МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 96
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 22 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 24 24 60 60
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 90 90 39 39 129 129
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Егоров А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины «Физика»:
– развитие интеллектуальных способностей студентов через формирование системы основных физических понятий и усвоение ими методов научного познания явлений окружающего мира;
– формирование системы практических умений применения математического аппарата для изучения физических явлений и использования современных научных технологий для решения широкого спектра задач в области информационных технологий.
Изучение дисциплины «Физика» направлено на решение следующих задач:
• дополнить, обобщить и углубить систему знаний студентов в области основных физических понятий, законов и явлений, а также математического аппарата, применяемого в физике;
• ознакомить с предметом изучения и содержанием фундаментальных физических теорий;
• сформировать представления об экспериментальном и теоретическом методах познания, обосновать роль и место физических и математических моделей в структуре теории;
• научить выделять главные особенности изучаемого явления, строить его физическую и математическую модели.
• обеспечить осознание студентами социальной значимости учебной дисциплины «Физика» и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
• сформировать знания научно-исследовательских и организационно-управленческих основ будущей профессиональной деятельности;
• сформировать умения, обеспечивающие составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научно-практических конференциях в области информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять необходимые физические законы и модели для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает необходимые физические законы и модели, лежащие в основе функционирования средств защиты информации.
ОПК-4.2 Умеет применять совокупность необходимых физических законов и моделей для решения профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает необходимые физические законы и модели, лежащие в основе функционирования средств защиты информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять совокупность необходимых физических законов и моделей для решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физические основы механики
1.1. Введение. Кинематика точки Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.2. Введение. Кинематика точки Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.3. Динамика материальной точки и системы точек Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.4. Динамика материальной точки и системы точек Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.5. Работа и энергия. Движение твердого тела. Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.6. Работа и энергия. Движение твердого тела. Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.7. Механика жидкостей и газов Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.8. Механика жидкостей и газов Сам. работа 2 32 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
1.9. Основы релятивистской механики Сам. работа 2 32 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
2.1. Состояние вещества Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.2. Молекулярно-кинетическая теория Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.3. Молекулярно-кинетическая теория Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.4. Первое начало термодинамики Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.5. Первое начало термодинамики Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.6. Второе начало термодинамики. Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.7. Второе начало термодинамики. Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.8. Реальные газы Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.9. Квантовая статистика Сам. работа 2 26 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.10. Жидкости Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
2.11. Твердые тела Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 3. Электродинамика
3.1. Электростатическое поле Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.2. Электростатическое поле Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.3. Электростатическое поле Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.5. Проводники и диэлектрики в электрическом поле Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.6. Постоянный электрический ток Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.7. Постоянный электрический ток Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.8. Постоянный электрический ток Сам. работа 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.9. Магнитное поле. Магнитная индукция. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.10. Магнитное поле. Магнитная индукция. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.11. Электромагнитная индукция. Теория Максвелла. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
3.12. Магнитное поле. Магнитная индукция Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 4. Физика колебаний и волн
4.1. Механические колебания и волны Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.2. Механические колебания и волны Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.3. Кинематика колебаний Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.4. Динамика колебаний Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.5. Динамика колебаний Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.6. Механические волны Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
4.7. Электромагнитные колебания и волны Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 5. Оптика
5.1. Геометрическая оптика Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
5.2. Интерференция световых волн Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
5.3. Интерференция световых волн Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
5.4. Дифракция света Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
5.5. Дифракция света Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
5.6. Дифракция света Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
Раздел 6. Атомная и ядерная физика. Современная физическая картина мира
6.1. Тепловое излучение. Фотоэффект. Лекции 3 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.2. Тепловое излучение. Фотоэффект. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.3. Тепловое излучение. Фотоэффект. Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.4. Строение атома. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.5. Строение атома. Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.6. Волновые свойства вещества Лекции 3 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.7. Волновые свойства вещества Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.8. Волновые свойства вещества Сам. работа 3 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1
6.9. Атомное ядро. Радиоактивность. Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТ закрытый (2-й семестр)
Вопрос 1. Величина, характеризующая положение тела в пространстве, это…
А. скорость
Б. время
В. перемещение
Г. координата
ОТВЕТ: Г

Вопрос 2. Сила, с которой тело притягивается к Земле, это...
А. сила Кориолиса
Б. сила тяжести
В. сила трения
Г. сила инерции
ОТВЕТ: Б

