МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии пространственного анализа и моделирования динамики природных процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 166
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 166 166 166 166
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Понькина Е.В.;к.т.н., Доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии пространственного анализа и моделирования динамики природных процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является получение знаний и навыков в области разрабатки и применения математических методов и цифровых технологий пространственного и моделирования динамики природных процессов, применения данных методов для разработки прикладного программного обеспечения и его компонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать прикладные проекты по анализу данных (включая большие данные), осуществлять сбор и организовывать хранение данных, подбирать методы, технологии и программные средства обработки данных, выполнять экономическое обоснование реализации проекта и анализ его эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические принципы анализа динамики природных процессов на основе данных временных рядов (включая большие данные), принципы использования методов и алгоритмов для разработки прикладного программного обеспечения для решения задач прикладной области, в частности задач, связанных с устойчивым развитием территорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике изученные методы и подходы, выполнять интерпретацию результатов, применять математические методы как элементов в разработке прикладного программного обеспечения и цифровых сервисов анализа данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами, технологиями и языками программирования для обеспечения сбора (data collection, data mining) и обработки данных (большие данные) для решения задач анализа даинамики природных процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы анализа временных рядов
1.1. Постановка задачи пространственного анализа и моделирования динамики природных процессов. Классификация прикладных задач разработки цифровых сервисов анализа данных динамики природных процессов. Базы и банки данных о климате, природных явлениях. Использование баз данных в процессиональной деятельности. Примеры прикладных задач. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.2. Задача анализа климатических изменений. База данных РОСГИДРОМЕТ. Анализ климатических изменений на территории России по данным метеостанций. Концепция цифрового сервиса. Анализ и прогнозирование климатических характеристик территории на основе линейных трендов, адаптивные модели ARMA, ARIMA, ARCH, GARCH. Лекции 2 6 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.3. Задача анализа динамики влажностного режима почв и доступности почвенной влаги. Инструменты сбора данных, хранение данных, форматы данных, работа с базой PostGres, импорт и обработка данных. Сглаживание данных, фильтрация. Восстановление пропусков в данных при использовании адаптивных и линейных моделей аппроксимации, полиномиальная аппроксимация. Лекции 2 6 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.4. Проектирование сервиса непрерывного мониторинга почвенно-гидрологических параметров (dashboard). Имитация климатических условий по выбору года аналога. Имитационное моделирование процесса ирригации. Оценка экономических эффектов в системе орошения и оптимального режима расхода водных ресурсов. Лекции 2 4 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.5. Анализ климатических изменений. Формирование массива данных. Разработка алгоритма и прогаммы обработки данных на языке R/Python анализа климатических изменений на территории РФ по данным метеостанций, прогноз климатических изменений до 2050 г. Сравнительный анализ вариантов прогноза, полученных на основе различных моделей. Практические 2 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.6. Чтение литературы, выполнение задания. Сам. работа 2 40 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.7. Анализ динамики влажностного режима почв и доступности почвенной влаги, оценка эвапотранспирации. Работа с базой PostGres, импорт и обработка данных. Разработка алгоритмов и программ на языке R/Python сглаживание данных, фильтрация, восстановления пропусков в данных при использовании адаптивных и линейных моделей аппроксимации, полиномиальной аппроксимации. Практические 2 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.8. Чтение литературы, выполнение задания. Сам. работа 2 40 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.9. Проектирование сервиса непрерывного мониторинга почвенно-гидрологических параметров (dashboard фермера). Реализация имитации климатических условий по выбору года аналога и оценкой уровня влажности почвы по уровням и доступности почвенной влаги. Оценка расхода воды на орошение при различных сценариях работы оросительной системы. Калибровка системы - достижение оптимальных параметров (минимизация расхода влаги) при заданных климатических условиях. Оценка экономических эффектов в системе орошения и оптимального режима расхода водных ресурсов. Практические 2 10 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
1.10. Чтение литературы, выполнение задания. Сам. работа 2 40 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
1.11. Подведение итогов работы. Подготовка к презентации и защите проектов. Практические 2 2 ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1
1.12. Завершение проекта и подготовка к презентации и защите. Сам. работа 2 46 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Подкорытова О.А., Соколов М.В. АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Баусова З.И., Жаркова Е.В., Козлов А.Л., Коробасова Ю.А. Имитационное моделирование бизнес-процессов : учебно-методическое пособие Пенза : ПензГТУ, 2013 e.lanbook.com
Л1.3 Ю. Г. Карпов Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5: БХВ-Петербург, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Ганичева А.В. Прикладная статистика: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Орлов А.И. Прикладная статистика: М.: Экзамен, 2004 biblioclub.ru
Л2.4 Бериков В. Б. Эконометрика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books
Э5 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-zip, Acrobat reader, Python/R, Google colaboratory.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.