МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Суранов А.Я.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационная безопасность телекоммуникационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А.А.Лагутин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А.Лагутин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов систему понятий, знаний, умений и навыков в области деятельности, связанной с подбором, эксплуатацией и обслуживанием радиотелекоммуникационной аппаратуры и оборудования цифровых беспроводных широкополосных сетей связи.
Основными задачами изучения дисциплины «Безопасность телекоммуникационных систем» являются:
• ознакомление студентов с физическими основами передачи данных по радиоканалу и базовыми принципами организации электросвязи;
• обучение студентов основам организации и проектирования цифровых беспроводных широкополосных телекоммуникационных сетей;
• ознакомление студентов с основными уязвимостями беспроводных телекоммуникационных сетей и способами защиты данных в них;
• получение представлений о радиоэлектронной борьбе и радиоэлектронном подавлении;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен обеспечивать эксплуатацию систем защиты автоматизированных систем с учетом установленных требований
ПК-1.1 Знает методы и средства для обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах с учетом установленных требований.
ПК-1.2 Знает технологии диагностики и инструментального контроля показателей эффективности защиты обрабатываемой информации.
ПК-1.3 Умеет обеспечивать работоспособность средств защиты информации в автоматизированных системах с учетом установленных требований.
ПК-1.4 Умеет выполнять оценку защищенности автоматизированных систем при помощи типовых программных средств.
ПК-1.5 Умеет обнаруживать и устранять неисправности в работе систем защиты информации.
ПК-1.6 Владеет методами обеспечения отказоустойчивой работы автоматизированных систем.
ПК-1.7 Владеет методами управления и контроля средств защиты информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физические основы работы телекоммуникационных систем и возможные угрозы информационной безопасности.
принципы построения телекоммуникационных систем с различной реализацией физического канала и методы обеспечения информационной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать политику информационной безопасности для телекоммуникационных систем.
практически применять теоретические знания при решении задач защиты информации в телекоммуникационных системах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами защиты информации в телекоммуникационных системах.
методами анализа и проектирования систем защиты информации в телекоммуникационных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Общая информация об угрозах информационной инфраструктуре и единой сети электросвязи Российской Федерации. Формулирование политики информационной безопасности для телекоммуникационных систем. Классификация сетей связи. Взаимосвязь сетевых и телекоммуникационных технологий. Обобщённая структура телекоммуникационной сети. Эволюция сетей электросвязи. Сети связи следующего поколения (NGN). Современные достижения в сетях подвижной связи и оптоволоконных линиях связи. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.4
1.2. Взаимосвязь сетевых и телекоммуникационных технологий. Эволюция сетей электросвязи. Сети связи следующего поколения (NGN). Консультации 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2
1.3. Разделы Доктрины информационной безопасности РФ, посвящённые угрозам информационной инфраструктуре и единой сети электросвязи. Формулирование политики информационной безопасности для телекоммуникационных систем. Классификация сетей связи Взаимосвязь сетевых и телекоммуникационных технологий. Эволюция сетей электросвязи. Сети связи следующего поколения (NGN). Современные достижения в сетях подвижной связи и оптоволоконных линиях связи. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2
Раздел 2. Информационная безопасность беспроводных каналов связи. Физический уровень
2.1. Радиоканал и его составные части. Схемотехника и основные характеристики радиоприёмников. Перенос частоты. Методы аналоговой модуляции. Классические и современные способы детектирования сигналов. Лекции 7 2 ПК-1.5, ПК-1.6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.5
2.2. Измерение характеристик чувствительности и избирательности УКВ-радиоприёмника. Лабораторные 7 4 ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Принцип работы супергетеродинного приёмника. Зеркальная частота. Приёмники программно определяемого радио. Консультации 7 4 ПК-1.5, ПК-1.6
2.4. Физический уровень беспроводных сетей. Радиоканал и его составные части. Схемотехника и основные характеристики радиоприёмников. Перенос частоты. Методы аналоговой модуляции. Классические и современные способы детектирования сигналов. Сам. работа 7 4 ПК-1.5, ПК-1.6 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Структура цифровой системы связи и функции основных блоков. Методы импульсной и полосовой модуляции. Защита информации в цифровых телекоммуникационных системах. Методы обеспечения скрытности передачи. Цифровые маскираторы. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.4
2.6. Квадратурный приём сигналов с ЧМ модуляцией на выходе анализатора сигналов PXIe-5644R. Лабораторные 7 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.2, Л1.2
