МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются изучение студентами теоретических основ и практических методов выявления (установления) уникальных характеристик отдельных территориальных образований (субъектов федерации, регионов, городов, других поселений, районов, др.), привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для последующего их развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология маркетинга территорий. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика.
1.1. Методология маркетинга территорий Лекции 1 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Методология маркетинга территорий Сам. работа 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий Лекции 1 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Определение и классификация уникальных характеристик территориальных образований. Определение и классификация заинтересованных в уникальных характеристиках территориальных образованиях сторон. Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Сбор вторичных данных о показателях развития территориальных образований; сбор первичных данных об уникальных характеристиках территорий: наблюдения, опросы, др. Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Производство новых знаний об уникальных характеристиках территориальных образованиях Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Разработка маркетинговой стратегии развития территории: процедуры и методы Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Маркетинговая стратегия продвижения в среду заинтересованных сторон доминирующих уникальных характеристик территорий Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Имидж как воплощение репутации территории. Понятие бренда. Деловая репутация как конкурентное преимущество территории. Репутация территории: сущность, структура, закономерности формирования и функционирования. Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Стратегия и тактика маркетинга регионов Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Разработка проекта маркетинговых исследований Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 1 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5525

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-2: Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. К целевым рынкам маркетинга территорий не относится:
a) фондовый рынок
b) рынок посетителей (гостей)
c) рынок жителей
d) рынок предпринимателей
2. К ведущим принципам стратегического маркетингового планирования территории не следует относить:
a) своевременность планирования
b) целенаправленность планирования
c) комплексность территориального и территориально-пространственного развития
d) ориентация на потребности и проблемы жителей
3. Цели маркетинговых коммуникаций территорий:
a) повышение имиджа главы региона
b) повышение внимания к региону со стороны контролирующих органов
c) разработка привлекательного имиджа региона, направленного на ключевые аудитории
d) привлечение инвесторов в регион, область или город
4. Основными инструментами продвижения территории являются:
a) личные продажи, наблюдение
b) pos-материалы, реклама
c) мерчандайзинг, телефонный опрос
5. Укажите верное определение сегментации в маркетинге территорий:
a) процесс выявления наиболее благоприятных условий конкретной местности с целью выбора наилучшего варианта решения исследуемой проблемы
b) процесс определения и формирования конкурентоспособной позиции среди региональных субъектов в целях повышения инвестиционной привлекательности
c) маркетинговые усилия по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого, отличного от конкурента образа территории в целях укрепления рыночных позиций
6. Укажите цель позиционирования территории:
a) сравнение ситуации в различных районах по показателям, косвенно характеризующим уровень развития и ресурсный потенциал развития предпринимательства
b) внедрение инновационной концепции маркетинга, базирующейся на принципах клиентоориентированности и адаптируемости к факторам рыночной среды
c) создание преимуществ конкретной местности с учетом характера восприятия потребителями всех конкурентов для увеличения спроса, повышения инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости
7. Выделите содержание концепции позиционирования:
a) вид корпоративной деятельности, включающей направления логистики, дистрибьюции и сервиса обслуживания
b) маркетинговые усилия по активизации коммуникаций ярмарочно-выставочного бизнеса
c) единая система взаимосвязанных элементов планирования, учета и контроля маркетинговой деятельности
d) целостная совокупность форм, методов и принципов организации рыночного участия для завоевания прочных позиций в целевом сегменте сбыта продукции
8. Для успешного продвижения территории на туристском рынке необходима:
a) активное развитие промышленности
b) эффективная коммуникационная политика, направленная на распространение информации о своих конкурентных преимуществах среди потенциальных и существующих туристов
c) наличие промышленных зон на территории
d) сложная экологическая обстановка
9. Среди факторов формирования туристической привлекательности территории выделяются:
a) цивилизованность местных жителей
b) высокий уровень жизни граждан, проживающих на данной территории
c) гостеприимство и раду¬шие местного населения
d) высокая доля населения с высшим образованием
10. Цель создания особой экономической зоны:
a) увеличение доходов бюджета территории
b) улучшение экологической обстановки на территории
c) создание условий для наращивания объема экспорта и импорта продуктов питания, промышленной продукции, привлечения разработчиков, инновационных технологий, развития инфраструктуры рынка и общего социально-экономического развития государства
d) привлечение большего количества туристов
11. Направление маркетинговой дея¬тельности города определяется:
a) наличием рекламного подразделения в органах государственного или муниципального управления
b) партнерством органов власти с заинтересованными сторонами в городе и объединением их действий в управлении городом
c) решением главы города
d) указаниями вышестоящих органов власти
12. В маркетинге города цена часто определяется как:
a) выгода от реализации определенной идеи
b) цена продаваемых в городе продуктов
c) эквивалент затрат, вытекающих из необходимости мириться с неудобствами городской среды
d) стоимость коммунальных услуг
13. К важнейшим инструментам маркетинга тер¬риторий относится:
a) территориальные индексы
b) территориальные рейтинги
c) инструменты исследований и разработки стратегии
d) сбор и анализ информации о территории
14. К эффективным принципам позиционирования территории, по мнению, Д. Траута и Э. Райса не относится:
a) экономичность
b) эксклюзивность
c) сфокусированность
d) простота
15. К имиджевым инструментам «мягкой силы» можно отнести:
a) экспорт образования, институциональное воздействие, распространение национальных, духовных и гуманитарных ценностей, иммиграцию, туризм
b) миротворческие войска и конкурентную разведку
c) распространение национальных, духовных и гуманитарных ценностей, конкурентную разведку
d) миротворческие войска

Правильные ответы:
1. a
2. a
3. c
4. b
5. c
6. c
7. d
8. b
9. c
10. c
11. b
12. a
13. c
14. a
15. a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Комплекс маркетинговых коммуникаций в традиционном, классическом понимании включает: связи с общественностью; формы продвижения услуг, товаров на рынок; содействие продажам; бренд и брендинг; а также _____________ (рекламу)
2. Понятием конкурентоспособности территории характеризуется ее инвестиционный _____________ (имидж).
