МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, декан, Колесникова Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.введение в профессию организатора работы с молодежью, ознакомление и изучение основ профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности предмета и методов организации работы с молодежью, теоретических подходов, понятийного аппарата, необходимых для понимания сущности работы с молодежью и методов ее организации, умение их использовать в конкретной практической деятельности; специфику молодежи как социально-демографической группы компетенции специалиста по организации работы с молодёжью; роль своей профессии в развитии социальной сферы; основы саморазвития молодёжи основы профессионального роста специалиста по организации работы с молодёжью;
представления о социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать научные представления о положении молодежи в современном обществе и ее основных проблемах; использовать социально-педагогических технологий в процессе профессиональной работы с молодежью;
дать характеристику социальным проектам региона по реализации молодежных программ;
выступать с сообщением по молодежной проблематике;
участвовать в обсуждении проблем социальной сферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с молодежью как особом виде практической, профессиональной деятельности, носящей системный характер;
практическими навыками организации работы с молодежью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие о профессии организатора работы с молодежью. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальный заказ на профессию: предпосылки и источники формирования. Понятие рынка труда. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Виды рынка труда. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Механизмы действия рынка труда. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Спрос и предложение на рынке труда и его значение для построения карьеры. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3.
3.1. Профориентация: понятие и ее сущность. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Личность профессионала-организатора работы с молодежью. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Деловая карьера и ее основные виды. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
3.4. Качества необходимые для успешной карьеры. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Простые, элементарные связи между отдельными индивидами — это:
А. социальные действия
Б. социальные взаимодействия
В. социальные контакты
Г. социальные отношения
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — это:
А. социальный конфликт
Б. социальный контакт
В. деловое партнёрство
Г. социальный контроль
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Верны ли следующие суждения о социальном взаимодействии?
А. При социальном взаимодействии осуществляется обмен действиями разного характера.
Б. При социальном взаимодействии действия одного участника автономны по отношению к действиям другого.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Верны ли следующие суждения о причинах социального конфликта?
А. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте.
Б. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: В.
Вопрос 5. Верны ли следующие суждения о последствиях социальных конфликтов?
А. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем.
Б. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 6. Метод исследования – это:
А. способ достижения, какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения
Б. точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
В. инструмент для добывания фактического материала
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Что такое лидерство?
А. Управление;
Б. Тип управленческого взаимодействия
В. Метод управления
Г. Способ воздействия на подчиненных.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. На чем из нижеперечисленного концентрирует внимание лидерство?
А. Чтобы люди совершали правильные поступки;
Б. Чтобы «правильные» люди правильно поступали;
В. Чтобы «правильные» люди делали правильные вещи.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социально-психологическим качествам молодёжи. Укажите лишние характеристики.
А. низкий уровень толерантности
Б. стремление выделиться
В. специфическая субкультура
Г. неустойчивость психики
Д. высокий уровень толерантности
Е. устойчивая психика.
ОТВЕТ: Д, Е.
Вопрос 10. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите буквы, под которыми они указаны:
А. Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы
Б. Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная
В. Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад
Г. Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная
Д. Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям.
ОТВЕТ: А, В, Г.
Вопрос 11. Выберите верные суждения о молодежной субкультуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
А. Под молодежной субкультурой понимают культуру молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Б. Для молодежной субкультуры характерны вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.
В. Участники молодежных неформальных объединений отличаются конформизмом — стремлением приспособиться к требованиям и поведению других людей.
Г. Участников неформальных молодежных групп объединяют своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
Д. Молодежная субкультура всегда враждебна доминирующей культуре.
ОТВЕТ: А, Б, Г.
Вопрос 12. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 13. Молодёжные субкультуры характерны для периода перехода
А. от индустриального к постиндустриальному обществу
Б. от доиндустриального к индустриальному обществу
В. от постиндустриального к цифровому обществу
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Атрибутом авторитарного стиля управления является…
А. Децентрализация полномочий
Б. Преобладание неформальных коммуникаций
В. Инициативность
Г. Директивность
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных?
А. всегда;
Б. да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления.
В. никогда;
Г. в случае неразумных решений подчинённых.
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
Ответ: нормами.
2. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, – это …
Ответ: невербальное общение.
3. _____________ – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Ответ: лидерство в малой группе.
4. Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется …
Ответ: саморегуляцией.
5. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, — это:
Ответ: ценности.
6. Степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности), — это ____________________ статус.
Ответ: неформальный.