2.7. Функции основных блоков цифровой системы связи. Методы импульсной и полосовой модуляции. Цифровые маскираторы. Консультации 7 4 ПК-1.1, ПК-1.3
2.8. Линейные цифровые маскираторы Лабораторные 7 2 ПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.9. Структура цифровой системы связи и функции основных блоков. Методы импульсной и полосовой модуляции. Защита информации в цифровых телекоммуникационных системах. Методы обеспечения скрытности передачи. Цифровые маскираторы Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1
2.10. Основные понятия антенной техники. Классификация и характеристики антенн. Распространение радиоволн. Распределение спектра радиосигналов. Лекции 7 2 ПК-1.3, ПК-1.6 Л2.2, Л1.1
2.11. Анализ спектров источников радиосигналов с помощью анализатора спектра R&S FSH4. Лабораторные 7 4 ПК-1.3, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2
2.12. Виды антенн радиосистем связи. Распределение радиосистем связи по частотному диапазону. Настройка анализаторов спектра радиосигналов. Консультации 7 4 ПК-1.3, ПК-1.6
2.13. Основные понятия антенной техники. Классификация и характеристики антенн. Распространение радиоволн. Распределение спектра радиосигналов. Сам. работа 7 4 ПК-1.3, ПК-1.6
Раздел 3. Информационная безопасность беспроводных каналов связи. Канальный и сетевой уровни.
3.1. Методы мультиплексирования каналов. OFDM-модуляция. Методы расширения спектра. Лекции 7 2 ПК-1.3, ПК-1.7 Л1.3
3.2. Моделирование процесса мультиплексирования с кодовым разделением каналов (CDMA) Лабораторные 7 4 ПК-1.6 Л2.2
3.3. Методы уплотнения (мультиплексирования) каналов. OFDM-модуляция. Методы расширения спектра. Консультации 7 4 ПК-1.6
3.4. Канальный уровень беспроводных сетей. Методы мультиплексирования каналов. OFDM-модуляция. Методы расширения спектра Сам. работа 7 4 ПК-1.6 Л2.2
3.5. Эволюция сетей мобильной связи. Принципы построения современных сетей мобильной связи. Угрозы безопасности, связанные с мобильностью. Перспективы развития сетей мобильной связи. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.5
3.6. Сети мобильной связи пятого поколения. Основные технические решения и поддержка цифровых сервисов. Консультации 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2
3.7. Эволюция сетей мобильной связи. Принципы построения современных сетей мобильной связи. Угрозы безопасности, связанные с мобильностью. Перспективы развития сетей мобильной связи. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2
Раздел 4. Информационная безопасность радиосистем передачи информации различного радиуса действия.
4.1. Спутниковые системы связи: орбиты, диапазоны частот, виды модуляции. Беспроводные локальные сети стандарта IEEE 802.11. Персональные сети Bluetooth и ZigBee. Лекции 7 2 ПК-1.5, ПК-1.7 Л2.2, Л1.3
4.2. Перспективы развития сетей стандарта IEEE 802.11. Консультации 7 2 ПК-1.5, ПК-1.7
4.3. Спутниковые системы связи: орбиты, диапазоны частот, виды модуляции. Беспроводные локальные сети стандарта IEEE 802.11. Персональные сети Bluetooth и ZigBee Сам. работа 7 8 ПК-1.5, ПК-1.7
Раздел 5. Информационная безопасность оптоволоконных линий связи
5.1. Оптоволоконные линии связи. Основные преимущества и физиче-ские основы работы оптоволоконных линий связи. Виды волокон. Реализация волнового мультиплексирования. Модуляция и детектирование оптических сигналов. Возможности перехвата инфор-мации в оптоволоконных линиях связи. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Физические основы работы оптоволоконных линий связи. Модуляция и детектирование оптических сигналов. Возможности перехвата информации в оптоволоконных линиях связи. Консультации 7 2 ПК-1.1, ПК-1.3
5.3. Оптоволоконные линии связи. Основные преимущества и физиче-ские основы работы оптоволоконных линий связи. Виды волокон. Реализация волнового мультиплексирования. Модуляция и детек-тирование оптических сигналов. Возможности перехвата инфор-мации в оптоволоконных линиях связи. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.2
Раздел 6. Радиоэлектронная борьба
6.1. Основные понятия и определения. Радиоэлектронное подавление. Виды активных радиоэлектронных помех и способы их формирования. Средства создания активных радиоэлектронных помех и защиты от них Лекции 7 2 ПК-1.4, ПК-1.6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.5
6.2. Виды активных радиоэлектронных помех и способы их формирования. Средства создания активных радиоэлектронных помех и защиты от них. Консультации 7 2 ПК-1.4, ПК-1.6
6.3. Основные понятия и определения. Радиоэлектронное подавление. Виды активных радиоэлектронных помех и способы их формирования. Средства создания активных радиоэлектронных помех и защиты от них Сам. работа 7 4 ПК-1.4, ПК-1.6 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5878
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен обеспечивать эксплуатацию систем защиты автоматизированных систем с учетом установленных требований
Индикаторы достижения компетенции:
ПК-1.1: Знает методы и средства для обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах с учетом установленных требований.
ПК-1.3: Умеет обеспечивать работоспособность средств защиты информации в автоматизированных системах с учетом установленных требований.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1 Что относится к объектам Критической информационной инфраструктуры РФ?
а. Информационно-телекоммуникационные сети
б. Торговые сети
в. Автоматизированные системы управления
Ответ: а, в

