МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патриотическое воспитание молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рабочая программа дисциплины
Патриотическое воспитание молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к профессиональному участию в совершенствовании системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.1 Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.2 Умеет использовать инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
ПК-1.3 Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и методы самоанализа, самообучения и самовоспитания личности; иметь сформированные представления о социально-психологических основах общественных и межличностных отношений; методы и формы работы органов исполнительной власти в сфере органов управления, молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти; взаимодействия этих органов межрегиональном уровне в сфере патриотического воспитания молодежи.
3.2.Уметь:
3.2.1.Самостоятельно эффективно применяет основные способы самовоспитания; методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности. Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе применять знание об историческом наследии и культурных традициях в профессиональной деятельности. Взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными навыками анализа и самоанализа, оценки эффективности результатов самообучения и самовоспитания; навыками повышения своего профессионального мастерства, и в повышении квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний. Умением организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы
1.1. Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества Лекции 8 4 Л1.1
1.2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России Практические 8 4 Л1.1
1.3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи Лекции 8 4 Л1.1
1.4. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания Практические 8 4 Л1.1
1.5. Патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы Сам. работа 8 33 Л1.1
Раздел 2. Современные технологии патриотического воспитания молодёжи
2.1. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи Лекции 8 2 Л1.1
2.2. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи Практические 8 4 Л1.1
2.3. Технология проведения массовых акций Лекции 8 2 Л1.1
2.4. Технология проведения массовых акций Практические 8 4 Л1.1
2.5. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи Лекции 8 4 Л1.1
2.6. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи Практические 8 4 Л1.1
2.7. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы Практические 8 2 Л1.1
2.8. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи Практические 8 2 Л1.1
2.9. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи Практические 8 2 Л1.1
2.10. Современные технологии патриотического воспитания молодёжи Сам. работа 8 33 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто определял период подросткового возраста как период «бури и натиска» (sturm und drang)?
а. Арнольд Гезелл.
б. Чарльз Дарвин.
в. Грэнвилл Стэнли Холл.
г. Зигмунд Фрейд.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой фактор психического развития считал ключевым Арнольд Гезелл?
а. Социальный.
б. Генетический.
в. Культурный.
г. Экономический.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какой процесс в человеческой психике, по мнению Эрика Эриксона, происходит в течение подросткового периода?
а. Формирование идентичности.
б. Развитие Эдипова комплекса.
в. Формирование базового доверия к миру.
г. Ассимиляция.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Когда, по мнению Жана Пиаже, наступает стадия формальных операций?
а. До 2 лет.
б. От 2 до 7 лет.
в. От 7 до 11 лет.
г. После 11 лет.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Кто разработал теорию принятия социальной роли?
а. Жан Пиаже.
б. Роберт Селман.
в. Альфред Бине.
г. Лев Выготский.
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Какие из перечисленных исследователей считали, что на поведение подростков и молодых людей наибольшее влияние оказывают культурные нормы, традиции и ценности?
а. Роберт Хэвигхерст.
б. Курт Левин.
в. Анна Фрейд.
г. Ури Бронфенбреннер.
ОТВЕТ: абг

Вопрос 7. Какие из перечисленных исследователей были представителями антропологического подхода к исследованию подросткового и юношеского возраста?
а. Маргарет Мид.
б. Альфред Адлер.
в. Рут Бенедикт.
г. Карен Хорни.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 8. Какая из стадий эпистемического развития, по Бойесу и Чендлеру, является завершающей?
а. Догматизм и скептицизм.
б. Защищающийся реализм.
в. Постскептический рационализм.
г. Наивный реализм.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. При помощи каких тестов проводится оценка когнитивных способностей?
а. Тесты оценки мотивации к обучению.
б. Тесты оценки достижений.
в. Тесты оценки интеллекта.
г. Тесты оценки личностных особенностей.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 10. На какие группы делятся способности с точки зрения триархической теории интеллекта?
а. Межличностный интеллект.
б. Экспериментальный интеллект.
в. Контекстуальный интеллект.
г. Компонентный интеллект.
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 11. Кто предложил теорию множественного интеллекта?
а. Роберт Стернберг.
б. Реймонд Кеттел.
в. Фома Аквинский.
г. Говард Гарднер.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. На какие три стадии делится процесс принятия решения о выборе профессии? Расположите стадии в хронологическом порядке от ранних к поздним.
а. Стадия пробного выбора.
б. Стадия посториентировочного выбора.
в. Стадия реалистического выбора.
г. Стадия фантастического выбора.
ОТВЕТ: гав