Вопрос 3. Процесс изменения положения тела в пространстве относительно кого-либо другого тела с течением времени это…
А. равномерное движение
Б. механическое движение
В. неравномерное движение
Г. траектория
ОТВЕТ: Б

Вопрос 4. Энергия, которой обладают только движущиеся тела это…
А. внутренняя энергия
Б. потенциальная энергия
В. кинетическая энергия
Г. полная энергия
ОТВЕТ: В

Вопрос 5. Единица измерения энергии в системе СИ…
А. м/с2
Б. Вт
В. Па
Г. Дж
ОТВЕТ: Г

Вопрос 6. Единица измерения работы силы в системе СИ…
А. м/с2
Б. Вт
В. Н
Г. Дж
ОТВЕТ: Г

Вопрос 7. Как называют силу, с которой тело, вследствие притяжения к земле, действует на опору или подвес?
А. Сила упругости
Б. Вес тела
В. Сила тяжести
Г. Сила инерции
ОТВЕТ: Б

Вопрос 8. Физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость это..
А. кинетическая энергия
Б. сила
В. работа
Г. импульс
ОТВЕТ: Г

Вопрос 9. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется..
А. энергия
Б. работа
В. мощность
Г. давление
ОТВЕТ: Г

Вопрос 10. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают силой 6Н. Определить ускорение тележки в инерциальной системе отсчета.
А. 18 м/с2
Б. 2 м/с2
В. 1,67 м/с2
Г. 0,5 м/с2
ОТВЕТ: Б

Вопрос 11. На пружину с жесткостью 500Н/м, действует сила 50Н. На какую длину растянется пружина?
А. 0,1 м
Б. 10 м
В. 100 м
Г. 0,01 м
ОТВЕТ: А

Вопрос 12. За 4 мин заяц пробежал 3,6 км. Вычислите скорость зайца.
А. 66,7 м/с
Б. 0,015 м/с
В. 15 м/с
Г. 0,15 м/с
ОТВЕТ: В

Вопрос 13. Найдите удлинение рыболовной лески жесткостью 0,3 кН/м при равномерном поднятии вверх рыбы весом 300 г
А. 1 м
Б. 0,1 м
В. 0,01 м
Г. 0,001 м
ОТВЕТ: В

Вопрос 14. Найти массу автомобиля, движущегося со скоростью 25 м/с , если его импульс равен 100 т
А. 4000 кг
Б. 4 кг
В. 2500 кг
Г. 0,25 кг
ОТВЕТ: А

Вопрос 15. Самолет массой 50 т летит на высоте 10 км. Определить его потенциальную энергию ?
А. 5000 МДж
Б. 500 МДж
В. 50 МДж
Г. 5 МДж
ОТВЕТ: А

ТЕСТ открытый (2-й семестр)
1. Линия, по которой движется материальная точка – это …
Ответ: траектория

2. Материальная точка, двигаясь по окружности радиуса 10 м, совершила один полный оборот. Чему равно перемещение материальной точки?
Ответ: 0

3. Векторная физическая величина, равная производной радиус-вектора по времени – это…
Ответ: скорость

4. Под каким углом (в градусах) направлены вектора нормальной составляющей полного ускорения материальной точки и скорости?
Ответ: 90

5. Под каким углом (в градусах) направлены вектора тангенциальной составляющей полного ускорения материальной точки и скорости?
Ответ: 0

6. Покоящееся тело начинает двигаться с ускорением a=At, где коэффициент A=0,6 м/с³. Какой путь пройдет тело к концу первой секунды?
Ответ: 0,1 м

7. Зависимость координаты тела от времени задается уравнением x(t)=A-Bt+Ct²+Dt³ (A=6 м; B=3 м/с; C=2 м/с²; D=1 м/с³). Определите среднюю скорость тела в интервале времени от 1 с до 4 с.
Ответ: 28 м/с

8. Зависимость координаты тела от времени задается уравнением x(t)=A-Bt+Ct²+Dt³ (A=6 м; B=3 м/с; C=2 м/с²; D=1 м/с³). Определите среднее ускорение тела в интервале времени от 1 с до 4 с.
Ответ: 19 м/с²

