МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему представлений о теоретических подходах, методах психологии культуры.
Привить студентам навыки психологического анализа культурных феноменов и явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и подходы в русле психологии культуры как области научного исследования; роль культурных факторов в процессе становления и самоопределения личности; отличительные черты современной культурной ситуации и её психологические следствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять комплексный анализ психологического воздействия разнообразных культурных феноменов на личность и актуальную социальную ситуацию ее развития; создавать благоприятную среду для развития и самоактуализации личности с использованием средств культурного влияния; использовать знания в области психологии культуры для постоянного повышения своей личностной, социальной и профессиональной компетентности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психологической составляющей влияния культуры на личность и ее поведение; навыками поиска, отбора и создания культурных артефактов с целью применения в психологической практике; методами развития личностного потенциала субъекта средствами культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология культуры
1.1. Предмет психологии культуры и смежные области гуманитарного знания Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическое значение культурной символики Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Искусство как фактор развития личности Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Методы психологии культуры Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Культура потребления и её психологические следствия Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы психологии культуры Сам. работа 6 9 Л1.1, Л2.1
1.7. Психологические функции и механизмы культуры Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические аспекты современной виртуальной культуры Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Влияние виртуальной культуры на социализацию личности. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
1.10. Культура повседневности как среда развития личности Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Роль культурного фактора в психологическом развитии и становлении личности Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Современный культурный плюрализм и проблема личностной идентичности Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Культурные детерминанты психологического здоровья личности Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Психологический анализ культурных феноменов Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.15. Современные каналы трансляции культурного влияния Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.16. Культурные артефакты в современной психологической практике Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы развития личностного потенциала средствами культуры Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.18. Роль культуры в формировании патологических поведенческих паттернов. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и культурного развития различных социальных групп
А) да
Б) нет

2. К особенностям развития социально-культурологической мысли относятся следующие:
А) культура по своей сущности и ее восприятию тесно связана с религиозным сознанием (православием);
Б) социокультурные взгляды не опирались на патриотические чувства и интересы России.

3. Термин «социология культуры» ввел в начале 20 века
А) О. Конт;
Б) А.Вебер.

4. В социологии выделилась самостоятельная специальная социологическая теория – социология культуры
А) К рубежу 1980–90-х гг
Б) К рубежу 1960–70-х гг

5. Социокультурные исследования охватывают
А) деятельность средств массовой информации, институтов и учреждений культуры;
Б) только средств массовой информации.

6. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным в
А) деятельностном подходе;
Б) ценностном подходе.

7. В деятельностном подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов
А) да;
Б) нет

8. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении.
А) нет;
Б) да.

9. Система символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества
А) субкультура;
Б) этикет;

10. Массовая культура характеризуется
А) высокой степенью отчуждения индивида;
Б) приверженностью традиционным ценностям.

11. Традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках и присущ широким массам людей-это
А) этикет;
Б) обычай.

12. Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства в
А) текстовом подходе;
Б) гуманистическом подходе.

13. Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия в игровом подходе
А) да.
Б) нет.

14. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм в
А) ценностном подходе;
Б) символическом подходе.

