МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент, Нагайцев Виктор Валентинович

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.идентифицировать и углубить профессиональную ориентацию студентов, сформировать у них необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности;
способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в профессию
1.1. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Лекции 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Практические 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Лекции 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Практические 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Исследовательская деятельность социолога
2.1. Работа с социологической информацией Лекции 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Работа с социологической информацией Практические 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Работа с социологической информацией Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Требования к письменным научным работам Лекции 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Требования к письменным научным работам Практические 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Требования к письменным научным работам Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Лекции 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Практические 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Социологические исследования в структуре социологического знания Лекции 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Социологические исследования в структуре социологического знания Практические 1 4 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Социологические исследования в структуре социологического знания Сам. работа 1 3 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Профессиональное становление социолога
3.1. Карьера социолога после окончания ВУЗа Лекции 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Карьера социолога после окончания ВУЗа Практические 1 2 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Карьера социолога после окончания ВУЗа Сам. работа 1 12 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Экзамен 1 27 УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какое из определений является неверным?
a) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
b) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
c) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
Ответ: c)
2. Какое из определений типа лидерства является неверным?
a) Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
b) Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
c) Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
Ответ: c)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
a) не более 12-15 человек;
b) определяется сложностью и количеством бизнес-процессов;
c) 20-25 человек.
Ответ: a)
4. Что является главным условием для возникновения малой группы:
a) длительное знакомство людей друг с другом;
b) общность интересов, профессии, деятельности;
c) психологическая совместимость всех членов группы.
Ответ: b)
5. Что такое социальное взаимодействие:
a) обмен действиями между несколькими людьми;
b) процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков;
c) процесс установления и поддержания отношений между людьми.
Ответ: b)
6. Какие взаимодействия являются организованными:
a) осуществляемые в рамках организации;
b) опирающиеся на сложившуюся систему норм;
c) включающие в состав субъектов лидера.
Ответ: b)
7. Термин «первичная группа» ввел в социологию:
a) Ч. Кули;
b) О. Конт;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: a)
8. Групповые взаимоотношения как нечто целое, как система взаимодействий в некотором поле – это:
a) лидерство;
b) групповая динамика;
c) руководство.
Ответ: b)
9. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
a) лидером-новатором;
b) неформальным лидером;
c) формальным лидером.
Ответ: c)
10. Что означает понятие «интегративная функция» в теории лидерства:
a) умение маневрировать;
b) сплочение единомышленников, окружения вокруг программы лидера;
c) неустойчивость в принятии решений.
Ответ: b)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________(лидерство)
2. Стиль лидерства, который характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных называется _________стилем (либеральным)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»? (не более 12-15 человек)
4. Стиль лидерства, характеризующийся централизацией власти в руках одного руководителя – это_____________стиль (авторитарный)
5. Стиль лидерства, основанный на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть - это _________стиль (демократический)
6. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________(группой)
7. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________(социальной коммуникацией)
8. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______(«первичная группа»)
9. Кому принадлежит понятие «групповая динамика»? (К. Левину)
10. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами? (Дж. Хоманс)
11. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства (интегративная)
12. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________(социометрия)
13. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______(поведенческий подход)
14. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности? (формальное лидерство)
15. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов? (неформальное лидерство)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Общие сведения о направлении подготовки по специальности «Социология».
2. Профессиональные сферы деятельности социолога.
3. Особенности развития социологии в России.
4. История развития социологии в Алтайском крае.
5. Источники социологической информации. Правила оформления источников и научной литературы. Плагиат
6. Структура научной (курсовой) работы.
7. Создание презентации по итогам результатов исследования.
8. Публичное выступление и представление результатов исследования
9. Программа социологического исследования.
10. Количественные методы социологического исследования.
11. Качественные методы социологического исследования.
12. Анкетный опрос как метод социологического исследования
13. Интервью как метод социологического исследования
14. Анализ документов как метод социологического исследования
15. Наблюдение как метод социологического исследования
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе.
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, сформулируйте цель конкретного социологического исследования
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.И. Барсукова Введение в специальность : учебное пособие СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаймиева Э.Ш. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие Казань : Познание, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
Л2.3 Оганян К.М. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в moodle "Ввеление в профессию" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/.
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.