9. Колесо радиуса 10 см равномерно вращается вокруг своей оси. Период вращения колеса равен 1 с. Определите тангенциальную составляющую полного ускорения точек обода колеса.
Ответ: 0

10. Колесо радиуса 50 см равномерно вращается вокруг своей оси. Период вращения колеса равен 1 с. Определите нормальную составляющую полного ускорения точек обода колеса.
Ответ: 3,9 м/с²

11. Нормальная составляющая ускорения тела равна 4 м/с², а тангенциальная составляющая – 3 м/с². Чему равно полное ускорение тела?
Ответ: 5 м/с²

12. На тело массой 10 кг действует сила 10Н. С каким ускорением движется тело?
Ответ: 1 м/с²

13. Сила, с которой тело действует на опору или растягивает подвес – это…
Ответ: вес тела

14. Материальная точка движется по окружности радиуса 1 м. Найти работу силы F=1 Н, совершаемой за один полный оборот, если она всегда направлена к центру окружности
Ответ: 0

15. Материальная точка движется по окружности радиуса 1 м. Найти работу силы трения F=1 Н, совершаемой за один полный оборот.
Ответ: -6,28 Дж

16. На сколько удлинится пружина под нагрузкой 15 Н, если под нагрузкой в 10 Н пружина удлинилась на 4 см?
Ответ: 6 см

17. Камень, лежащий на земле забросили на крышу сарая. Масса камня 10 г, высота сарая 4 м. Чему равна работа силы тяжести? Считать g=10 м/с²
Ответ: - 0,4 Дж

18. Подъёмный кран мощностью 2 кВт совершил работу 0,08МДж. За какое время была совершена работа?
Ответ: 40 с

19. Две тележки массами по 20 кг. движутся навстречу друг другу со скоростями 1 м/с. С какой скоростью они будут двигаться после неупругого удара.
Ответ: 0

20. Определите кинетическую энергию пули массой 2 грамма, летящей со скоростью 100 м/с
Ответ: 10 Дж

ТЕСТ закрытый (3-й семестр)
Вопрос 1. Как изменится сила тока, протекающего по проводнику, если напряжение на его концах и площадь поперечного сечения увеличить в 2 раза:
а) увеличится в 4 раза
б) уменьшится в 4 раза
в) уменьшится в 2 раза
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции:
а) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током
б) появление тока в замкнутой катушке при опускании в нее постоянного магнита
в) взаимодействие двух проводников с током
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. В проводнике индуктивностью 5 мГн сила тока в течение 0,2 с равномерно возрастает с 2 А до какого-то конечного значения. При этом в проводнике возбуждается ЭДС самоиндукции, равная 0,2 В. Определите конечное значение силы тока в проводнике:
а) 6 А
б) 20 А
в) 10 А
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. На какую длину волны рассчитан открытый колебательный контур, если он обладает индуктивностью 40 мГн и емкостью 1 мкФ:
а) 377 км
б) 60 км
в) 3,7 км
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Как изменится сила кулоновского взаимодействия между двумя маленькими заряженными частицами, если расстояние между ними увеличится в 5 раз:
а) увеличится в 25 раз
б) увеличится в 5 раз
в) уменьшится в 25 раз
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Укажите силовую характеристику электрического поля:
а) потенциал
б) кулоновская сила
в) напряжённость
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Почему энергию электростатического поля считают потенциальной:
а) потому что поток вектора напряженности электростатического поля через замкнутую поверхность определяется суммарным зарядом, находящимся внутри области, ограниченной этой поверхностью.
б) потому что циркуляция вектора напряженности электростатического поля по замкнутому контуру равна нулю
в) потому что для электростатического поля применим принцип суперпозиции.
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Чему равно электрическое сопротивление участка цепи постоянного тока, если сила тока в цепи 4А, а напряжение на концах участка 2В:
а) 0.5 Ом
б) 2 Ом
в) 8 Ом
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Как изменится количество теплоты, выделяемое за единицу времени в проводнике с постоянным сопротивлением, если сила тока увеличится в 4 раза:
а) увеличится в 16 раз
б) увеличится в 4 раза
в) уменьшится в 16 раз
г) уменьшится в 4 раза
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Прибор для накопления зарядов и электрической энергии:
а) резистор
б) катушка индуктивности
в) конденсатор
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Как изменится электроёмкость плоского конденсатора, если увеличить площадь пластин:
а) зависит от вида диэлектрика
б) увеличится
в) уменьшится
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. За единицу электроёмкости в СИ принимается:
а) Вебер
б) Кулон
в) Фарад
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Процесс перераспределения электронов между взаимодействующими телами называется:
а) деформация
б) электризация
в) диффузия
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Тела, в которых заряженные частицы не перемещаются:
а) диэлектрики
б) полупроводники
в) проводники
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. За единицу электрического заряда в СИ принимается:
а) Ампер
б) Кулон
в) Вольт
ОТВЕТ: б

