Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | Формирование теоретических представлений об особенностях сбора, анализа и хранения информации в рамках инструментальных наблюдений за окружающей средой в России и за рубежом, изучение особенностей развития региональных систем мониторинга с использованием инновационных автоматических измерительных станций за метеорологическими и гидрологическими параметрами природной окружающей среды, методами обработки данных наземного мониторинга. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте; |
ОПК-5 | Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем; |
ПК-1 | Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы поиска новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, основы составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности и обобщения полученных результаты в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструменты полевых исследований; теоретические основы сбора, анализа и хранения данных при проведении инструментальных наблюдений за окружающей средой; теоретические основы диагностики проблемы охраны природы с использованием инструментальных наблюдений за окружающей средой, принципы организации инструментальных измерений, организации сбора, обработки и анализа данных, методологические принципы анализа данных результатов инструментальных измерений и разработки прикладного программного обеспечения по их анализу. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых научных исследований, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, применять на практике изученные методы и подходы, выполнять интерпретацию результатов, применять математические методы как элементов в разработке прикладного программного обеспечения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками постановки проблем и задач, методами комплексных и отраслевых научных исследований, поиска новых достоверных фактов на основе инструментальных наблюдений, опытов и научного анализа мониторинговых данных, обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, формулировки выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов инструментальных исследований и анализа данных об окружающей среде, навыками при организации и проведении инструментальных (мониторинговых) наблюдений за природными процессами, навыками диагностики природных процессов для разработки мероприятий по снижению экологических рисков, охраны природы и устойчивого развития территорий, сбора и обработки данных временных рядов (большие данные) полученных с наземных измерительных систем, разработки алгоритмов и элементов прикладных программ, включающих анализ результатов инструментальных измерений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие положения организации мониторинга окружающей среды | ||||||
1.1. | Введение в мониторинг окружающей природной среды. Мировой опыт в организации мониторинга окружающей среды. Примеры организации мониторинга на национальном уровне. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Агроэкологический мониторинг. Агроэкология как мета-концепция. Блоки агроэкологического мониторинга. Региональные примеры агроэкологического мониторинга в России. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Введение в мониторинг окружающей природной среды. Сбор и подготовка массива исходных данных. | Лабораторные | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Агроэкологический мониторинг. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Чтение литературы по теме. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Метеорологические и гидрологические наблюдения | ||||||
2.1. | Метеорологические наблюдения. Всемирная метеорологическая организация и программы наблюдений. Особенности организации метеорологических наблюдений. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Агрометеорологический мониторинг (атмосфера). Агрометеорология и автоматические метеорологические станции. Интеллектуальные приборы измерений. Гидрологические наблюдения. Измерение речного стока. Непрерывные наблюдения за уровнем поверхностных вод. Параметры. Методы. Приборы. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Метеорологические наблюдения. Использование внешних ресурсов для формирования массовов данных. | Лабораторные | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Агрометеорологический мониторинг (атмосфера). Гидрологические наблюдения. Тестовые задания, задачи на сортировку и сопоставление. Чтение литературы по теме. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Агрометеорологический мониторинг (почвы) | ||||||
3.1. | Температура почвы. Теория и измерения. Теплоемкость и теплопроводность почвы. Законы Фурье. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Вода в почве. Теория и измерение. Объемная влажность почвы. Доступность почвенной влаги растениям. Испарение. Лизиметрический метод измерений. Методы расчета потенциальной и измерения актуальной эвапотранспирации. Эвапорометры. Лизиметры. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Температура почвы. Измеряемые параметры. | Лабораторные | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Вода в почве. Испарение. | Лабораторные | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Сбор и хранение данных агроэкологического мониторинга. Большие данные. Облачные сервисы, загрузка и обработка данных из внешних источников. Открытые базы агрометеоролоических и климатических данных. Картографические сервисы. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Введение в статистический анализ данных | ||||||