Вопрос 15. Какие группы интересов («доминанты») подростка выделял Л.С. Выготский?
а. Доминанта усилия.
б. Доминанта общения.
в. Идентификационная доминанта.
г. Эгоцентрическая доминанта.
д Аккомодационная доминанта.
е Доминанта дали.
ж Доминанта самоанализа.
з Доминанта романтики.
ОТВЕТ: агез

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. «______________ – это санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид, свободно пробуя различные роли, находит собственную нишу». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Психосоциальный мораторий.

2. Какие четыре стадии когнитивного развития выделял Жан Пиаже?
Ответ: Сенсорно-моторная, дооперациональная, конкретных операций, формальных операций.

3. Как называется теория, согласно которой поступки взрослых и создаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова?
Ответ: Теория социального научения ИЛИ социально-когнитивная теория научения.

4. Из каких компонентов состоит экологическая модель Ури Бронфенбреннера?
Ответ: Микросистема (все, с кем подросток вступает в близкий контакт); мезосистема (взаимоотношения между микросистемами); экзосистема (те элементы окружающей подростка социальной среды, в которых он не играет активной роли, но которые опосредованно оказывают на него влияние); макросистема (идеология, установки, нравы, традиции и законы культуры, внутри которой развивается подросток).

5. Маленькие дети полагают, что неживые объекты – особенно имеющие те же характеристики (например, глаза и лица), – испытывают эмоции и они, безусловно, живые. Как называется это явление?
Ответ: Анимизм.

6. Как называется тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации?
Ответ: Центрация.

7. Как называется операция мышления, которая включает понимание, что один и тот же результат может быть получен различными комбинациями, или соединением в группы, или действиями?
Ответ: Ассоциативность.

8. На какой стадии когнитивного развития, по Жану Пиаже, индивид начинает применять вторую систему символов: набор символов для символов (например, метафоры, алгебраические символы)?
Ответ: Стадия формальных операций.

9. Охарактеризуйте качество подросткового мышления, которое Дэвид Элкинд называл псевдоглупостью.
Ответ: Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Подростки излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной.

10. Как называется явление, состоящее в убежденности подростков в уникальности их личных переживаний?
Ответ: Миф о собственной исключительности.

11. Сколько элементов принятия решений включили в свою модель Манн с коллегами?
Ответ: Девять.

12. Перечислите типы интеллекта, выделенные Говардом Гарднером в книге «Структура интеллекта».
Ответ: Лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный.

13. Кто разработал первый тест, направленный на оценку интеллекта?
Ответ: Альфред Бине.

14. С какого возраста испытуемых можно применять для измерения интеллекта шкалу Векслера для взрослых?
Ответ: От 16 лет и старше.

15. «______________ – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Социальная ситуация развития.

16. Какие два типа возрастных периодов выделял Л.С. Выготский?
Ответ: Стабильные и критические.

17. Какие три показателя характеризуют каждый психологический возраст, по мнению Д.Б. Эльконина?
Ответ: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования.

18. Каково центральное психологическое новообразование юношеского возраста?
Ответ: Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее.

19. Чем отличаются нормативные кризисы взрослости от детских кризисов?
Ответ: В зрелом возрасте перечень основных деятельностей нередко остается постоянным (трудовая деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой; кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они менее привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно; кризисы зрелости проходят более осознанно и менее демонстративно для окружающих; преодоление кризиса взрослости связано с необходимостью собственной внутриличностной работы, а решающая роль в становлении личности принадлежит самому человеку.