Вопрос 2 На какие свойства информации воздействует угроза подмены беспроводного клиента или точки доступа?
а. Конфиденциальность
б. Целостность
в. Доступность
Ответ: а, в

Вопрос 3 Какой канал в наибольшей степени подвержен угрозе перехвата информации?
а. Канал радиосвязи
б. Волоконно - оптическая линия связи
в. Оптический канал связи
Ответ: а

Вопрос 4 Электросвязь - это передача и прием сообщений с помощью сигналов электросвязи …
а. только по проводной среде распространения
б. по проводной, радио, оптической или другим средам распространения
Ответ: б

Вопрос 5. Что передаётся по каналу связи
а. Первичный сигнал
б. Сообщение
в. Вторичный сигнал
Ответ: а

Вопрос 6. Сети связи общего пользования Российской Федерации включают:
а. Часть технологических сетей связи
б. Сети связи специального назначения
в. Выделенные сети связи
Ответ: а

Вопрос 7. Отметьте правильную связь уровня и классификации сети связи
а. Физический уровень – проводные и беспроводные
б. Канальный уровень – классификация по топологии
в. Сетевой уровень – сети с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов
Ответ: а

Вопрос 8. К какому классу беспроводных сетей относятся сети стандарта IEEE 802.11?
а. WPAN
б. WLAN
в. WMAN
Ответ: б

Вопрос 9. Какой уровень сетевой модели сохранился при переходе от модели TCP/IP к модели NGN?
а. Прикладной
б. Транспортный
в. Сетевой
Ответ: б

Вопрос 10. На каком уровне находится гибкий коммутатор Softswitch в эталонной модели NGN
а. На транспортном
б. На уровне управления соединениями
в. На уровне услуг
Ответ: б

Вопрос 11. Какова стандартная скорость передачи оцифрованного телефонного сигнала?
а. 56 кбит/с
б. 64 кбит/с
в. 72 кбит/с
Ответ: б