15. С точки зрения ценностного подхода культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе.
А) да;
Б) нет.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.А
2.А
3.Б
4.Б
5.А
6.Б
7.А
8.Б
9.А
10.А
11.Б
12.А
13.А
14.Б
15.Б
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и _____________ различных социальных групп.
2. Термин «социология культуры» был введен ___________
3. _____________исследования охватывают деятельность институтов и учреждений культуры, средств массовой информации.
4. Длительное время социология культуры развивалась в рамках _____________ и как синоним социологии искусства, занимаясь анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений.
5. В ____подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному.
6. В ______подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов.
7. В _________подходе культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом.
8. В предметном подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному, делится на ___________.
9. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через _________ и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами.
10. В текстовом подходе культура формируется и развивается в особом ______ пространстве, отдельном от собственно социального пространства.
11. Общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении - это _________.
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на _________привычках и присущий широким массам людей.
14. Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру-одно из направлений_______культуры.
15. ___________характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности.
16. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
17. ________ - разновидность субкультуры, социокультурные ценности и установки которой противоречат фундаментальным принципам и ценностям господствующей культуры.
18. Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: ________, негосударственные, частные и общественные органы, организации.
19. Субкультура _________ на то, чтобы стать доминантной эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину.
20. В _________подходе культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- культурного развития
2- Альфредом Вебером
3- Социокультурные
4- художественной культуры
5-предметном
6-деятельностном
7-ценностном
8- материальную и духовную
9- символические системы
10- знаковом
11-социальные нормы
12-личность
13- коллективных
14-массовой
15-массовая культура
16-непрерывным
17- контркультура
18- государственные
19- не претендует
20-субъектном
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Объект психологии культуры и его характеристика.
2. Место психологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
3. Представления о культуре в Античности.
4. Средневековые и возрожденческие представления о культуре.
5. Представления о культуре в Новое время.
6. Роль работ О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера в становлении социологии культуры.
7. Полипардигмальность психологии культуры. Классификация исследовательских подходов.
8. Детерминистский подход в психологии культуры.
9. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии культуры.
10. Принципы «понимающей социологии» культуры М.Вебера.
11. Методология символического интеракционизма в исследовании культуры.
12. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии.
13. Этнометодологические способы исследования культуры.
14. Определяющие черты системного подхода в социологии культуры.
15. «Социокультурная динамика» П.Сорокина.
16. Методологический потенциал культурвитализма в социологии культуры.
17. Постмодернизм как социокультурное течение.
18. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.
19. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.
20. Национальной своеобразие отечественной социологии культуры.
21. «Генетическая социология» М.Ковалевского.
22. Натуралистическая социология: географическое направление в социологии культуры (Л.Мечников); органическая школа (А.Стронин, П. Лилиенфельд).
23. Неокантианские концепции в отечественной социологии (Л.Петражицкий, А.Лаппо-Данилевский, Б.Кистяковский, П.Новгородцев).
24. Психологическое направление в русской социологии (Е. Де Роберти, Н.Кареев, Н.Коркунов).
25. Русские религиозные философы о социологии культуры.
26. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.).
27. Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
28. Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.).
29. Народническая и анархистская социология культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.).
30. Большевистская социология культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский).
31. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.).
32. Морфология культуры: классификация структурных элементов.
33. «Простые» элементы культуры.
34. «Синтетические элементы культурной системы.
35. Духовно-комплексные элементы культуры: миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология.
36. Социальные функции культуры.
37. Многообразие типологий культур.
38. Культуры исторических общностей.
39. Социально-групповые субкультуры.
40. Диалектика устойчивости и изменчивости в культурном бытии.
41. Механизмы культурного воспроизводства.
42. Модернизация и жизненные силы национальных культур.
43. Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
44. Источники, факторы и механизмы культурного развития.
45. Линеарные, циклические и конверсионные модели культурного развития.
46. Концепции культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева. Д.Белла.
47. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов в обществе.
48. Соотношение управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах.
49. Культурная политика: понятие, содержание, цели.
50. Культурная политика в современной России.
51. Методы социологического изучения культуры.
52. Мировые тенденции культурного развития в начале XXI века.
53. Современная социокультурная ситуация в России.
54. Проблема сохранения жизненных сил русской культуры.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое культура, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, культура — это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, а по мнению Петрова — это поведение личности, в соответствии с моральными нормами. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя социальные функции культуры, назвал среди прочих превентивную, охранительную, регулятивную. Студент Петров указал, что к таковым относится функция социализации, оценочная и адаптивная. Перечислите социальные функции культуры.
3. На основе анализа книги Ю. Лотмана «Культура и взрыв», проведите сравнительный анализ двух противоположных тенденций в феномене культуры.
4. Соотнесите понятия «простые» элементы культуры и «синтетические» элементы культурной системы.
5. В Древнем Китае считалось, что: «Меж небом и землей человек драгоценнее всего». Объясните, как вы понимаете это выражение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ - http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека - www.e-library.ru
Э4 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э5 Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э6 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э7 Наше наследие – электронный журнал - http://www.rsl.ru/
Э8 Культура культуры – электронный журнал - http://cult-cult.ru/
Э9 Мир науки, культуры, образования – электронный журнал - http://www.uni-altai.ru/nir/scipub/mnko-mag/
Э10 «Артциклопедия» - каталог ссылок на сайты музеев мира - http://www.artcyclopedia.com/museums.html
Э11 Онлайн-курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.