МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физические методы защиты информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Егоров А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Физические методы защиты информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Физические основы защиты информации» является формирование у студентов знаний по выявлению причин возникновения, формам проявления, возможностям параметризации и оценкам опасности физических явлений, увеличивающих вероятность нежелательного воздействия на информационные процессы в защищаемых объектах.
Задачи дисциплины - изучение многообразия проблем защиты информации, возникающих при ее передачи посредством полей различной физической природы; основные физические поля и источники их излучения; общие принципы расчета и измерения характеристик полей;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять необходимые физические законы и модели для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает необходимые физические законы и модели, лежащие в основе функционирования средств защиты информации.
ОПК-4.2 Умеет применять совокупность необходимых физических законов и моделей для решения профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает необходимые физические законы и модели, лежащие в основе функционирования средств защиты информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять совокупность необходимых физических законов и моделей для решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поля объектов и проблемы защиты информации
1.1. Принципы классификации физических полей как носителей информации. Наиболее информативные физические параметры полей. Понятия о методиках измерения характеристик физических полей и о концептуальных подходах извлечения из них информации об излучающих объектах. Классификация и характеристики шумов. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.2. Принципы классификации физических полей как носителей информации. Наиболее информативные физические параметры полей. Понятия о методиках измерения характеристик физических полей и о концептуальных подходах извлечения из них информации об излучающих объектах. Классификация и характеристики шумов. Сам. работа 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.3. Классификация и характеристики шумов. Лабораторные 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.4. Наиболее информативные физические параметры полей. Понятия о методиках измерения характеристик физических полей и о концептуальных подходах извлечения из них информации об излучающих объектах. Консультации 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 2. Передачи информации с помощью полей различной природы
2.1. Основные принципы передачи информации. Модуляция сигналов. Амплитудная модуляция гармонических сигналов. Угловая модуляция гармонических сигналов. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции. Виды импульсной модуляции. Влияние различных помех на пропускную способность канала связи. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.2. Модуляция сигналов. Амплитудная модуляция гармонических сигналов. Угловая модуляция гармонических сигналов. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции. Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.3. Основные принципы передачи информации. Модуляция сигналов. Амплитудная модуляция гармонических сигналов. Угловая модуляция гармонических сигналов. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции. Виды импульсной модуляции. Влияние различных помех на пропускную способность канала связи. Лабораторные 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.4. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции. Виды импульсной модуляции. Влияние различных помех на пропускную способность канала связи. Консультации 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 3. Особенности распространения электромагнитных волн
3.1. Плоская синусоидальная волна. Длина волны, фазовая скорость, волновое число. Поляризация волн. Реальные сигналы, волновой пакет. Групповая скорость. Дисперсия. Энергия волны. Неплоские волны, рассеяние энергии. Эффект Доплера. Плоская волна на границе раздела сред. Отражение и преломление волн. Шкала электромагнитных волн и особенности различных частотных диапазонов. Особенности ближней и дальней зоны от излучателя электромагнитных волн. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.2. Плоская волна на границе раздела сред. Отражение и преломление волн. Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.3. Плоская синусоидальная волна. Длина волны, фазовая скорость, волновое число. Поляризация волн. Реальные сигналы, волновой пакет. Групповая скорость. Дисперсия. Энергия волны. Неплоские волны, рассеяние энергии. Эффект Доплера. Плоская волна на границе раздела сред. Отражение и преломление волн. Шкала электромагнитных волн и особенности различных частотных диапазонов. Особенности ближней и дальней зоны от излучателя электромагнитных волн. Лабораторные 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.4. Неплоские волны, рассеяние энергии. Эффект Доплера. Плоская волна на границе раздела сред. Отражение и преломление волн. Шкала электромагнитных волн и особенности различных частотных диапазонов. Особенности ближней и дальней зоны от излучателя электромагнитных волн. Консультации 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 4. Упругие волны. Основы акустики
4.1. Характеристики звукового поля. Источники и приемники звука. Распространение звука в различных средах. Особенности распространения инфразвука и ультразвука. Области применения инфразвуковых и ультразвуковых волн. Речевой сигнал, его физические и информационные характеристики и параметры. Характеристики восприятия речевого сигнала. Различные искажения речевого сигнала и их влияние на восприятие. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.2. Особенности распространения инфразвука и ультразвука. Области применения инфразвуковых и ультразвуковых волн. Речевой сигнал, его физические и информационные характеристики и параметры. Характеристики восприятия речевого сигнала. Различные искажения речевого сигнала и их влияние на восприятие. Сам. работа 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.3. Характеристики звукового поля. Источники и приемники звука. Распространение звука в различных средах. Особенности распространения инфразвука и ультразвука. Области применения инфразвуковых и ультразвуковых волн. Речевой сигнал, его физические и информационные характеристики и параметры. Характеристики восприятия речевого сигнала. Различные искажения речевого сигнала и их влияние на восприятие. Лабораторные 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.4. Источники и приемники звука. Распространение звука в различных средах. Консультации 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТ (закрытый)
1. С помощью какого устройства можно получить электромагнитные волны?
А. радиоприемник
Б. телевизор
В. колебательный контур
Г. открытый колебательный контур
Ответ: Г