7. Тип лидера, который заботится об эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный настрой членов группы, — это ____________________ лидерство.
Ответ: авторитарное.
8. Эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других, - это:
Ответ: харизма.
9. В рамках какого подхода была разработана теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии?
Ответ: психоаналитический подход.
10. Согласно какому подходу «молодежная культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации».
Ответ: функционализм.
11. ____________ - активные действия молодых людей, связанные с удовлетворением своих интересов и потребностей.
Ответ: молодежная активность.
12. ___________ - любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии.
Ответ: социальная группа.
13. Руководитель, который высоко ориентирован на задачи и низко ориентирован на отношения в ситуации, которая не требует такого поведения; поэтому он менее эффективен, не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах, — это:
Ответ: автократ.
14. ___________ - это показатель единства, прочности и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействия в группе, которые характеризуются взаимной эмоциональной притягательностью между членами группы и их удовлетворением от вхождения в данную группу.
Ответ: групповая сплоченность.
15. Совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их жизнеспособности, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей – это:
Ответ: криминальная субкультура.
16. Согласно представителям данного подхода, классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.
Ответ: классовый подход ИЛИ субкультурный подход.
17. Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы - это:
Ответ: стиль лидерства.
18. Групповая сплоченность выражается ...
Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач.
19. _____________ - течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.
Ответ: контркультура.
20. Молодежная субкультура, культивирующая элементы господствующей культуры, называется…
Ответ: конформистская субкультура.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верны ли следующие суждения о культуре?
1. Культура является результатом деятельности человека;
2. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности;
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. оба суждения верны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Продукты народной культуры отличаются тем, что…
А. они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока
Б. их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность
В. их творцы и создатели, как правило, анонимны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 3. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 4. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
А. этнической
Б. профессиональной;
В. демографической.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:
А. единая территория проживания;
Б. единство убеждений;
В. общность религии.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. К историческим разновидностям этнических общностей относят:
А. племена;
Б. сословия;
В. конфессии.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. Верны ли следующие суждения о национальной политике?
1. В Российской Федерации национальная политика направлена на формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
2. Характер национальной политики зависит от конкретных исторических условий.
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. верны оба суждения.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 8. К культуре межнациональных отношений НЕ относится:
А. реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности;
Б. проявление национального недоверия
В. признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Систему адаптированных идей, норм, ценностей, идеалов доминирующей культуры для конкретной социальной группы, выражающую социальный протест на явление социальной дифференциации, называют:
А. культурой
Б. субкультурой
В. контркультурой.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. К молодежным субкультурам, отличающимся определенным мировоззрением и образом жизни, относят:
А. сатанисты, сектанты, кришнаиты
Б. хиппи, индианисты, панки, растаманы
В. мажоры, рейверы, хипстеры
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 11. Родиной субкультуры хиппи является:
А. Великобритания
Б. Испания
В. США
ОТВЕТ: В.
Вопрос 12. Субкультура хиппи возникла в:
А. 1960-е гг.
Б. 1970-е гг.
В. 1980-е гг.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Расширение границ повседневно-традиционного образа жизни, «уход» от реалий обыденности характер для:
А. толкиенисты, индианисты, геймеры;
Б. рейверы, рэпперы, роллеры;
В. правозащитники, пацифисты, антифашисты.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Термин контркультура был введен в научный оборот
А. Т. Роззаком
Б. П. Сорокиным
В. Р. Мертоном
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Мифы, легенды, сказки – примеры ____________культуры.
А. элитарной;
Б. народной;
В. массовой.
ОТВЕТ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вариант аккультурации, в коде которого происходит идентификация индивид как с родной, так и с новой культурой, называют:
Ответ: интеграцией.
2. Вариант аккультурации, в ходе которого человек полностью принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь при этом от норм и ценностей своей культуры, называют:
Ответ: ассимиляцией.
3. Для дешифровки текста какой-либо национальной культуры необходимо знание:
Ответ: 1) национальной картины мира данной культуры; 2) невербальных средств общения; 3) обрядов и традиций; 4) языка.
4. Искаженное представление о национальных характерах – это…
Ответ: национальные стереотипы.
5. Как называется восприятие своей культуры как идеальной?
Ответ: «культурные очки».
6. ___________ - способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.
Ответ: эмпатия.
7. _____________ - состояние физического и эмоционального дискомфорта, которое возникает, когда человек сталкивается с иной культурной реальностью; его реакция на конфликт между привычными для него ценностями, нормами и новыми.
