МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы биотехнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильПродуцирование биологически активных веществ методами биотехнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_ПБАВ-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 121
самостоятельная работа 176
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Лабораторные 54 54 54 54
Практические 27 27 27 27
Сам. работа 176 176 176 176
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Минаков Денис Викторович

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Минакова Анастасия Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы биотехнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины — показать, как принципы биохимии, молекулярной и клеточной биологии, используемые в производстве, не только формируют новое качество биотехнологических процессов, но и обеспечивают приоритетное развитие современной биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-8 способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает методы поиска, сбора, хранения,
обработки информации в области биотехнологии;
основы расчетов аппаратов для осуществления
биотехнологических процессов с учетом современных
тенденций развития вычислительной техники,
информационных технологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать Internet-ресурсы,
полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные
журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска
информации в области биотехнологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения расчетов и
моделирования биотехнологических аппаратов, с
учетом основных требований информационной
безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Лекции
1.1. БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Производство кормового белка. Использование дрожжей и бактерий. Использование водорослей и микроскопических белков. Лекции 6 4
1.2. Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды. - Экологическая биотехнология и ее задачи. - Биотрасформация ксенобиотиков и загрязняющих ОС веществ - Получение экологически чистой энергии. Биогаз. Лекции 6 4
1.3. Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды. - Производство биотэтанола - Биотехнология преобразования солнечной энергии - Фотопроизводство водорода - Очистка сточных вод Лекции 6 2
1.4. Биотехнология производства метаболитов. - Классификация БТ производств - Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма - методология селекции мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ Лекции 6 4
1.5. Биотехнология производства метаболитов. - Биотехнология получения первичных метаболитов (аминокислот, витаминов, органических кислот) -Биотехнология получения вторичных метаболитов (антибиотиков, стероидов) Лекции 6 2
1.6. Биодеструкция ферментов Лекции 6 6
1.7. Основы генетеической инженерии Лекции 6 6
1.8. Основы клеточной инженерии растений Лекции 6 12
Раздел 2. Раздел 2. Практические занятия
2.1. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности Производство кормового белка Использование дрожжей и бактерий Использование водорослей и микроскопических грибов Практические 6 4
2.2. Применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды Экологическая биотехнология и ее задачи Биотрансформация ксенобиотиков и загрязняющих окружающую среду веществ Получение экологически чистой энергии. Биогаз Производство этанола Биотехнология преобразования солнечной энергии Фотопроизводство водорода Очистка сточных вод Практические 6 4
2.3. Биотехнология производства метаболитов Классификация продуктов биотехнологических производств Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма Методология селекции мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ Биотехнология получения первичных метаболитов Производство аминокислот Производство витаминов Производство органических кислот Практические 6 4
2.4. Биотехнология получения вторичных метаболитов Получение антибиотиков Получение промышленно важных стероидов Практические 6 2
2.5. Биоиндустрия ферментов Применение ферментов Источники ферментов Технология культивирования микроорганизмов — продуцентов ферментов Технология выделения и очистки ферментных препаратов Инженерная энзимология, ее задачи Иммобилизация клеток Ферментативная конверсия целлюлозы в глюкозу Практические 6 6
2.6. Основы генетической инженерии История развития генетической инженерии Биотехнология рекомбинантных Д Н К Конструирование рекомбинантной Д Н К Экспрессия чужеродных генов Клонирование и экспрессия генов в различных организмах Использование генетической инженерии в животноводстве Получение инсулина на основе методов генетической инженерии . Синтез соматотропина Получение интерферонов Получение трансгенных растений Применение методов генетической инженерии для улучшения аминокислотного состава запасных Практические 6 4
2.7. Основы клеточной инженерии растений Культура клеток и тканей, краткая история предмета Методы и условия культивирования изолированных тканей и клеток растений Дедифференцировка как основа каллусогенеза Типы культуры клеток и тканей Общая характеристика каллусных клеток Морфогенез в каллусных тканях как проявление тотипотентности растительной клетки Изолированные протопласты, их получение и культивирование Использование метода культуры изолированных клеток и тканей в создании современных технологий Практические 6 3
Раздел 3. Раздел 3. Лабораторные работы
3.1. Оценка качества молока Лабораторные 6 12
3.2. риготовление и контроль заквасок молочнокислых бактерий Лабораторные 6 12
3.3. Культивирование ацидофильных молочнокислых бактерий Лабораторные 6 12
3.4. Определение амилолитической активности фотоколориметрическимметодом Лабораторные 6 6
3.5. Определение осахаривающей активностиферментов солода или микробных ферментных препаратов поляриметрическим методом Лабораторные 6 6
3.6. Определение протеолитической активности ферментовпо методу Вльштеттера и Вальдшмидт-Лейтца в модификации Лабораторные 6 6
Раздел 4. Раздел 4. Самостоятельная работа
4.1. Основы микробиологии -Общие сведения о микроорганизмах - Распространение микроорганизмов в природе - Микроскопы - Морфологическая характеристика отдельных групп микроорганизмов Сам. работа 6 26
4.2. Основы биотехнологии - объекты, перспективы, основные виды деятельности, преимущества БТ процессов Сам. работа 6 30
4.3. Типовая схема и основные стадии БТ производств Сам. работа 6 30
4.4. Основные понятия биокатализа и биотрасформации Сам. работа 6 30
4.5. Ферментация Сам. работа 6 30
4.6. Области применения биотехнологии Сам. работа 6 30

