Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Профиль | Продуцирование биологически активных веществ методами биотехнологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотехнология_ПБАВ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 40 | 40 | 40 | 40 |
Лабораторные | 54 | 54 | 54 | 54 |
Практические | 27 | 27 | 27 | 27 |
Сам. работа | 176 | 176 | 176 | 176 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 324 | 324 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Цель дисциплины — показать, как принципы биохимии, молекулярной и клеточной биологии, используемые в производстве, не только формируют новое качество биотехнологических процессов, но и обеспечивают приоритетное развитие современной биологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает методы поиска, сбора, хранения, обработки информации в области биотехнологии; основы расчетов аппаратов для осуществления биотехнологических процессов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области биотехнологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками проведения расчетов и моделирования биотехнологических аппаратов, с учетом основных требований информационной безопасности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Лекции | ||||||
1.1. | БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Производство кормового белка. Использование дрожжей и бактерий. Использование водорослей и микроскопических белков. | Лекции | 6 | 4 | ||
1.2. | Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды. - Экологическая биотехнология и ее задачи. - Биотрасформация ксенобиотиков и загрязняющих ОС веществ - Получение экологически чистой энергии. Биогаз. | Лекции | 6 | 4 | ||
1.3. | Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды. - Производство биотэтанола - Биотехнология преобразования солнечной энергии - Фотопроизводство водорода - Очистка сточных вод | Лекции | 6 | 2 | ||
1.4. | Биотехнология производства метаболитов. - Классификация БТ производств - Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма - методология селекции мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ | Лекции | 6 | 4 | ||
1.5. | Биотехнология производства метаболитов. - Биотехнология получения первичных метаболитов (аминокислот, витаминов, органических кислот) -Биотехнология получения вторичных метаболитов (антибиотиков, стероидов) | Лекции | 6 | 2 | ||
1.6. | Биодеструкция ферментов | Лекции | 6 | 6 | ||
1.7. | Основы генетеической инженерии | Лекции | 6 | 6 | ||
1.8. | Основы клеточной инженерии растений | Лекции | 6 | 12 | ||
Раздел 2. Раздел 2. Практические занятия | ||||||
2.1. | Биотехнологические процессы в пищевой промышленности Производство кормового белка Использование дрожжей и бактерий Использование водорослей и микроскопических грибов | Практические | 6 | 4 | ||
2.2. | Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды Экологическая биотехнология и ее задачи Биотрансформация ксенобиотиков и загрязняющих окружающую среду веществ Получение экологически чистой энергии. Биогаз Производство этанола Биотехнология преобразования солнечной энергии Фотопроизводство водорода Очистка сточных вод | Практические | 6 | 4 | ||
2.3. | Биотехнология производства метаболитов Классификация продуктов биотехнологических производств Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма Методология селекции мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ Биотехнология получения первичных метаболитов Производство аминокислот Производство витаминов Производство органических кислот | Практические | 6 | 4 | ||
2.4. | Биотехнология получения вторичных метаболитов Получение антибиотиков Получение промышленно важных стероидов | Практические | 6 | 2 | ||
2.5. | Биоиндустрия ферментов Применение ферментов Источники ферментов Технология культивирования микроорганизмов — продуцентов ферментов Технология выделения и очистки ферментных препаратов Инженерная энзимология, ее задачи Иммобилизация клеток Ферментативная конверсия целлюлозы в глюкозу | Практические | 6 | 6 | ||
2.6. | Основы генетической инженерии История развития генетической инженерии Биотехнология рекомбинантных Д Н К Конструирование рекомбинантной Д Н К Экспрессия чужеродных генов Клонирование и экспрессия генов в различных организмах Использование генетической инженерии в животноводстве Получение инсулина на основе методов генетической инженерии . Синтез соматотропина Получение интерферонов Получение трансгенных растений Применение методов генетической инженерии для улучшения аминокислотного состава запасных | Практические | 6 | 4 | ||