ТЕСТ открытый (3-й семестр)
1. Размерность электрического заряда в Международной системе единиц СИ
Ответ: Кулон [Кл]

2. Сила взаимодействия двух отрицательных точечных зарядов, находящихся на расстоянии r друг от друга, равна F. Расстояние между частицами уменьшили в 2 раза. Как и во сколько раз изменилась сила взаимодействия между ними?
Ответ: увеличилась в 4 раза

3. Укажите размерность напряженности электрического поля в Международной системе единиц СИ
Ответ: вольт на метр [В/м] или ньютон на кулон [Н/Кл]

4. Определить поток вектора напряженности электростатического поля через замкнутую поверхность, охватывающей два заряда q1=10 нКл и q2=-1,15 нКл. (электрическая постоянная εо=8,85·10ˉ¹² Ф/м)
Ответ: 1000 В·м

5. Электростатическое поле создается равномерно заряженной сферой радиуса 10 см. Заряд сферы 10 нКл. Определите напряженность электростатического поля в точке, находящейся на расстоянии 5 см от центра сферы.
Ответ: 0

6. Размерность электрического напряжения в Международной системе единиц СИ
Ответ: Вольт [В]

7. Как и во сколько раз изменится емкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами уменьшить в 4 раза
Ответ: увеличится в 4 раза

8. Как и во сколько раз изменится разность потенциалов между пластинами плоского заряженного конденсатора, если расстояние между пластинами уменьшить в 4 раза
Ответ: уменьшится в 4 раза

9. Четыре одинаковых конденсатора (емкость каждого 8 мкФ) соединены последовательно. Чему равна емкость полученной батареи конденсаторов?
Ответ: 2 мкФ

10. Четыре одинаковых конденсатора (емкость каждого 8 мкФ) соединены параллельно. Чему равна емкость полученной батареи конденсаторов?
Ответ: 32 мкФ

11. Чему равна энергия конденсатора емкостью C=1 мкФ, если разность потенциалов на его пластинах 100 В.
Ответ: 5 мДж

12. Определить разность потенциалов на концах проводника сопротивлением 100 Ом, если через него протекает ток I=10 мА
Ответ: 1 В

13. Два одинаковых источника ЭДС соединены последовательно. Как и во сколько раз изменится сила тока короткого замыкания, если их соединить параллельно?
Ответ: увеличится в 2 раза

14. Сила тока в проводнике за интервал времени 1 с равномерно увеличивается от 0 до 5 А. Какой заряд прошел через проводник за это время?
Ответ: 2,5 Кл

15. Как и во сколько раз изменится плотность тока, если уменьшить в 2 раза напряженность электрического поля в проводнике?
Ответ: уменьшится в 2 раза

16. Сила тока в проводнике сопротивлением R=10 Ом за интервал времени 2 с равномерно увеличивается от 0 до 6 А. Какое количество теплоты выделилось на проводнике за это время?
Ответ: 240 Дж

17. Три одинаковых резистора соединены последовательно и подключены к идеальному источнику напряжения. Как и во сколько раз изменится сила тока в цепи если эти резисторы подключить параллельно?
Ответ: увеличится в 9 раз

18. По круговому конуру радиуса 10 см течет ток I=1 А. Определите напряженность магнитного поля в центре этого контура.
Ответ: 5 А/м

19. Чему равна циркуляция вектора напряженности магнитного поля вдоль замкнутого конура, если он охватывает 2 провода, по которым текут токи I1=1 А и I2=2 А в одном направлении?
Ответ: 3 А