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Биотехнология – это
1. наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с полезными для человека свойствами;
2. совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и
введения их в другие организмы;
3. наука об использовании биологических процессов в медицине, технике и промышленном производстве;
4. комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров
(белков и нуклеиновых кислот).
Ответ: 3

2. Производством лекарств, гормонов и других биологических веществ занимается такое направление, как:
1. агрономия;
2. генная инженерия;
3. биотехнологическое производство;
4. сельскохозяйственная промышленность.
Ответ: 3

3. Какие традиционные процессы включает биотехнология:
1. пивоварение, хлебопечение;
2. изготовление вина, производство сыра;
3. приготовление многих восточных пряных соусов, разнообразные способы
утилизации отходов;
4. все ответы верны.
Ответ: 4

4. Впервые термин «биотехнология» применил:
1. российский естествоиспытатель Владимир Иванович Вернандский;
2. американский биолог Герман Джозефа Меллер;
3. физиолог Иван Петрович Павлов;
4. венгерский инженер Карл Эреки.
Ответ: 4

5. Приготовил первую жидкую питательную среду:
1. Луи Пастер;
2. Илья Мечников;
3. Роберт Кох;
4. Дмитрий Менделеев.
Ответ:1

6. Кто предложил способ выращивания грибов на желатине в 1864г.
1. Л. Пастер;
2. Ж. Ролен;
3. Р. Кох;
4. О. Брефельд.
Ответ: 4

7. Впервые выделил пенициллин:
1. Александр Флеминг;
2. Луи Пастер;
3. Карл Эрике;
4. Антони ван Левенгук.
Ответ: 1

8. Назовите белок, который один из первых был получен с помощью методов
генной инженерии:
1. фибриноген;
2. инсулин;
3. меланин;
4. гемоглобин.
Ответ:
Ответ:2

9. В каком году был получен человеческий инсулин при помощи E. coli :
1. 1953;
2. 1978;
3. 1997;
4. 2000.
Ответ: 2

10. Главным звеном биотехнологического процесса, определяющим всю его сущность, является:
1. биологический объект;
2. химическое вещество;
3. вирус;
4. нет верных ответов.
Ответ: 1

11. В качестве объектов биотехнологии выступают:
1. клетки микроорганизмов ;
2. протопласты растений ;
3. трансгенные животные и растения;
4. все перечисленные .
Ответ: 4

12. В качестве объекта биотехнологии не может выступать:
1. человек;
2. микроорганизмы;
3. растения;
4. ферменты.
Ответ: 1

13. Микроорганизмы, служащие модельными объектами при исследованиях фундаментальных жизненных процессов:
1. бактерии, вызывающие сибирскую язву (Bacillus anthracis);
2. кишечная палочка (Escherichia coli);
3. палочка Коха (Mycobacterium tuberculosis);
4. чумная палочка (Yersinia pestis).
Ответ:2

14. Главным критерием при выборе биотехнологического объекта (микроорганизм) является:
1. невосприимчивость к химическим и физическим факторам;
2. низкий рост;
3. отсутствие патогенности по отношению к другим бактериям;
4. способность синтезировать целевой продукт.
Ответ: 4