2.7. | Основы клеточной инженерии растений Культура клеток и тканей, краткая история предмета Методы и условия культивирования изолированных тканей и клеток растений Дедифференцировка как основа каллусогенеза Типы культуры клеток и тканей Общая характеристика каллусных клеток Морфогенез в каллусных тканях как проявление тотипотентности растительной клетки Изолированные протопласты, их получение и культивирование Использование метода культуры изолированных клеток и тканей в создании современных технологий | Практические | 6 | 3 | ||
Раздел 3. Раздел 3. Лабораторные работы | ||||||
3.1. | Оценка качества молока | Лабораторные | 6 | 12 | ||
3.2. | риготовление и контроль заквасок молочнокислых бактерий | Лабораторные | 6 | 12 | ||
3.3. | Культивирование ацидофильных молочнокислых бактерий | Лабораторные | 6 | 12 | ||
3.4. | Определение амилолитической активности фотоколориметрическимметодом | Лабораторные | 6 | 6 | ||
3.5. | Определение осахаривающей активностиферментов солода или микробных ферментных препаратов поляриметрическим методом | Лабораторные | 6 | 6 | ||
3.6. | Определение протеолитической активности ферментовпо методу Вльштеттера и Вальдшмидт-Лейтца в модификации | Лабораторные | 6 | 6 | ||
Раздел 4. Раздел 4. Самостоятельная работа | ||||||
4.1. | Основы микробиологии -Общие сведения о микроорганизмах - Распространение микроорганизмов в природе - Микроскопы - Морфологическая характеристика отдельных групп микроорганизмов | Сам. работа | 6 | 26 | ||
4.2. | Основы биотехнологии - объекты, перспективы, основные виды деятельности, преимущества БТ процессов | Сам. работа | 6 | 30 | ||
4.3. | Типовая схема и основные стадии БТ производств | Сам. работа | 6 | 30 | ||
4.4. | Основные понятия биокатализа и биотрасформации | Сам. работа | 6 | 30 | ||
4.5. | Ферментация | Сам. работа | 6 | 30 | ||
4.6. | Области применения биотехнологии | Сам. работа | 6 | 30 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Биотехнология – это 1. наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с полезными для человека свойствами; 2. совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы; 3. наука об использовании биологических процессов в медицине, технике и промышленном производстве; 4. комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот). Ответ: 3 2. Производством лекарств, гормонов и других биологических веществ занимается такое направление, как: 1. агрономия; 2. генная инженерия; 3. биотехнологическое производство; 4. сельскохозяйственная промышленность. Ответ: 3 3. Какие традиционные процессы включает биотехнология: 1. пивоварение, хлебопечение; 2. изготовление вина, производство сыра; 3. приготовление многих восточных пряных соусов, разнообразные способы утилизации отходов; 4. все ответы верны. Ответ: 4 4. Впервые термин «биотехнология» применил: 1. российский естествоиспытатель Владимир Иванович Вернандский; 2. американский биолог Герман Джозефа Меллер; 3. физиолог Иван Петрович Павлов; 4. венгерский инженер Карл Эреки. Ответ: 4 5. Приготовил первую жидкую питательную среду: 1. Луи Пастер; 2. Илья Мечников; 3. Роберт Кох; 4. Дмитрий Менделеев. Ответ:1 6. Кто предложил способ выращивания грибов на желатине в 1864г. 1. Л. Пастер; 2. Ж. Ролен; 3. Р. Кох; 4. О. Брефельд. Ответ: 4 7. Впервые выделил пенициллин: 1. Александр Флеминг; 2. Луи Пастер; 3. Карл Эрике; 4. Антони ван Левенгук. Ответ: 1 8. Назовите белок, который один из первых был получен с помощью методов генной инженерии: 1. фибриноген; 2. инсулин; 3. меланин; 4. гемоглобин. Ответ: Ответ:2 9. В каком году был получен человеческий инсулин при помощи E. coli : 1. 1953; 2. 1978; 3. 1997; 4. 2000. Ответ: 2 10. Главным звеном биотехнологического процесса, определяющим всю его сущность, является: 1. биологический объект; 2. химическое вещество; 3. вирус; 4. нет верных ответов. Ответ: 1 11. В качестве объектов биотехнологии выступают: 1. клетки микроорганизмов ; 2. протопласты растений ; 3. трансгенные животные и растения; 4. все перечисленные . Ответ: 4 12. В качестве объекта биотехнологии не может выступать: 1. человек; 2. микроорганизмы; 3. растения; 4. ферменты. Ответ: 1 13. Микроорганизмы, служащие модельными объектами при исследованиях фундаментальных жизненных процессов: 1. бактерии, вызывающие сибирскую язву (Bacillus anthracis); 2. кишечная палочка (Escherichia coli); 3. палочка Коха (Mycobacterium tuberculosis); 4. чумная палочка (Yersinia pestis). Ответ:2 14. Главным критерием при выборе биотехнологического объекта (микроорганизм) является: 1. невосприимчивость к химическим и физическим факторам; 2. низкий рост; 3. отсутствие патогенности по отношению к другим бактериям; 4. способность синтезировать целевой продукт. Ответ: 4 15. Термофильные микроорганизмы растут при температуре (градус Цельсия): 1. 