2. Модуляция это
А. изменение одного из параметров несущего сигнала по закону модулирующего
Б. преобразование несущего сигнала в модулирующий
В. соединение несущего сигнала с модулирующим
Г. изменение модулирующего сигнала по закону несущего
Ответ: А

3. Процесс выделения модулирующей функции из модулированного сигнала - это...
А. модуляция
Б. радиолокация
В. детектирование
Г. сканирование
Ответ: В

4. Для чего нужен процесс детектирования?
А. для передачи сигнала на большие расстояния;
Б. для обнаружения объектов;
В. для выделения низкочастотного сигнала;
Г. для преобразования низкочастотного сигнала.
Ответ: В

5. Несет ли модулированный сигнал информацию?
А. да, но мы ее не воспринимаем;
Б. да, и мы можем ее воспринимать непосредственно органами слуха;
В. нет, не несет.
Ответ: А

6. Коэффициент амплитудной модуляции...
А. должен быть меньше 1
Б. может быть больше 1
В. может быть отрицательным
Ответ: А

7. Индекс частотной модуляции...
А. должен быть меньше 1
Б. может быть больше 1
В. может быть отрицательным
Ответ: Б

8. При амплитудной модуляции изменяемым параметром несущего сигнала является
А. Только амплитуда
Б. Только начальная фаза
В. Только частота
Г. Амплитуда и начальная фаза
Д. Амплитуда и частота
Е. Начальная фаза и частота
Ж. Амплитуда, начальная фаза и частота.
Ответ: А

9. При частотной модуляции изменяемыми параметрами несущего сигнала является
А. Только амплитуда
Б. Только начальная фаза
В. Только частота
Г. Амплитуда и начальная фаза
Д. Амплитуда и частота
Е. Начальная фаза и частота
Ж. Амплитуда, начальная фаза и частота.
Ответ: Е

10. При фазовой модуляции изменяемыми параметрами несущего сигнала является
А. Только амплитуда
Б. Только начальная фаза
В. Только частота
Г. Амплитуда и начальная фаза
Д. Амплитуда и частота
Е. Начальная фаза и частота
Ж. Амплитуда, начальная фаза и частота.
Ответ: Е

11. Наличие помехи в канале связи приводит к тому, что изменяются следующие параметры несущего сигнала:
А. Только амплитуда
Б. Только начальная фаза
В. Только частота
Г. Амплитуда и начальная фаза
Д. Амплитуда и частота
Е. Начальная фаза и частота
Ж. Амплитуда, начальная фаза и частота.
Ответ: Ж

12. Сравните помехоустойчивость АМ и ЧМ сигналов. Известно, что амплитуда несущих колебаний этих сигналов одинакова, индекс модуляции ЧМ-сигнала равен коэффициенту модуляции АМ-сигнала, сигналы передаются по одному и тому же каналу связи. Поэтому помехоустойчивость
А. АМ-сигнала и ЧМ-сигнала одинакова
Б. АМ-сигнала больше, чем ЧМ-сигнала
В. АМ-сигнала меньше, чем ЧМ-сигнала
Ответ: В

13. Спектральная плотность теплового шума (шум Джонсона) при фиксированной температуре проводника зависит от
А. напряжения, приложенного к проводнику
Б. сопротивления проводника
В. силы тока, протекающего через проводник
Г. не зависит от указанных величин
Ответ: Б

14. Спектральная плотность дробового шума зависит от
А. температуры проводника
Б. сопротивления проводника
В. силы тока, протекающего через проводник
Г. не зависит от указанных величин
Ответ: В

15. Какой цвет имеет дробовой шум?
А. Белый
Б. Розовый
В. Коричневый
Г. Цвет определяется температурой, а ее значение не указано
Ответ: А