15. Термофильные микроорганизмы растут при температуре (градус Цельсия):
1. 60-80;
2. 80-100;
3. 10-20;
4. -10-30.
Ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Диссимиляция или процесс, в котором происходит разложение сложных веществ до более простых с получением энергии называется ..... (Ответ: катаболизм)
2. Ассимиляция или процесс, в котором происходит синтез сложных веществ из простых с потреблением энергии называется (Ответ: Анаболизм)
3. Специфические белковые катализаторы, ускоряющие химические реакции, протекающие в клетке организма (Ответ: ферменты)
4. Относительное увеличение синтеза одного фермента или группы ферментов,
участвующее в одной и той же последовательности реакций (Ответ: Индукция)
5. Относительное уменьшение синтеза фермента или группы ферментов, участвующих в одной и той же последовательности реакций (Ответ: Репрессия)
6. В результате какого процесса энергия частично аккумулируется в форме макроэргического соединения – аденозинтрифосфата (АТФ) (Ответ: катаболизм)
7. Как называется участок молекулы ДНК, с которым связывается РНК-полимераза, что сопровождается инициацией транскрипции соответствующих генов (Ответ: Промотор)
8. Считывание информации с ДНК путем синтеза м-РНК (Ответ: транскрипция)
9. Одна из разновидностей биологического окисления субстрата у гетеротрофных микроорганизмов в целях получения энергии, когда акцептором электронов или атомов водорода являются органические
вещества (Ответ: брожение)
10. Сколько молекул АТФ образуется в результате полного расщепления глюкозы? (Ответ: 38)
11. Какая кислота образуется в цикле Кребса в результате конденсации щавелевоуксусной кислоты и ацетил-КоА, катализируемой ферментом цитрат-синтазой (Ответ: лимонная)
12. В механизме контроля метаболитическими процессами, основанный на регуляции ферментативного аппарата клетки используется единый принцип управления
системами – ______. (Ответ: принцип обратной связи)
13. Напишите несколько примеров что относится к вторичным метаболитам (Ответ: антибиотики, стероиды, алкалоиды)
14. Этап несбалансированного роста, сопровождающийся синтезом вторичных метаболитов. (Ответ: идиофаза)
15. Антибиотики, продуцируемые растительными объектами – это (Ответ: фитонциды)
16. Способность нитчатого гриба зеленой плесени Penicillium notatum вызывать
гибель микроорганизмов впервые была установлена в (Ответ: 1928)
17. Когда родительские и дочерние клетки в ней практически неразличимы и между ними нельзя установить родственные связи культура считается ______ (Ответ: чистой)
18. Фаза задержанного роста, при которой клетки растут медленно и адаптируются к новой среде обитания в объеме ферментера (Ответ: Lag-фаза)
19. Фаза, характеризующаяся интенсивным делением клеток и сбалансированностью роста всей популяции (Ответ: Lоg-фаза)
20. Важнейшим условием успешного протекания любого биотехнологического
процесса является (Ответ: поддержание стерильности среды в ферментере и во всей ферментационной установке в целом)


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какая отрасль биотехнологии занимается синтезом пищевого белка?
1. генная инженерия;
2. клеточная инженерия;
3. иммунная биотехнология;
4. микробиологический синтез.
Ответ: 4

2. Какая отрасль биотехнологии занимается клонированием?
1. клеточная инженерия ;
2. генная инженерия;
3. биоремедиация;
4. бионика.
Ответ: 1

3. Начало какого периода ознаменовали работы великого французского ученого Луи Пастера:
1. эмпирический;
2. биотехнический;
3. генотехнический;
4. этиологический.
Ответ: 4

4. Первым периодом в развитии биотехнологии является:
1. биотехнический;
2. доисторический;
3. этиологический;
4. генотехнический.
Ответ: 2

5. Вторым периодом в развитии биотехнологии является:
1. генотехнический;
2. биотехнический;
3. этиологический;
4. доисторический.
Ответ: 3

6. Третьим периодом в развитии биотехнологии является:
1. доисторический;
2. биотехнический;
3. этиологический;
4. генотехнический.
Ответ: 2

7. Четвертым периодом в развитии биотехнологии является:
1. доисторический;
2. этиологический;
3. генотехнический;
4. биотехнический.
Ответ: 3

8. Самый простой способ регуляции любого метаболического пути:
1. наличие ферментов;
2. источник энергии;
3. питательные вещества;
4. доступность субстрата.
Ответ: 4