20. Перечислите показатели успешной адаптации к отцовству.
Ответ: Удовлетворенность своей отцовской ролью; отцовская компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; успешное развитие ребенка (в том числе, его общее эмоциональное благополучие).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце первого семестра зачета, а в конце второго семестра экзамена по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1 Культурно-историческая природа подросткового возраста.
2 Современные представления о подростках и особенности современного подросткового возраста.
3 Подростковый возраст с точки зрения биологических теорий (Г. Холл, А. Гезелл).
4 Подростковый возраст с точки зрения психоанализа и психосоциальных концепций (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон).
5 Подростковый возраст с точки зрения когнитивной психологии (Ж. Пиаже, Р. Селман).
6 Подростковый возраст с точки зрения социально-когнитивной теории научения (Л.С. Выготский, А. Бандура).
7 Влияние культуры на подростков (Р. Хэвигхерст, К. Левин, У. Бронфенбреннер).
8 Антропологический подход к изучению подросткового возраста (М. Мид, Р. Бенедикт).
9 Психофизиологическое развитие подростка.
10 Травля и буллинг в детской и молодежной среде, их сущность и последствия.
11 Профилактика буллинга в детской и молодежной среде.
12 Влияние буллинга на жертв, зачинщиков травли, свидетелей травли, учителей и родителей.
13 Родительство как социально-психологический феномен.
14 Готовность к родительству, репродуктивные установки современной молодежи.
15 Материнство и отцовство как психологические феномены.
16 Стиль семейного воспитания как компонент родительства.
17 Нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте.
18 Факторы формирования суицидального поведения молодежи.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
4. Сформулируйте правила толерантного взаимодействия с молодыми людьми разного социального статуса, этнической, конфессиональной или культурной принадлежности (на ваш выбор).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1 Интеллектуальное развитие подростка. Традиционные подходы к когнитивному развитию. Жан Пиаже и Дэвид Элкинд.
2 Стадии когнитивного развития Пиаже (сенсомоторная, дооперациональная, конкретных операций и формальных операций).
3 Влияние мышления подростков на личность и поведение с точки зрения подхода Пиаже.
4 Критика теории Пиаже.
5 Новые подходы к когнитивному развитию: информационно-ориентированный подход.
6 Этапы обработки информации. Особенности обработки информации в молодом возрасте.
7 Характеристика и особенности некоторых мыслительных процессов у подростков: умозаключение, размышление, рассуждение.
8 Решение проблем в подростковом возрасте.
9 Принятие решений. Девять элементов принятия решений.
10 Четырехуровневая схема эпистемического развития (Бойес и Чендлер).
11 Развитие мозга в подростковом периоде.
12 Подходы к оценке когнитивных способностей.
13 Теории интеллекта (триархическая теория интеллекта, теория множественного интеллекта).
14 Тесты оценки интеллекта. Факторы, влияющие на результаты тестов. Корректное и некорректное использование IQ тестов.
15 Закономерности психического развития молодого человека с точки зрения отечественной психологии: основные концепции и терминология.
16 Подростковый возраст как психологический возраст в работах отечественных психологов.
17 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
18 Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
19 Специфические особенности психики и поведения подростков.
20 Самосознание подростка. Я-концепция как новый уровень развития самосознания.
21 Особенности общения подростков со взрослыми.
22 Развитие личности подростка и кризис перехода к юности.
23 Юность как психологический возраст в работах отечественных психологов.
24 Социальная ситуация развития в юности.
25 Ведущая деятельность в юношеском возрасте.
26 Развитие личности в юношеском возрасте.
27 Общение в юности: особенности взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
28 Явление самосознания: психологическая природа, структура, механизмы и факторы развития. Этапы становления самосознания в юношеском возрасте.
29 Самосознание и самопознание личности в юношеском возрасте. Самооценка и уровень притязаний современной молодежи. Самовоспитание в юношеском возрасте.
30 Ранняя взрослость (молодость) как психологический период.
31 Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период молодости.
32 Развитие личности в период молодости.
33 Нормативные кризисы молодости.
34 Психофизиологическое и познавательное развитие в период молодости.
35 Основные подходы к анализу проблемы профессионального становления молодого человека в зарубежной и отечественной психологии.
36 Роль системы образования в профессиональном самоопределении молодежи. Основные проблемы профессиональной подготовки молодого человека в современной России.
37 Методы диагностики профессиональной направленности личности.
38 Психологические особенности студенческой молодежи.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам психологии работы с молодежью.
4. Сформулируйте правила толерантного взаимодействия с молодыми людьми разного социального статуса, этнической, конфессиональной или культурной принадлежности (на ваш выбор).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Плохова В.И. Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы.: Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.