Вопрос 12. К какой из указанных групп услуг мобильных сетей 5G тяготеют приложения «Умный город»?
а. Усовершенствованная подвижная широкополосная связь
б. Крупномасштабные системы межмашинной связи
в. Сверхнадёжная передача с малой задержкой
Ответ: б

Вопрос 13. Какую величину задержки обеспечивают мобильные сети 5G?
а. 10 мс
б. 1 мс
в. 0,1 мс
Ответ: б

Вопрос 14. Какой элемент в Интернете вещей служит для связи вещей с облаком?
а. Шлюз
б. Маршрутизатор
в. Роутер
Ответ: а

Вопрос 15. Как формируются ортогональные коды в методе уплотнения CDMA?
а. С помощью функций Котельникова
б. С помощью функций Уолша
в. С помощью кодов Баркера
Ответ: б

Вопрос 16. На каком явлении основана работа оптоволоконных линий связи?
а. На явлении материальной дисперсии
б. На явлении полного внутреннего отражения
в. На явлении преломления
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Перечислите субъекты и объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ.
Ответ:
К числу субъектов КИИ РФ относятся государственные органы и государственные учреждения, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эти субъекты имеют или обеспечивают взаимодействие таких объектов КИИ, как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления.

Вопрос 2
Приведите примеры угроз безопасности информации (УБИ), связанных с беспроводными устройствами и каналами связи.
Ответ:
Угрозы безопасности информации, связанные с беспроводными устройствами и каналами связи, включают следующие примеры:
• Угроза получения сведений о владельце беспроводного устройства
• Угроза несанкционированного доступа к системе по беспроводным каналам
• Угроза неправомерных действий в каналах связи
• Угроза подмены беспроводного клиента или точки доступа
• Угроза подключения к беспроводной сети в обход процедуры аутентификации

Вопрос 3
Приведите примеры угроз безопасности информации (УБИ) на примере сети Wi-Fi.
Ответ:
В сети Wi-Fi существуют следующие угрозы безопасности:
• Подслушивание (перехват и расшифровка радиосигнала)
• Активное подслушивание в беспроводной LAN. Оно обычно основано на неправильном использовании протокола ARP. Здесь имеет место атака типа MITM («человек посредине»), с помощью которой возможен перехват трафика другого беспроводного клиента.
• Глушение клиентской станции
• Глушение базовой станции

Вопрос 4
Приведите примеры технических каналов утечки информации, передаваемой по каналам связи Ответ:
Имеются следующие технические каналы утечки информации, передаваемой по каналам связи:
• Перехват информации, передаваемой по каналам радиосвязи, с использованием средств радиоразведки.
• Перехват информации, передаваемой по оптическим каналам связи, с использованием средств разведки лазерных излучений.
• Перехват информации, передаваемой по проводным линиям связи, путем подключения к ним специальных технических средств.
• Перехват информации, передаваемой по волоконно-оптическим линиям связи, путем подключения к ним специальных технических средств.

Вопрос 5
Раскройте понятие «сообщение» применительно к системам электросвязи.
Ответ:
Сообщение – форма представления информации для передачи ее от источника информации к потребителю. Применительно к сфере телекоммуникаций сообщение – это информация, передаваемая с помощью электромагнитных сигналов средствами электросвязи. Примеры сообщений: текст телеграммы, речь, музыка, телевизионное изображение, данные с выхода вычислительных машин, команды в системах телеуправления и телеконтроля и др.

Вопрос 6
Опишите структура и состав системы электросвязи
Ответ:
В состав системы электросвязи, передающей сообщения от источника до потребителя, входят преобразователь сообщения в первичный сигнал, канал связи и преобразователь первичного сигнала в сообщение. В свою очередь, в состав канала связи входят передатчик, линия связи и приёмник. В линии связи передаваемый сигнал подвергается воздействию помехи. Поэтому задачей приёмника является оптимальный приём сигналов, а задачей передатчика – обеспечение достаточной мощности передаваемого сигнала.