4.1. | Данные агрометеорологического мониторинга | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Данные агрометеорологического мониторинга. Расчетное задание 1. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Данные агрометеорологического мониторинга. Выполнение расчетного задания. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Анализ климатических изменений на основе описательной статистики | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Анализ климатических изменений на основе описательной статистики. Расчетное задание 1. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.6. | Анализ климатических изменений на основе описательной статистики. Выполнение расчетного задания. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.7. | Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.8. | Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия. Расчетное задание 1. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
4.9. | Оценка значимости климатических изменений на основе t-критерия. Выполнение расчетного задания. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Анализ климатических трендов | ||||||
5.1. | Линейная модель тренда | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Линейная модель тренда Расчетное задание 2. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Линейная модель тренда. Выполнение расчетного задания. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Оценка качества модели линейного тренда | Лекции | 1 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
5.5. | Оценка качества модели линейного тренда. Расчетное задание 2. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.6. | Оценка качества модели линейного тренда. Выполнение расчетного задания 2. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.7. | Прогнозирование по тренду | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.8. | Прогнозирование по тренду. Расчетное задание 3. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
5.9. | Прогнозирование по тренду. Выполнение расчетного задания 3. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Оценка актуальной и потенциальной эвапотранспирации | ||||||
6.1. | Модель оценки потенциальной эвапотранспирации ФАО 56 | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
6.2. | Расчетное задание 4. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
6.3. | Модель оценки потенциальной эвапотранспирации ФАО 56. Выполнение расчетного задания 4. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Оценка ETa по лизиметрическим измерениям | Лекции | 1 | 1 | ПК-1, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
6.5. | Расчетное задание 5. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
6.6. | Оценка ETa по лизиметрическим измерениям. Выполнение расчетного задания 5. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-1 | Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_АвтоматичИИ_ЦА.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Воскобойников Ю.Е. | Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. | Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Шамраев, А.В. | Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сенников В.А., Ларин Л.Г., Белолюбцев А.И., Коровина Л.Н. | Практикум по агрометеорологии: практикум | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Ганичева А.В. | Прикладная статистика: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Онлайн курс на платформе Stepik.org Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных | stepik.org | ||
Э2 | Грингоф И.Г., Фёдорова З.С. Белолюбцев А.?И., Малахова С.?Д. Практикум по агрометеорологии. Часть I. Метеорологические измерения и наблюдения. Часть II. Агрометеорологические измерения и наблюдения: Учебное пособие. Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД»,?2018 384 с. | ipk.meteorf.ru | ||
Э3 | Бондарович А., Понькина Е., Россова А., Шмидт Г., Иллигер П. Оценка потенциальной и актуальной эвапотранспирации на основе метеорологических и лизиметрических данных: учеб.-метод. пособие. Барнаул : АлтГУ, 2019. | URL: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/8616 | ||
Э4 | Онлайн-модули обучения для программ географов и экологических наук с участием в институте, Университет Мартина-Лютера Галле-Виттенберг | www.geo.uni-halle.de | ||
Э5 | GEOVLEX – это электронное обучение с использованием геоинформационных онлайн-сервисов, Университет Мартина-Лютера Галле-Виттенберг | mars.geographie.uni-halle.de | ||
Э6 | Официальный сайт Всемирной метеорологической организации(ВМО) | public.wmo.int | ||
Э7 | ВМО-№ 8, 2014: Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений | ipk.meteorf.ru | ||
Э8 | ВМО-№ 100, 2018 Руководство по климатологической практике | ipk.meteorf.ru | ||
Э9 | Программа(ФАО) для расчета потенциальной эвапотранспирации «ETo Calculator» | www.fao.org | ||
Э10 | Руководство ФАО: «Десять компонентов агроэкологии: руководство по переходу к устойчивым агропродовольственным системам» | www.fao.org | ||
Э11 | ВМО-№ 1239. Руководящие принципы ВМО по новым вопросам в области данных. | library.wmo.int | ||
Э12 | Онлайн курс "Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных" | online.edu.ru | ||
Э13 | Онлайн курс на открытом образовательном портале | public.edu.asu.ru | ||