20. Определите энергию магнитного поля в катушке индуктивности (L=4 Гн), если через нее протекает ток I=2 А.
Ответ: 8 Дж

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (2-й семестр)
1. Система отсчета. Траектория, длина пути, вектор перемещения.
2. Скорость. Средняя скорость. Мгновенная скорость. График скорости от времени.
3. Ускорение и его составляющие.
4. Угловая скорость и угловое ускорение.
5. Законы Ньютона.
6. Закон сохранения импульса. Центр масс.
7. Уравнение движения тела переменной массы.
8. Энергия, работа, мощность.
9. Кинетическая и потенциальная энергии.
10. Закон сохранения энергии.
11. Удар абсолютно упругих тел.
12. Удар абсолютно неупругих тел.
13. Момент инерции.
14. Кинетическая энергия вращения.
15. Момент силы. Уравнение динамики вращательного движения твердых тел.
16. Момент импульса и закон его сохранения.
17. Деформация твердых тел.
18. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения.
19. Сила тяжести. Вес. Невесомость.
20. Напряженность поля тяготения.
21. Работа в поле тяготения.
22. Потенциал поля тяготения.
23. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции.
24. Преобразования Галилея
25. Преобразования Лоренца
26. Следствия преобразований Лоренца
27. Давление в жидкости.
28. Уравнение неразрывности.
29. Уравнение Бернулли.
30. Вязкость. Число Рейнольдса.
31. Методы определения вязкости.
32. Опытные законы идеального газа.
33. Уравнение Клапейрона-Менделеева.
34. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеальных газов.
35. Распределение молекул идеального газа по скоростям.
36. Барометрическая формула. Распределение Больцмана.
37. Среднее число столкновений и средняя длина свободного пробега молекул газа.
38. Теплопроводность, диффузия, внутреннее трение.
39. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул.
40. Первое начало термодинамики.
41. Работа газа при изменении его объема.
42. Теплоемкость газа.
43. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
44. Адиабатический процесс. Политропный процесс.
45. Круговой процесс.
46. Энтропия. Второе начало термодинамики.
47. Тепловые двигатели и холодильные машины. Цикл Карно.
48. Реальные газы, жидкости и твердые тела.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (2-й семестр)
Решите задачу по теме:
1. Система отсчета. Траектория, длина пути, вектор перемещения.
2. Скорость. Средняя скорость. Мгновенная скорость. График скорости от времени.
3. Ускорение и его составляющие.
4. Угловая скорость и угловое ускорение.
5. Законы Ньютона.
6. Закон сохранения импульса. Центр масс.
7. Уравнение движения тела переменной массы.
8. Энергия, работа, мощность.
9. Кинетическая и потенциальная энергии.
10. Закон сохранения энергии.
11. Удар абсолютно упругих тел.
12. Удар абсолютно неупругих тел.
13. Момент инерции.
14. Кинетическая энергия вращения.
15. Момент силы. Уравнение динамики вращательного движения твердых тел.
16. Момент импульса и закон его сохранения.
17. Деформация твердых тел.
18. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения.
19. Сила тяжести. Вес. Невесомость.
20. Напряженность поля тяготения.
21. Работа в поле тяготения.
22. Потенциал поля тяготения.
23. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции.
24. Преобразования Галилея
25. Преобразования Лоренца
26. Следствия преобразований Лоренца
27. Давление в жидкости.
28. Уравнение неразрывности.
29. Уравнение Бернулли.
30. Вязкость. Число Рейнольдса.
31. Методы определения вязкости.
32. Опытные законы идеального газа.
33. Уравнение Клапейрона-Менделеева.
34. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеальных газов.
35. Распределение молекул идеального газа по скоростям.
36. Барометрическая формула. Распределение Больцмана.
37. Среднее число столкновений и средняя длина свободного пробега молекул газа.
38. Теплопроводность, диффузия, внутреннее трение.
39. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул.
40. Первое начало термодинамики.
41. Работа газа при изменении его объема.
42. Теплоемкость газа.
43. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
44. Адиабатический процесс. Политропный процесс.
45. Круговой процесс.
46. Энтропия. Второе начало термодинамики.
47. Тепловые двигатели и холодильные машины. Цикл Карно.
48. Реальные газы, жидкости и твердые тела.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (3-й семестр)
