 6 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические модели убеждающего воздействия Практические 8 8 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологические эффекты массовых коммуникаций Сам. работа 8 30 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология рекламы Сам. работа 8 20 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология слухов и предрассудков Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3001
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Предметом дисциплины коммуникации в организации является?
А) Экономика.
Б) Управление.
В) Методы внедрения эффекьтивных коммуникаций в практику хозяйственных структур.
Ответ: В.

Вопрос 2. Коммуникации – это?
А) Управленческие решения, применяемые в штате той или иной организации.
Б) Взаимодействие людей , предполагающее обмен информацией с помощью специализированных сигналов-посредников.
В) Независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора.
Ответ: В.

Вопрос 3. К чему относиться коммуникационная потребность?
А) к числу дополнительных потребностей
Б) к числу основных потребностей
человека.
В) к искусству манипуляций.
Ответ: Б.

Вопрос 4. Что изучает коммуникалогия?
А) регламентированы этическими установками кодексы профессионального поведения;
Б) коммуникацию, ее структуру, место и роль в обществе, средства
коммуникации и коммуникационные процессы.
В) воспитание, нормы поведения, этику общения.
Ответ: Б.

Вопрос 5. Каков универсальный свмысл коммуникации?
А) это способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Б) структура, место и роль в обществе, средства
коммуникации и коммуникационные процессы.
В)воспитание, нормы поведения, этику общения.
Ответ: А.

Вопрос 6. Коммуникаций в техническом смысле это?
А) структура, место и роль в обществе, средства
коммуникации и коммуникационные процессы.
Б) путь сообщения, связь одного места с
другим, средства передачи информации и других материальных и
идеальных объектов из одного места в другое.
В) это способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Ответ: Б.

Вопрос 7. Коммуникации в социальном смыле-это?
А) многообразные связи и отношения,
возникающие в человеческом обществе.
Б) это способ связи любых объектов материального и духовного мира.
В) путь сообщения, связь одного места с
другим, средства передачи информации и других материальных и
идеальных объектов из одного места в другое.

Ответ: А.

Вопрос 8. Результатом организационной диагностики обычно служит:
А) краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Б) план мероприятий, связанных с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
В) доверительные отношения между консультантом и клиентом.
Ответ: А.

Вопрос 9. Что такое общение?
А) путь сообщения, связь одного места с
другим, средства передачи информации и других материальных и
идеальных объектов из одного места в другое.
Б) это сложный многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами
(межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной
деятельности
В) это способ связи любых объектов материального и духовного мира.

Ответ: Б.

Вопрос 10. Что представляет собой деловая коммуникация?
А) многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми
Б) способ связи любых объектов материального и духовного мира.В) обмен информацией интеллектуального и эмоционального
содержания, значимой для участников общения для достижения целей
совместной деятельности.
Ответ: В.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какова отличительная черта коммуниккаций в организации?
Ответ: Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет
самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для
достижения каких-либо других целей
2. В чем заключается эффективность коммуникций в органиазции ?
Ответ: В повышении эффективности совместной
деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо
они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные
перед ними задачи.
3. Что изучает теория коммуникаций?
Ответ: Теория коммуникации изучает структуру коммуникации,
универсальные механизмами и общие закономерности информационного
обмена, без знания которых трудно понять особенности деловых
коммуникаций.
4. Как связаны коммуникология и культурология?
Ответ: Коммуникативная проблематика в культурологии
проявляется при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо
непосредственно в общении людей, а также между представителями
различных культур.
5. Что такое методы изучения коммуникаций в организации?
Ответ: это приемы и способы
познания и исследования деловых коммуникаций, их видов и
особенностей.
6. Что такое коммуникативная компетентность?
Ответ: Коммуникативная компетентность – это сложная личностная
характеристика, включающая коммуникативные способности и умения,
психологические знания в области общения, свойства личности,
психологические состояния, сопровождающие процесс общения.
7. Что такое коммуникативные знания?
Ответ: коммуникативного знания - это знания, приобретаемые
непосредственно в процессе общения методом проб и ошибок
8. Как проявляектся высокая компетентность в общении?
Ответ: признаки высокой
коммуникативной компетентности, главными среди которых являются: 1
• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации
взаимодействия и в партнерах;
• стремление понять другого человека в контексте требований
конкретной ситуации;
• установка в контакте не только на дело, но и на партнера,
доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и
возможностей;
• уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию
9. Каковы цели эффективной коммуникации в органиазции?
Ответ: Деловая коммуникация направлена на достижения определенных целей,
которые поставлены ее участниками, и которые носят разнообразный
характер: эффективный обмен информацией, установление сотрудничества,
налаживание деловых отношений, заключение контракта, совместную
деятельность в той или иной области и т. д.
10. В чем заключается иерархический характер коммуникаций в органицаии?
Ответ:
Деловые коммуникации носят иерархический характер, что отражается
в необходимости соблюдения субординации в отношениях между
начальником и подчиненными. Субординация может носить строгий
характер, как, например, на государственной службе, в правоохранительных
органах


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к зачету по курсу
Теоретические вопросы
1. Коммуникации в организации как междисциплинарная область научного знания.
2. Общенаучная характеристика коммуникативной деятельности.
3. Краткая история становления психологии коммуникаций.
4. Предмет, задачи, структура предмета коммуникации в организации.
5. Методы исследования в психологии коммуникаций.
6. Коммуникации как многоаспектный феномен.
7. Основные видоизменения коммуникаций в современном мире.
8. Сущность коммуникаций в организации.
9. Функции коммуникативного процесса.
10. Классификация коммуникативных процессов.
11. Возрастание значимости коммуникаций в жизни современного общества.
12. Сущность коммуникативной компетентности.
13. Полифункциональность коммуникативной деятельности.
14. Роль мимических и пантомимических аспектов коммуникаций.
15. Паравербальные характеристики общения.
16. Темпоритмические особенности общения.
17. Пространственный рисунок общения.
18. Сущность «impression manadgement»
19. Роль «этикетных кодов» в общении.
20. Суть коммуникативного зеркала.
21. Аутокоммуникативное поведение.
Практические задания
22. Приведите примеры неэффективного взаимодействие вербального и невербального общения.
23. Нарисуйте символическое коммуникативное пространство вашей учебной группы.
24. Приведите примеры физиогномических стереотипов как барьеров общения.
25. Приведите проявление в коммуникациях паралингвистических характеристик общения.
26. Выделите эффективные принципы вербальных коммуникаций в организации.
27. Выступите с докладом, применяя алгоритм публичного выступления.
28. Обоснуйте правила публичных выступлений.
29. Примените инструменты управления вниманием.
30. Опишите законы ораторского искусства.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 психология коммуникаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.