9. Для индуцируемых ферментов характерно:
1. Синтезируются в клетке из аминокислот, т. е. образуется de novo
(изначально).
2. для синтеза этих ферментов индуктор не используется;
3. ферменты образуется в клетке из белков;
4. ферменты образуются в клетках по очереди, а не одновременно.
Ответ: 1

10. Репрессия в зависимости от природы репрессоров бывает:
1. репрессия продуктами реакции и исходными веществами;
2. репрессия под действием индукторов;
3. репрессию конечным продуктом и репрессию катаболитами;
4. репрессия метаболитами.
Ответ: 3

11. Пример катаболитной репрессии:
1. репрессия по принципу обратной связи;
2. “глюкозный эффект" - явление, наблюдаемое при выращивании микроорганизмов на средах, содержащих наряду с глюкозой другие источники
углерода;
3. координированная репрессия – когда синтез фермента подавляется конечным продуктом;
4. ретроингибирование;
Ответ: 2

12. С какими отраслями промышленности конкурирует биотехнология:
1. изготовление пищи для людей и животных;
2. создание и производство новых материалов, также альтернативных
источников энергии;
3. разработка технологии безотходных производств, контроль и устранение
загрязнений и сельское хозяйство;
4. все ответы верны.
Ответ: 4

13. Все процессы клеточного метаболизма (катаболизма) делятся на:
1. аэробные и анаэробные процессы;
2. ферментативные и не ферментативные процессы;
3. процессы с поглощением и выделением энергии;
4. процессы спиртового и глицеринового брожения.
Ответ: 1

14. Примером анаэробных процессов, используемых в промышленной
1. биотехнологии являются:
2. процессы дыхания;
3. процессы брожения;
4. процессы окисления;
5. процессы разложения.
Ответ: 3

15. Все аэробные процессы окисления, протекающие в клетках, можно
разделить на две группы:
1. ферментативные и неферментативные процессы;
2. процессы, протекающие с затратами и выделением энергии;
3. процессы расщепления глюкозы до молочной кислоты и до пировиноградной
кислоты;
4. процессы, завершающиеся неполным окислением субстрата и процессы,
завершающиеся полным окислением (до СО2 и Н2О).
Ответ: 4

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Транскрибируемый участок хромосомы, кодирующий функциональный белок либо тРНК или рРНК (Ответ: ген)
2. Спонтанное или индуцированное изменение структуры гена (ответ: мутация)
3. Получение in vitro, неполовым путем растений, генетически идентичных исходному растению (Ответ: Клональное микроразмножение)
4. Новообразование клеток и тканей путем размножения (Ответ: Пролиферация)
5. Выращивание живого материала «в стекле», на искусственных питательных средах, в стерильных условиях (Ответ: In vitro)
6. Выращивание живого материала в естественных условиях (Ответ: In vivo)
7. Организмы, клетки которых содержат окруженное мембраной ядро с множественными хромосомами и внутрикле¬точные органеллы. (Ответ: Эукариоты)
8. Органелла эукариотической клетки, окруженная мембраной и содержащая хромосомы (Ответ: Ядро)
9. Кто первые предложили модель ДНК в виде двойной спирали и объяснили процесс репликации ее молекулы при делении клеток (Ответ: Крик Фрэнсис и Утсон Джеймс)
10. Структурная единица, из которой с помощью рибосомы строятся молекулы белка (Ответ: Аминокислота)
11. Неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. (Ответ: Вирус)
12. Группа генетически идентичных организмов или клеток (Ответ: Клон)
13. Структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (Ответ: Клетка)
14. Защитная форма микроорганизма с прочной оболочкой для сохранения клетки в неблагоприятных условиях в природе. (Ответ: Спора)
15. Уничтожение всех посторонних микроорганизмов (Ответ: Стерилизация)
16. Клетки продуцента вследствие мешалки или турбинного перемешивания и пропускания под давлением воздуха во всем объеме питательной среды (Ответ: глубинная ферментация)
17. Перечислите какие биообъекты используют в биотехнологии (Ответ: бактерии, низшие грибы, культуры клеток, ферменты)
18. Объемом лабораторной ферменторной камеры является: (Ответ: от 0,5 до 100 л)
19. Недифференцированные клетки, являющиеся тотипотентными и способными поэтому дать начало целому растению называется (Ответ: каллус)
20. Способ, при котором генетический материал клеток при сближении переходит из одной клетки в другую в виде плазмиды (ответ: конъюгация)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы современной биотехнологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?