1. Закон сохранения электрического заряда
2. Закон Кулона
3. Напряженность электростатического поля
4. Поток вектора напряженности
5. Принцип суперпозиции электростатических полей
6. Поле диполя
7. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме
8. Поле равномерно заряженной бесконечной плоскости
9. Поле равномерно заряженной сферической поверхности
10. Поле объемно заряженного шара
11. Поле равномерно заряженного бесконечного цилиндра
12. Циркуляция вектора напряженности электростатического поля
13. Потенциал электростатического поля
14. Вычисление напряженности электростатического поля через его потенциал
15. Вычисление разности потенциалов по напряженности электростатического поля
16. Типы диэлектриков, Поляризация диэлектриков
17. Напряженность поля в диэлектрике.
18. Электрическое смещение
19. Теорема Гаусса для электростатического поля в диэлектрике
20. Условие на границе раздела двух диэлектрических сред
21. Сегнетоэлектрики
22. Проводники в электростатическом поле
23. Электрическая емкость уединенного проводника
24. Конденсаторы
25. Параллельное соединение конденсаторов
26. Последовательное соединение конденсаторов
27. Энергия системы зарядов, уединенного проводника и конденсатора.
28. Энергия электростатического поля
29. Постоянный электрический ток
30. Электродвижущая сила и напряжение
31. Закон Ома
32. Температурный коэффициент сопротивления
33. Закон Джоуля-Ленца
34. Закон Ома для неоднородного участка цепи
35. Правила Кирхгофа
36. Элементарная классическая теория электропроводности металлов
37. Вывод основных законов электрического тока в классической теории электропроводности металлов
38. Электронная эмиссия и ее применения
39. Разряд в газах
40. Магнитное поле и его характеристики
41. Магнитная индукция
42. Закон Био-Савара-Лапласа и примеры его применения
43. Закон Ампера
44. Магнитное поле движущегося заряда
45. Действие магнитного поля на движущийся заряд
46. Движение заряженных частиц в магнитном поле
47. Эффект Холла
48. Циркуляция вектора индукции для магнитного поля в вакууме
49. Магнитное поле соленоида и тороида
50. Поток вектора магнитной индукции
51. Работа по перемещению проводника и контура с током в магнитном поле
52. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея
53. Вращение рамки в магнитном поле
54. Вихревые токи
55. Индуктивность контура. Самоиндукция
56. Токи при размыкании и замыкании цепи, содержащей индуктивность
57. Взаимная индукция
58. Трансформаторы
59. Энергия магнитного поля
60. Магнитные свойства вещества
61. Теорема о циркуляции вектора напряженности магнитного поля
62. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля в интегральной форме
63. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля в дифференциальной форме
64. Гармонические колебания и их характеристики
65. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний
66. Механические гармонические колебания
67. Пружинный мятник
68. Физический маятник
69. Свободные затухающие колебания.
70. Вынужденные колебания
71. Амплитуда и фаза вынужденных колебаний. Резонанс
72. Волны. Уравнение бегущей волны
73. Принцип суперпозиции. Групповая скорость
74. Эффект Доплера
75. Электромагнитные волны
76. Основные законы геометрической оптики
77. Оптическая разность хода и условие интерференционного максимума
78. Расчет интерференционный картины от двух источников
79. Интерференция света в тонких пленках
80. Принцип Гюйгенса-Френеля
81. Метод зон Френеля
82. Дифракция на круглом отверстии
83. Дифракция Фраунгофера на одной щели
84. Дифракция Фраунгофера на дифракционной решетке
85. Тепловое излучение и его характеристики
86. Закон Кирхгофа
87. Фотоэлектрический эффект
88. Линейчатый спектр атома водорода
89. Постулаты Бора
90. Корпускулярно-волновой дуализм. Волны де Бройля
91. Волновая функция и ее статистический смысл
92. Уравнение Шредингера
93. Частица в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками
94. Туннельный эффект
95. Атом водорода в квантовой механике
96. Принцип неразличимости тождественных частиц. Фермионы и бозоны
97. Понятие о квантовой статистике Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака.
98. Вырожденный электронный газ в металлах
99. Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа.
100. Дефект массы