60-80; 2. 80-100; 3. 10-20; 4. -10-30. Ответ: 1 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Диссимиляция или процесс, в котором происходит разложение сложных веществ до более простых с получением энергии называется ..... (Ответ: катаболизм) 2. Ассимиляция или процесс, в котором происходит синтез сложных веществ из простых с потреблением энергии называется (Ответ: Анаболизм) 3. Специфические белковые катализаторы, ускоряющие химические реакции, протекающие в клетке организма (Ответ: ферменты) 4. Относительное увеличение синтеза одного фермента или группы ферментов, участвующее в одной и той же последовательности реакций (Ответ: Индукция) 5. Относительное уменьшение синтеза фермента или группы ферментов, участвующих в одной и той же последовательности реакций (Ответ: Репрессия) 6. В результате какого процесса энергия частично аккумулируется в форме макроэргического соединения – аденозинтрифосфата (АТФ) (Ответ: катаболизм) 7. Как называется участок молекулы ДНК, с которым связывается РНК-полимераза, что сопровождается инициацией транскрипции соответствующих генов (Ответ: Промотор) 8. Считывание информации с ДНК путем синтеза м-РНК (Ответ: транскрипция) 9. Одна из разновидностей биологического окисления субстрата у гетеротрофных микроорганизмов в целях получения энергии, когда акцептором электронов или атомов водорода являются органические вещества (Ответ: брожение) 10. Сколько молекул АТФ образуется в результате полного расщепления глюкозы? (Ответ: 38) 11. Какая кислота образуется в цикле Кребса в результате конденсации щавелевоуксусной кислоты и ацетил-КоА, катализируемой ферментом цитрат-синтазой (Ответ: лимонная) 12. В механизме контроля метаболитическими процессами, основанный на регуляции ферментативного аппарата клетки используется единый принцип управления системами – ______. (Ответ: принцип обратной связи) 13. Напишите несколько примеров что относится к вторичным метаболитам (Ответ: антибиотики, стероиды, алкалоиды) 14. Этап несбалансированного роста, сопровождающийся синтезом вторичных метаболитов. (Ответ: идиофаза) 15. Антибиотики, продуцируемые растительными объектами – это (Ответ: фитонциды) 16. Способность нитчатого гриба зеленой плесени Penicillium notatum вызывать гибель микроорганизмов впервые была установлена в (Ответ: 1928) 17. Когда родительские и дочерние клетки в ней практически неразличимы и между ними нельзя установить родственные связи культура считается ______ (Ответ: чистой) 18. Фаза задержанного роста, при которой клетки растут медленно и адаптируются к новой среде обитания в объеме ферментера (Ответ: Lag-фаза) 19. Фаза, характеризующаяся интенсивным делением клеток и сбалансированностью роста всей популяции (Ответ: Lоg-фаза) 20. Важнейшим условием успешного протекания любого биотехнологического процесса является (Ответ: поддержание стерильности среды в ферментере и во всей ферментационной установке в целом) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какая отрасль биотехнологии занимается синтезом пищевого белка? 1. генная инженерия; 2. клеточная инженерия; 3. иммунная биотехнология; 4. микробиологический синтез. Ответ: 4 2. Какая отрасль биотехнологии занимается клонированием? 1. клеточная инженерия ; 2. генная инженерия; 3. биоремедиация; 4. бионика. Ответ: 1 3. Начало какого периода ознаменовали работы великого французского ученого Луи Пастера: 1. эмпирический; 2. биотехнический; 3. генотехнический; 4. этиологический. Ответ: 4 4. Первым периодом в развитии биотехнологии является: 1. биотехнический; 2. доисторический; 3. этиологический; 4. генотехнический. Ответ: 2 5. Вторым периодом в развитии биотехнологии является: 1. генотехнический; 2. биотехнический; 3. этиологический; 4. доисторический. Ответ: 3 6. Третьим периодом в развитии биотехнологии является: 1. доисторический; 2. биотехнический; 3. этиологический; 4. генотехнический. Ответ: 2 7. Четвертым периодом в развитии биотехнологии является: 1. доисторический; 2. этиологический; 3. генотехнический; 4. биотехнический. Ответ: 3 8. Самый простой способ регуляции любого метаболического пути: 1. наличие ферментов; 2. источник энергии; 3. питательные вещества; 4. доступность субстрата. Ответ: 4 9. Для индуцируемых ферментов характерно: 1. Синтезируются в клетке из аминокислот, т. е. образуется de novo (изначально). 