Э14 | Онлайн курс на едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, Microsoft Office 2010, 7-Zip, AcrobatReader, ETo calculatorMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)». При разработке онлайн курса для различных магистерских программ был использован принцип асинхронной организации учебного процесса: метод обучения, в процессе которого контакт между сторонами процесса осуществляется с задержкой во времени, что увеличивает доступность обучения для различных групп студентов, включая, например, работающих специалистов, иностранных студентов в зарубежных странах. Благодаря развитию информационных технологий и современному программному обеспечению, асинхронные среды обучения обеспечивают «высокую степень интерактивности» между участниками, которые отделены друг от друга географически и во времени. Основные подходы, реализуемые в ОК: • сочетание сетевого / совместного взаимодействия с ведущими вузами / профильными организациями и предприятиями: предоставляет студентам бо'льшую свободу в выборе места и программы обучения, предполагает перезачет курсов, полученных в другом вузе (без этого условия академическая мобильность невозможна), накопление профессиональных знаний, умений (студент может получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.); • внедрение интенсивных технологий обучения (компьютерные технологии; технологии, базирующиеся на графических и матричных методах сжатия информации); • переход от традиционного обучения к новым видам работы в электронной среде: динамический, вариативный электронный курс позволяет индивидуализировать процесс обучения, проектировать индивидуальные траектории обучения, причем «в удобное время и в удобном месте», с возможностью модификации учебного материала и технических решений. В целом весь образовательный процесс строится в логике деятельности. Преподаватель при этом становится не просто активным участником процесса, а человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию, сопровождающим и активизирующим самостоятельную деятельность студентов по решению практических или теоретически значимых профессиональных проблем и задач Лекционные занятия предлагается освоить в формате онлайн на платформе Stepik: URL: https://stepik.org/course/82882/syllabus/ в сочетании с консультированием в виде «комментариев», которые «встроены» в уроках курса, либо консультаций с использованием широкого набора современных «коммуникаторов»: Zoom, Skype, WhatsApp, а также очных консультаций. Онлайн-курс содержит 6 учебных модулей, в каждом модуле содержится несколько уроков. Общий (рекомендуемый) срок обучения составляет 9 недель. Рекомендуемое время прохождения каждого модуля представлено в таблице, хотя мы понимаем, что скорость обучения является индивидуальной. Модуль 1 1 неделя Модуль 2 1 неделя Модуль 3 1 неделя Модуль 4 1 неделя Модуль 5 2 недели Модуль 6 2 недели Итоговый тест 1 неделя На каждой учебной неделе студентам необходимо изучить несколько коротких видео-лекций (от 10 до 15 минут), закрепить пройденный материал посредством изучения текстовых лекций и выполнения практических заданий. Лекционные материалы чередуются с простыми тестами для проверки понимания изученного материала. Прохождение урока, осуществляется посредством прохождения шагов. В левой верхней части окна расположены индикаторы прохождения урока. Вы можете перемещаться в рамках одного урока используя данные опции. Для усвоения лекционного материала предусмотрены как видео-лекции, размещенные по адресу, так и аудиторные лекционные занятия. Текстовые лекции содержат также списки рекомендованной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Работая над материалами лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям. Важно в ходе освоения курса закрепить полученные знания на практике. Вам будут предложены различные варианты заданий. Все практические занятия, особенно тестовые вопросы в основном построены на закреплении лекционного материала. Для более углубленного понимания той или иной темы предлагаются: табличные и текстовые задачи, задачи на сопоставление и сортировку, а также на статистическую обработку и анализ данных. Результат решения каждой задачи оценивается в баллах. Набранную сумму в баллах вы видите с соответствующем поле. Решать задачу можно многократно, неверные попытки (как правило ограничение 3 попытки) не учитываются при начислении баллов. Платформа Stepik, на которой разработан онлайн курс обладает «дружественным» для пользователя интерфейсом. Например, в каждом задании существует опция «публичного комментария». По – существу «публичный комментарий» позволит в случае необходимости развернуть дискуссию и в общем-то осуществлять консультационную работу. Все публичные комментарии в режиме онлайн поступают на e-mail преподавателей, а наличие мобильного интернета позволяет осуществлять незамедлительный обмен информации между студентами и преподавателями. Подготовка студента к занятию следует начинать с прослушивания видео-лекций, чтения текстовых конспектов-лекций, а также изучения рекомендованной литературы. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD) » не предусмотрены. Методические указания обучающимся при выполнении курсовых работ. Курсовые работы по дисциплине «Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга природной среды (при поддержке DAAD)» не предусмотрены. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы. В курсе выделены специальные практические задания, которые требуют более активного участия студента в освоение дополнительного материала. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы студента. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное между студентами и преподавателями обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. |