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (3-й семестр)
Решите задачу по теме:
1. Закон сохранения электрического заряда
2. Закон Кулона
3. Напряженность электростатического поля
4. Поток вектора напряженности
5. Принцип суперпозиции электростатических полей
6. Поле диполя
7. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме
8. Поле равномерно заряженной бесконечной плоскости
9. Поле равномерно заряженной сферической поверхности
10. Поле объемно заряженного шара
11. Поле равномерно заряженного бесконечного цилиндра
12. Циркуляция вектора напряженности электростатического поля
13. Потенциал электростатического поля
14. Вычисление напряженности электростатического поля через его потенциал
15. Вычисление разности потенциалов по напряженности электростатического поля
16. Типы диэлектриков, Поляризация диэлектриков
17. Напряженность поля в диэлектрике.
18. Электрическое смещение
19. Теорема Гаусса для электростатического поля в диэлектрике
20. Условие на границе раздела двух диэлектрических сред
21. Сегнетоэлектрики
22. Проводники в электростатическом поле
23. Электрическая емкость уединенного проводника
24. Конденсаторы
25. Параллельное соединение конденсаторов
26. Последовательное соединение конденсаторов
27. Энергия системы зарядов, уединенного проводника и конденсатора.
28. Энергия электростатического поля
29. Постоянный электрический ток
30. Электродвижущая сила и напряжение
31. Закон Ома
32. Температурный коэффициент сопротивления
33. Закон Джоуля-Ленца
34. Закон Ома для неоднородного участка цепи
35. Правила Кирхгофа
36. Элементарная классическая теория электропроводности металлов
37. Вывод основных законов электрического тока в классической теории электропроводности металлов
38. Электронная эмиссия и ее применения
39. Разряд в газах
40. Магнитное поле и его характеристики
41. Магнитная индукция
42. Закон Био-Савара-Лапласа и примеры его применения
43. Закон Ампера
44. Магнитное поле движущегося заряда
45. Действие магнитного поля на движущийся заряд
46. Движение заряженных частиц в магнитном поле
47. Эффект Холла
48. Циркуляция вектора индукции для магнитного поля в вакууме
49. Магнитное поле соленоида и тороида
50. Поток вектора магнитной индукции
51. Работа по перемещению проводника и контура с током в магнитном поле
52. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея
53. Вращение рамки в магнитном поле
54. Вихревые токи
55. Индуктивность контура. Самоиндукция
56. Токи при размыкании и замыкании цепи, содержащей индуктивность
57. Взаимная индукция
58. Трансформаторы
59. Энергия магнитного поля
60. Магнитные свойства вещества
61. Теорема о циркуляции вектора напряженности магнитного поля
62. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля в интегральной форме
63. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля в дифференциальной форме
64. Гармонические колебания и их характеристики
65. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний
66. Механические гармонические колебания
67. Пружинный мятник
68. Физический маятник
69. Свободные затухающие колебания.
70. Вынужденные колебания
71. Амплитуда и фаза вынужденных колебаний. Резонанс
72. Волны. Уравнение бегущей волны
73. Принцип суперпозиции. Групповая скорость
74. Эффект Доплера
75. Электромагнитные волны
76. Основные законы геометрической оптики
77. Оптическая разность хода и условие интерференционного максимума
78. Расчет интерференционный картины от двух источников
79. Интерференция света в тонких пленках
80. Принцип Гюйгенса-Френеля
81. Метод зон Френеля
82. Дифракция на круглом отверстии
83. Дифракция Фраунгофера на одной щели
84. Дифракция Фраунгофера на дифракционной решетке
85. Тепловое излучение и его характеристики
86. Закон Кирхгофа
87. Фотоэлектрический эффект
88. Линейчатый спектр атома водорода
89. Постулаты Бора
90. Корпускулярно-волновой дуализм. Волны де Бройля
91. Волновая функция и ее статистический смысл
92. Уравнение Шредингера
93. Частица в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками
94. Туннельный эффект
95. Атом водорода в квантовой механике
96. Принцип неразличимости тождественных частиц. Фермионы и бозоны
97. Понятие о квантовой статистике Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака.
98. Вырожденный электронный газ в металлах
99. Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа.
100. Дефект массы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черноуцан А. И. Краткий курс физики: учебное пособие Москва : Физматлит, 2002 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в moodle "физика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.