2. для синтеза этих ферментов индуктор не используется; 3. ферменты образуется в клетке из белков; 4. ферменты образуются в клетках по очереди, а не одновременно. Ответ: 1 10. Репрессия в зависимости от природы репрессоров бывает: 1. репрессия продуктами реакции и исходными веществами; 2. репрессия под действием индукторов; 3. репрессию конечным продуктом и репрессию катаболитами; 4. репрессия метаболитами. Ответ: 3 11. Пример катаболитной репрессии: 1. репрессия по принципу обратной связи; 2. “глюкозный эффект" - явление, наблюдаемое при выращивании микроорганизмов на средах, содержащих наряду с глюкозой другие источники углерода; 3. координированная репрессия – когда синтез фермента подавляется конечным продуктом; 4. ретроингибирование; Ответ: 2 12. С какими отраслями промышленности конкурирует биотехнология: 1. изготовление пищи для людей и животных; 2. создание и производство новых материалов, также альтернативных источников энергии; 3. разработка технологии безотходных производств, контроль и устранение загрязнений и сельское хозяйство; 4. все ответы верны. Ответ: 4 13. Все процессы клеточного метаболизма (катаболизма) делятся на: 1. аэробные и анаэробные процессы; 2. ферментативные и не ферментативные процессы; 3. процессы с поглощением и выделением энергии; 4. процессы спиртового и глицеринового брожения. Ответ: 1 14. Примером анаэробных процессов, используемых в промышленной 1. биотехнологии являются: 2. процессы дыхания; 3. процессы брожения; 4. процессы окисления; 5. процессы разложения. Ответ: 3 15. Все аэробные процессы окисления, протекающие в клетках, можно разделить на две группы: 1. ферментативные и неферментативные процессы; 2. процессы, протекающие с затратами и выделением энергии; 3. процессы расщепления глюкозы до молочной кислоты и до пировиноградной кислоты; 4. процессы, завершающиеся неполным окислением субстрата и процессы, завершающиеся полным окислением (до СО2 и Н2О). Ответ: 4 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Транскрибируемый участок хромосомы, кодирующий функциональный белок либо тРНК или рРНК (Ответ: ген) 2. Спонтанное или индуцированное изменение структуры гена (ответ: мутация) 3. Получение in vitro, неполовым путем растений, генетически идентичных исходному растению (Ответ: Клональное микроразмножение) 4. Новообразование клеток и тканей путем размножения (Ответ: Пролиферация) 5. Выращивание живого материала «в стекле», на искусственных питательных средах, в стерильных условиях (Ответ: In vitro) 6. Выращивание живого материала в естественных условиях (Ответ: In vivo) 7. Организмы, клетки которых содержат окруженное мембраной ядро с множественными хромосомами и внутрикле¬точные органеллы. (Ответ: Эукариоты) 8. Органелла эукариотической клетки, окруженная мембраной и содержащая хромосомы (Ответ: Ядро) 9. Кто первые предложили модель ДНК в виде двойной спирали и объяснили процесс репликации ее молекулы при делении клеток (Ответ: Крик Фрэнсис и Утсон Джеймс) 10. Структурная единица, из которой с помощью рибосомы строятся молекулы белка (Ответ: Аминокислота) 11. Неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. (Ответ: Вирус) 12. Группа генетически идентичных организмов или клеток (Ответ: Клон) 13. Структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (Ответ: Клетка) 14. Защитная форма микроорганизма с прочной оболочкой для сохранения клетки в неблагоприятных условиях в природе. (Ответ: Спора) 15. Уничтожение всех посторонних микроорганизмов (Ответ: Стерилизация) 16. Клетки продуцента вследствие мешалки или турбинного перемешивания и пропускания под давлением воздуха во всем объеме питательной среды (Ответ: глубинная ферментация) 17. Перечислите какие биообъекты используют в биотехнологии (Ответ: бактерии, низшие грибы, культуры клеток, ферменты) 18. Объемом лабораторной ферменторной камеры является: (Ответ: от 0,5 до 100 л) 19. Недифференцированные клетки, являющиеся тотипотентными и способными поэтому дать начало целому растению называется (Ответ: каллус) 20. Способ, при котором генетический материал клеток при сближении переходит из одной клетки в другую в виде плазмиды (ответ: конъюгация) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы современной биотехнологии | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике? |