Вопрос 7
Опишите состав Единой сети электросвязи Российской Федерации.
Ответ:
В состав Единой сети электросвязи Российской Федерации входят сети связи общего пользования, технологические сети связи, сети связи специального назначения, которые относятся к технологическим сетям, и выделенные сети связи. При этом технологические сети связи частично перекрываются с сетями связи общего пользования, а выделенные сети являются автономными.

Вопрос 8
Выполните классификацию сетей связи по среде передачи (на физическом уровне модели OSI). Ответ:
В зависимости от среды передачи сети связи могут быть разделены на проводные и беспроводные. В свою очередь, в составе проводных сетей могут быть выделены волоконно-оптические (ВОЛС) и кабельные. Основными беспроводными сетями являются радиоканальные, из которых могут быть выделены спутниковые системы связи. Также к беспроводным можно отнести оптические каналы связи. Могут быть также реализованы и комбинированные сети.

Вопрос 9
Охарактеризуйте классы сетей на прикладном уровне модели OSI.
Ответ:
На этом уровне можно выделить традиционные и мультисервисные сети. В традиционных сетях услуга, которая зависит от используемой в сети технологии, предоставляется и контролируется сетью. В мультисервисных сетях услуга не зависит от используемой в сети технологии (или легко адаптируется под требования). Она полностью или частично организовывается пользователем.

Вопрос 10
Охарактеризуйте эталонную модель сетей связи следующего поколения (NGN).
Ответ:
Эталонная модель сетей связи NGN является прежде всего IP-ориентированной и содержит три уровня: уровень услуг, уровень управления соединениями и транспортный уровень. На уровне управления соединениями используется гибки коммутатор Softswtch.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта по всему изученному курсу. Зачёт проводится в смешанной форме по билетам, сначала в письменной, затем в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Общая информация об угрозах информационной инфраструктуре и единой сети электросвязи Российской Федерации. Формулирование политики информационной безопасности для телекоммуникационных систем. Классификация сетей связи (те-лекоммуникационных систем). Взаимосвязь сетевых и телекоммуникационных тех-нологий.
2. Обобщённая структура телекоммуникационной сети. Эволюция сетей электросвязи. Сети связи следующего поколения (NGN). Современные достижения в сетях подвижной связи и оптоволоконных линиях связи.
3. Уровневые модели сетевых систем. Ведущая роль физического уровня в обеспече-нии информационной безопасности телекоммуникационных систем.
4. Классификация сигналов, используемых в телекоммуникационных системах. Ана-логовые системы связи и аналоговые методы модуляции сигналов (математическое описание, спектр, векторная диаграмма).
5. Структурные схемы и принцип работы классических и современных приёмников радиосигналов. Квадратурный метод обработки радиосигналов.
6. Общая структура цифровых систем связи. Функциональное назначение отдельных блоков.
7. Виды цифровой импульсной и полосовой модуляции. Векторное представление сигналов. Созвездия. Спектральные характеристики сигналов с цифровой манипу-ляцией.
8. Методы уплотнения каналов. OFDM-модуляция. Методы расширения спектра.
9. Распределение частот, антенны беспроводных устройств и распространение радио-волн.
10. Оптоволоконные системы связи: физические основы, принципы построения, воз-можные угрозы безопасности.
11. Спутниковые системы связи: методы модуляции, рабочие области частот, возмож-ные угрозы информационной безопасности.
12. Сотовые системы связи: поколения систем, принципы обеспечения информацион-ной безопасности. Глушение сотовой связи.
13. Угрозы безопасности беспроводных сетей (LAN) (на примере сети Wi-Fi). Способы (механизмы) защиты беспроводных сетей.
14. Виды активных радиоэлектронных помех и способы их формирования. Средства создания активных радиоэлектронных помех и защиты от них