ТЕСТ (открытый)
1. Распределение энергии сигнала по частотам – это…
Ответ: спектр сигнала
2. Какой параметр в АМ-сигнале несет передаваемую информацию
Ответ: амплитуда
3. Какой параметр в ЧМ-сигнале несет передаваемую информацию
Ответ: частота сигнала
4. Какой параметр в ФМ-сигнале несет передаваемую информацию
Ответ: начальная фаза сигнала
5. Какие ограничения накладывают на модулирующую функцию x(t) при модуляции сигналов
Ответ: x(t) находится в интервале [-1;1]
6. Как называется процесс выделения из модулированного сигнала модулирующей функции x(t)
Ответ: демодуляция или детектирование
7. Наибольшее отклонение частоты от среднего значения при угловой модуляции это…
Ответ: девиация частоты
8. Наибольшее отклонение фазы модулированного сигнала от фазы несущего сигнала при угловой модуляции это…
Ответ: девиация фазы
9. Какое число гармоник содержит спектр АМ-сигнала, если несущие колебания a(t) и модулирующая функция x(t) изменяются по гармоническому закону?
Ответ: 3
10. Огибающая АМ-сигнала имеет максимальное значение 14 В, а минимальное значение 6 В. Чему равен коэффициент амплитудной модуляции?
Ответ: 0,4
11. Огибающая АМ-сигнала имеет максимальное значение 14 В, а минимальное значение 6 В. Чему равна амплитуда несущего сигнала?
Ответ: 10 В
12. Огибающая АМ-сигнала имеет максимальное значение 14 В, а минимальное значение 6 В. Чему равен коэффициент амплитудной модуляции?
Ответ:
13. Огибающая АМ-сигнала имеет максимальное значение 14 В, а минимальное значение 6 В. Чему равна амплитуда модулирующего сигнала?
Ответ: 4 В
14. Чему равно отношение полной мощности АМ-сигнала при модуляции гармоническим сигналом к мощности несущего сигнала, если коэффициент модуляции равен 0,6?
Ответ: 1,18
15. Какую минимальную ширину полосы частот должен иметь канал связи, чтобы передать по нему высокочастотный АМ-сигнал, содержащий речевую информацию, спектр которой находится в диапазоне от 300 Гц до 3,4 кГц?
Ответ: 6,8 кГц
16. К какому цвету относят тепловой шум?
Ответ: белый
17. К какому цвету относят фликкер-шум?
Ответ: розовый
18. Как зависит от частоты спектральная плотность дробового шума?
Ответ: не зависит от частоты
19. Безразмерная величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума – это…
Ответ: SNR или отношение сигнал/шум
20. Чему равна шумовая полоса частот для фильтра низкой частоты 1-ого порядка с частотой среза 3,2 кГц?
Ответ: 5 кГц

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Лабораторная работа №1. Измерение характеристик шумовых помех при передаче информации.
Лабораторная работа №2. Передача информации с использованием амплитудной модуляции.
Лабораторная работа №3. Передача информации с использованием частотной модуляции.
Лабораторная работа №4. Изучение взаимодействия электромагнитного поля с проводником в селективных поисковых системах.
Лабораторная работа №5. Пьезоэлектрические датчики для акустических детекторов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оцениваются следующие показатели:
1. Своевременность выполнения задания.
2. Полнота выполнения лабораторного задания.
3. Последовательность и рациональность выполнения задания.
4. Оформление лабораторной работы.
5. Ответы на контрольные вопросы по теме лабораторного задания.

Отлично (зачтено): Студент показывает готовность к выполнению лабораторной работы, владеет техникой выполнения операций; выполняет операции аккуратно, четко; соблюдает технику безопасности на рабочем месте; правильно оценивает результаты выполненных операций; умеет правильно производить расчеты; правильно заполняет протокол анализа и дает правильное заключение; отвечает на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия
Хорошо (зачтено): Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает не принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия.
Удовлетворительно (зачтено): Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает: принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы; не существенные ошибки по технике выполнения операций по анализу; по отдельным этапам выполнения работы нуждается в помощи преподавателя;
Неудовлетворительно (не зачтено): Студент не справился с лабораторной работой.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1 Классификации физических полей как носителей информации.
2. Пропускная способность каналов связи.
3. Амплитудная модуляция гармонических сигналов и их спектр.
4. Демодуляция амплитудно-модулированных сигналов.
5. Угловая модуляция сигналов и их спектр.
6. Демодуляция частотно-модулированных сигналов.
7. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции.
8. Классификация и характеристики шумов.
9. Тепловой и дробовой шумы.
10. Методы измерения отношения сигнал/шум.
11. Метод электромеханических аналогий.
12. Магнитоэлектрические преобразователи.
13. Пьезоэлектрические преобразователи.
14. Уравнение бегущей волны
15. Волновое уравнение
16. Отражение и преломление волн.
17. Электромагнитные волны.
18. Излучение и прием электромагнитных волн
19. Физические принципы работы металлоискателей
20. Параметрические и трансформаторные преобразователи для металлоискателей.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ:
Решить задачу по теме:
1. Классификации физических полей как носителей информации.
2. Пропускная способность каналов связи.
3. Амплитудная модуляция гармонических сигналов и их спектр.
4. Демодуляция амплитудно-модулированных сигналов.
5. Угловая модуляция сигналов и их спектр.
6. Демодуляция частотно-модулированных сигналов.
7. Помехоустойчивость различных видов гармонической модуляции.
8. Классификация и характеристики шумов.
9. Тепловой и дробовой шумы.
10. Методы измерения отношения сигнал/шум.
11. Метод электромеханических аналогий.
12. Магнитоэлектрические преобразователи.
13. Пьезоэлектрические преобразователи.
14. Уравнение бегущей волны
15. Волновое уравнение
16. Отражение и преломление волн.
17. Электромагнитные волны.
18. Излучение и прием электромагнитных волн
19. Физические принципы работы металлоискателей
20. Параметрические и трансформаторные преобразователи для металлоискателей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.М. Сагдеев; В.И. Петренко Физические основы защиты информации: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015//ЭБС Университетская библиотека Online biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в moodle "физическик методы защиты информации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.