3. Комплексный набор инструментов и мер, направленных на повышение конкурентного потенциала отдельной территориальной единицы по сравнению с остальными – это ______________________ (маркетинг города).
4. Активная маркетинговая стратегия, включающая комплекс мероприятий по изменению бренда территории, либо его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления, с изменением позиционирования – это________________(ребрендинг территории)
5. Маркетинг туристских зон осуществляется для увеличения потока ____________ (туристов)
6. Городское пространство, товары и услуги, доступные на территории города, в виде имущества, бизнес-предложений, элементов рынка труда, его культурной инфраструктуры, городской идентификации, атмосферы и т.д. – это элемент комплекса городского маркетинга ________________ (продукт)
7. Распространение деятельности в пространстве, а также обеспечение территории транспортной системой, которая делает ее доступной как внутренне, так и внешне – это элемент комплекса городского маркетинга ________________ (распределение или место)
8. Маркетинговые коммуникации, привлекающие внимание заинтересованных сторон к городу, его товарам и услугам, его ресурсам и пр. - это элемент комплекса городского маркетинга ________________ (продвижение)
9. Предваряет использование SWOT в анализе территории - ________-анализ (STEP)
10. При проведении SWOT-анализа в каждом разделе общее количество приоритетов не должно превышать _______ пунктов (10)
11. Процесс передачи целевой аудитории информации о территории, ее потенциале, возможностях развития, приоритетах, специфических особенностях – это ____________________________ (маркетинговые коммуникации территории)
12. Форма отражения действительности в сознании человека, связанная с официальными и неофициальными символами территории – это _________________ (образ территории)
13. Совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений – это _____________________ (имидж территории)
14. Создание привлекательного туристического продукта, формирование инвестиционной привлекательности территории, привлечение рабочей силы, усиление конкурентоспособности продукции местных производителей, создание позитивного имиджа региона – это цели _____________________территории (брендинга)
15. Вид некоммерческого маркетинга, осуществляемого в интересах субъектов и объектов, заинтересованных во внимании к данной территории – это ____________________ (маркетинг территорий)
16. Создание привлекательного качества жизни для субъектов и объектов внутренней среды региона, формирование и развитие конкурентных позиций региона – это __________________ (маркетинг региона)
17. Продвижение интересов города - главная цель _________________ (маркетинга города)
18. Панируемая траектория развития территории, образец и ее позиция в отношении окружающей среды – это ______________________ территории (стратегия)
19. Образ страны включает в себя ____________ и ____________ составляющие (внутреннюю и внешнюю)
20. Разработка привлекательного имиджа для туристской зоны, пропаганда полезных качеств территории - это компоненты маркетинга __________________ (туристских зон)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (1 теоретический вопрос).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету/экзамену
1. Территория – определение понятия; содержание и отличительные черты.
2. Существенные признаки территории.
3. Содержание понятий «уровень территории», «тип территории», «квазитерритория».
4. Современное территориальное деление РФ. Федеральные округа.
5. Муниципальные образования в РФ.
6. Особые экономические зоны.
7. Развитие территорий. Маркетинг территорий, как метод и средство развития территорий.
8. Определение маркетинга территорий. Содержание маркетинга территорий.
9. Методология маркетинга территорий: понятие, содержание, предназначение.
10. Уникальная характеристика территорий; их структура и содержание.
11. Задачи маркетинга территорий. Функции, методы и инструменты маркетинга территорий.
12. Принципы маркетинга территорий. Назовите эти принципы, опишите их содержание.
13. Системное представление методологии маркетинга территорий, как совокупности взаимосвязанных методов и средств. Роль и место в них процедур маркетинговых исследований.
14. Уникальные характеристики территории в промышленной сфере территориальных образований; их роль и значение в развитие территории.
15. Природные уникальные характеристики территорий.
16. Исторические, культурные и иные уникальные характеристики территорий.
17. Легенды, мифы, сказания, как уникальные характеристики территорий.
18. Маркетинговые исследования территорий. Принципы, методология маркетинговых исследований территорий.
19. Поиск и описание уникальных характеристик территорий, как основная цель маркетинговых исследований.
20. Применение вторичных данных в поиске и применении уникальных характеристик территорий в ее развитии.
21. Наблюдения, как метод сбора первичных данных об уникальных характеристиках территорий; классификация наблюдений.
22. Опросы, как метод сбора первичных данных об уникальных характеристиках территорий. Особенности применения опросов в исследовании территории.
23. Репутация территории. Определение, процедуры формирования.
24. Имидж территории. Определение, процедуры формирования.
25. Соотношение понятий имиджа и репутации территорий.
26. Понятие регионального товарного бренда.
27. Региональные товарные бренды и имиджа территорий: взаимовлияние.
28. Наименование места происхождения товара и его использование в формировании товарных брендов.
29. Региональные товарные бренды Алтайского края.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Логунцова, Ирина Вячеславовна Маркетинг территорий: Учебник и практикум для вузов/ Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450160 (дата обращения: 25.03.2021)
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).