МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и моделирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и моделирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологических основ и практических навыков в сфере проектирования и моделирования в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
ОПК-2.2 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК – 2.2. Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико-методологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование в пофессиональной деятельности
1.1. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Сам. работа 4 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Управление социальными проектами Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Управление социальными проектами Сам. работа 4 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Методические и технологические основы разработки социального проекта Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методические и технологические основы разработки социального проекта Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Разработка концепции проекта в профессиональной деятельности Практические 4 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Разработка концепции проекта в профессиональной деятельности Сам. работа 4 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Презентация концепции проекта в профессиональной деятельности Практические 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Презентация концепции проекта в профессиональной деятельности Сам. работа 4 40 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Моделирование в профессиональной деятельности
2.1. Теоретико-методологические основы моделирования в социальной сфере Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Теоретико-методологические основы моделирования в социальной сфере Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Методика и техника моделирования в социальной сфере Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Методика и техника моделирования в социальной сфере Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Основные методы моделирования конфликтов Практические 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Основные методы моделирования конфликтов Сам. работа 4 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Понятие социального проекта.
2. Философские аспекты социального проектирования.
3. Основные подходы к социальному проектированию.
4. Основные сферы реализации социальных проектов.
5. Подготовка проекта к реализации: основные принципы и инструменты.
6. Реализация проекта
7. Завершение проекта, методы оценки эффективности.
8. Понятие концепции социального проекта.
9. Актуальность, цель и задачи социального проекта.
10. Основное содержание социального проекта.
11. Целевая группа, источники финансирования социального проекта.
12. Критерии эффективности социального проекта.
13. Сущность и предназначение вторичных данных.
14. Основные источники вторичных данных.
15. Методы анализа вторичных данных.
16. Методы визуализации анализа вторичных данных.
17. Количественные и качественные социологические методы
18. Опросные методики анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта.
19. Отдельные социологические методы для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта: фокус-группа, контент-анализ, глубинное интервью, социометрия и т.д.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Полнота и логико-содержательная последовательность ответа на поставленный вопрос и полнота выполнения практического задания
2. Правильность ответа на поставленный вопрос и выполнения практического задания
3. Отсутствие ошибок, соответствие результата выполнения практического задания установленным требованиям
4. Адекватность, полнота и аргументированность ответов на дополнительные вопросы (уточнения) преподавателя
5. Соблюдение требований культуры устной (письменной) речи
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492995
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
Л2.2 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование и моделирование в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.
Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.