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.М. Сагдеев; В.И. Петренко Физические основы защиты информации: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015//ЭБС Университетская библиотека Online biblioclub.ru
Л1.2 Новожилов О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебное пособие ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мэйволд, Э. Безопасность сетей: Национальный Открытый Университет <ИНТУИТ>, 2016 \\ ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Л1.4 В. В. Лозовецкий, Е. Г. Комаров, В. В. Лебедев Защита автоматизированных систем обработки информации и телекоммуникационных сетей : Лань, 2023 https://e.lanbook.com/book/110273
Л1.5 Голиков, А. М. Основы проектирования защищенных телекоммуникационных систем : учебное пособие Лань, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А.М. Рембовского Радиомониторинг: задачи, методы, средства [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов М.: Горячая линия - Телеком , 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Барнс К., Боутс Т., Лойд Д., Уле Э. Защита от хакеров беспроводных сетей : М.: Издательство "ДМК Пресс", 2005 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э5 Курс "Информационная безопасность телекоммуникационных систем" на Образовательном портале [Электронный ресурс] portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Microsoft Windows 7
Офисный пакет Microsoft Office 2007
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304К лаборатория телекоммуникаций и цифрового телевидения центр систем автоматизации и управления - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи под лабораторное оборудование; проектор: марка INFOCUS модель IN24 - 1 единица; программно-аппаратный комплекс измерения технологических параметров на базе плат, система сбора данных AFS, средства отладки и программирования DL-NEXYS, станции паяльные ERSA (2шт.), телефон системный Panasonic KX-DT321RU-B (2шт.), IP-платформа Panasonic KX-NCP1000RU, Анализатор спектра R&S FSH8, модальная система анализа и генерации сигналов, персональные портативные устройства сбора данных NI myDAQ; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсам "Техника приема и обработки сигналов", "Проектирование устройств на ПЛИС", "Цифровая и микропроцессорная техника".

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание курса разбито на шесть разделов, посвящённых различным видам систем связи и их информационной безопасности. Во вводном разделе приводится общая информация об угрозах информационной инфраструктуре и единой сети электросвязи Российской Федерации. Для ориентации в большом количестве видов сетей связи приводится их классификация. Необходимо изучить не только современное состояние систем связи, но их эволюцию, которая идёт в сторону конвергенции всех основных видов связи и в сторону перехода на IP-технологии. В этом плане необходимо разобраться с такими понятиями, как сеть связи следующего поколения (NGN) и иметь представление о современных достижениях в сетях подвижной связи и оптоволоконных линиях связи.
Последующие два раздела посвящены физическому, канальному и сетевому уровню беспроводных каналов связи как виду каналов, в наибольшей степени подверженным угрозам информационной безопасности. При изучении этих разделов необходимо усвоить схемные и алгоритмические решения, которые применяются в аналоговых и цифровых системах связи на основе радиоканала, получить представление о принципах модуляции и детектирования сигналов, маскирования, расширения спектра и уплотнения (мультиплексирования), в том числе самого современного и достаточно сложного, такого, как OFDM. Достижению этих целей служат лабораторные работы, которые предназначены для практического знакомства с аппаратной и алгоритмической частью радиоканалов, освоения методов измерения параметров радиоканалов и получения целостной картины использования спектрального диапазона. Для более комплексного представления о работе радиоканалов необходимо также изучить материал, касающийся антенной техники и закономерностей распространения радиоволн.
Одним из быстрорастущих рынков беспроводной связи является сотовая связь. В связи с её повсеместностью и массовостью важное значение имеет получение представления о потенциальных угрозах информационной безопасности в настоящее время и в ближайшем будущем при переходе к сетям 5 поколения.
Не оставлены без внимания и такие популярные беспроводные виды сетей связи как Wi-Fi, ZigBee и спутниковая связь. При изучении этих видов связи потребуется снова обратиться к анализу видов цифровой полосовой манипуляции, диапазонам частот и условиям распространения радиосигналов.
Из числа проводных каналов связи наибольшее внимание в курсе уделено оптоволоконным линиям связи как наиболее скоростным и перспективным. При их изучении необходимо понять принцип работы оптоволоконного канала, современные технологии мультиплексирования и потенциальные угрозы информационной безопасности.
Заключительным разделом является раздел, посвящённый радиоэлектронной борьбе, который содержит сведения о радиоэлектронном подавлении, видах активных радиоэлектронных помех и способах их формирования.