Ответ: культурный шок.
8. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом, - это:
Ответ: культурная идентичность.
9. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность.
Ответ: деловое общение.
10. ____________ - идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в национальную вражду.
Ответ: национализм.
11. ____________ - отношения между этносами, охватывающее все сферы общественной жизни.
Ответ: межнациональные отношения.
12. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи?
Ответ: международная интеграция ИЛИ тенденция сближения наций.
13. Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида.
Ответ: общая территория, общность языка, общность культуры.
14. В пригороде Парижа в доме адвоката каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущие в Германии, Франции, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим. К какой социальной общности можно отнести это объединение?
Ответ: этническая (этносоциальная общность).
15. В Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» численность этноса выступает одним из критериев определения малочисленного народа. Какова эта численность?
Ответ: менее 50000 тысяч человек.
16. Какая из конфессий России занимает второе место по численности своих приверженцев после православия? Ответ: ислам.
17. Признание исторической обусловленности этнополитических и этноконфессиональных кризисов и конфликтов, свойственно подходу, который называется:
Ответ: примордиализм.
18. Правильная последовательность стадий в процессе регулирования межэтнического конфликта такова:
Ответ: распознавание, оценка, отслеживание, регулирование, примирение.
19. __________ - деятельность, направленная на активизацию этнической идентичности.
Ответ: этническая мобилизация.
20. ____________ - это общение людей, которые представляют разные культуры.
Ответ: межкультурная коммуникация.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятия молодости и молодежи. Связь молодости и возраста.
2. Взросление как движение от безответственности к ответственности и от зависимости к независимости.
3. Понятие молодежной культуры, субкультуры и контркультуры, их специфика и взаимосвязь. Экстернальная культура.
4. Функции молодежной субкультуры.
5. Типология молодежных субкультур.
6. Динамическая модель молодежной субкультуры.
7. Сущность функционального подхода в его применении к молодежной культуре. Основные позиции критики функционализма.
8. Теории конфликта поколений (Ш. Эйзенштадт, К. Дэвис, М. Мид).
9. Классовый подход к анализу молодежной культуры.
10. Гендерный подход к анализу молодежной культуры.
11. Расовый подход к анализу молодежной культуры.
12. Классовые корни молодежной культуры: история происхождения субкультурного подхода.
13. Символическое сопротивление и механизм наклеивания ярлыков.
14. Основные недостатки субкультурной теории. Феминистская и либеральная критика субкультурной теории.
15. Создание контркультуры. Основные контркультурные ценности и общие черты.
16. Молодежная культура в советское время.
17. Тенденции в развитии современных молодежных субкультур.
18. Молодежная культура и потребительство.
19. Молодежная культура и постмодернизм.
20. Глобализация и молодежная культура.
21. Особенности романтико-эскапистских молодежных субкультур.
22. Особенности гедонистско-развлекательных молодежных субкультур.
23. Особенности политических субкультур.
24. Понятия информационной культуры и субкультуры. Формы проявления и аспекты информационной субкультуры.
25. Особенности сетевых и технических субкультур.
26. Западное и восточное понимание культурной глобализации.
27. Нарративы: искаженное отражение, культурный империализм, одностороннее влияние.
28. Глобализация как основная тенденция развития общества.
29. Причины и условия процесса глобализации.
30. Россия в условиях глобализации.
31. Молодежные субкультуры и общество.
32. Моральные паники.
33. «Культурный осадок» субкультур.
34. Составляющие субкультурного стиля: имидж, манеры, арго.
35. Классические субкультуры: хиппи, панки.
36. Субкультуры 90-х: рейверы, клубисты, растафариенсы.
37. Культурные коды и контексты их прочтения – сленг, «прикид», практики.
38. Идеология современных субкультур. Культовая музыка.
39. Воспроизводство субкультурных инноваций. «Ритуальные» битвы.
40. Поколение «X», поколение «Y».
41. «Правильное» позиционирование.
42. Рутинизация управления риском.
43. Стилевые профили профессиональных стратегий: «Карнегианцы», «Отцы семейства» «Геймеры» «Домашние хозяйки».
44. Типологические молодежные группы: «авангардные», консервативная, левые и правые экстремисты, резерв криминальных группировок.
45. Жизненные стратегии и стилевые практики
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шурбе В. З. Молодежь и общество: Научные монографии НГТУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Введение в профессию portal.edu.asu.ru
Э7 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.