МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные графические редакторы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кн. искусствоведения, Доцент, Турлюн Л.Н.

Рецензент(ы):
доктор искуствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Современные графические редакторы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 02.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кн.искусствоведения Кирюшина Ю.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 02.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кн.искусствоведения Кирюшина Ю.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современные графические редакторы» являются формирование навыков работы с современными графическими редакторами, развитие проектного мышления будущих специалистов в области цифрового дизайна и прикладной информатики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна
ПК-3.1 Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
ПК-3.2 Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
ПК-3.3 Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы обработки цифрового изображения, функциональные возможности прикладного программного обеспечения при выполнении дизайн-проектов для информационной среды, основные приемы работы с цветом, формой, композицией в редакторах векторной и растровой графики
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать эффективные средства для разработки дизайн-проекта с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, использовать графические редакторы для разработки дизайн-проектов с учетом разных потребностей пользователей информационных систем, использовать графические редакторы для выполнения дизайн-проекта на основе понимания принципов развития современной визуальной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и методами работы в современных графических редакторах для выполнения дизайн-проекта для информационной среды, навыками автоматизации и оптимизации работы в графических редакторах, навыками использования онлайн-приложений для редактирования графических файлов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и ключевые понятия дисциплины "Современные графические редакторы"
1.1. Введение в дисциплину "Современные графические редакторы". Ключевые понятия Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Системы компьютерной графики Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Характеристика одной из систем комьютерной графики Сам. работа 5 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные тенденции развития прикладного программного обеспечения в области цифрового дизайна Сам. работа 5 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретические и прикладные аспекты развития современных графических редакторов
2.1. Теоретические основы обработки изображений: Размер изображения, разрешение и муар-эффект. Сглаживание изображений. Оптимизация яркости и контраста. Цветовая коррекция и цветовая компрессия. Цифровые фильтры Практические 5 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Основные графические редакторы векторной и растровой графики Лекции 5 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Обзор функциональных возможностей современных графических онлайн-редакторов Практические 5 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Программы для анимации и обработки видео Практические 5 2 Л1.3, Л2.2
2.5. Редакторы для работы с трехмерной графикой Лекции 5 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Выполнение презентационного проекта по одному из видов графических редакторов Сам. работа 5 14 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Разработка и презентация дизайн-проекта векторной, растровой или трехмерной графики Сам. работа 5 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Графический пакет компаини Adobe
3.1. Работа с графическим пакетом Adobe Практические 5 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Тенденции развития прикладного программного обеспечения в области дизайна. Метод работы технологии на базе искусственного интеллекта и машинного обучения Adobe Sensei Практические 5 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Создание дизайн-проектов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета Adobe Systems Сам. работа 5 10 Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Обзор прикладного программного обеспечения для проектирования в области цифрового дизайна на примере продуктов Adobe Сам. работа 5 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Графические редакторы для работы с векторной графикой. CorelDRAW Graphics Suite
4.1. Работа с графическим пакетом CorelDRAW Практические 5 4 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.2. Метод работы с векторными объектами на основе разработок в области искусственного интеллекта Практические 5 4 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.3. Обзор редакторов векторной графики для современных проектов в области цифрового дизайна. Sketch, Figma. Практические 5 10 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Обзор функциональных возможностей современных редакторов векторной и растровой графики на примере одного дизайн-проекта Сам. работа 5 6 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3.1 Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
ПК-3.2 Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
ПК-3.3 Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к художественному проектированию объектов дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Для какого типа работ обычно используется векторная графика?
A) Ретуширование фотографий
B) Работа с текстом
C) Создание логотипов
D) Работа с цветами
Ответ: C) Создание логотипов

2.Какое расширение файла чаще всего ассоциируется с файлами Adobe Photoshop?
A) .jpg
B) .psd
C) .svg
D) .png
Ответ: B) .psd

3.В каком графическом редакторе можно работать с трехмерными моделями?
A) Adobe Illustrator
B) CorelDRAW
C) Blender
D) GIMP
Ответ: C) Blender
4.Какая из следующих команд используется для отмены последнего действия в большинстве графических редакторов?
A) Ctrl+Z
B) Ctrl+C
C) Ctrl+X
D) Ctrl+S
Ответ: A) Ctrl+Z

5.Какой инструмент в Adobe Photoshop используется для выделения объектов на изображении?
A) Кисть
B) Волшебная палочка
C) Рука
D) Очистка
Ответ: B) Волшебная палочка

6.Какое преимущество имеют растровые изображения над векторными изображениями в контексте фотографий?
A) Без потери качества можно увеличивать размер изображения
B) Изображения занимают меньше места на диске
C) Они подходят для создания логотипов
D) Они содержат текстовую информацию
Ответ: A) Без потери качества можно увеличивать размер изображения

7.Какой формат файла обычно используется для хранения прозрачных изображений?
A) .jpg
B) .png
C) .gif
D) .bmp
Ответ: B) .png

8.Какой инструмент в графических редакторах используется для изменения яркости, контраста и цветового баланса изображения?
A) Карандаш
B) Кисть
C) Фильтр
D) Регуляторы (яркость/контраст)
Ответ: D) Регуляторы (яркость/контраст)

9.Какой из перечисленных графических редакторов является бесплатным и с открытым исходным кодом?
A) Adobe Photoshop
B) GIMP
C) CorelDRAW
D) Adobe Illustrator
Ответ: B) GIMP

10.Какой инструмент в Adobe Illustrator используется для создания текстовых объектов?
A) Карандаш
B) Кисть
C) Текстовое поле
D) Ластик
Ответ: C) Текстовое поле

11.Какая команда используется для сохранения текущего проекта в большинстве графических редакторов?
A) Save As
B) Export
C) Copy
D) Print
Ответ: A) Save As

12.Какой инструмент в графических редакторах используется для вырезания части изображения и перемещения их в другое место?
A) Кисть
B) Волшебная палочка
C) Выделение и копирование
D) Рука
Ответ: C) Выделение и копирование

13.Для чего используется инструмент "Контур" в графических редакторах?
A) Для замены цветов на изображении
B) Для создания обводки вокруг объекта
C) Для изменения размера изображения
D) Для добавления текста
Ответ: B) Для создания обводки вокруг объекта

14.Какой графический редактор наиболее подходит для создания и редактирования векторных иконок?
A) Adobe Photoshop
B) CorelDRAW
C) GIMP
D) Adobe Illustrator
Ответ: D) Adobe Illustrator

15.Какой инструмент позволяет изменять цвета объектов в графических редакторах?
A) Заливка
B) Слои
C) Ретушь
D) Инструмент "Текст"
Ответ: A) Заливка


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое графический редактор?
Ответ: Графический редактор - это программное обеспечение для создания, редактирования и обработки изображений.

2.Какие основные функции выполняют графические редакторы?
Ответ: Основные функции графических редакторов включают создание, редактирование, манипуляции и обработку изображений.

3.Какие популярные графические редакторы существуют на рынке?
Ответ: Photoshop, Illustrator, CorelDRAW, GIMP, и другие.

4.Для чего используется инструмент "Кисть" в графическом редакторе?
Ответ: Инструмент "Кисть" используется для рисования и раскрашивания изображений.

5.Что такое слой в графическом редакторе, и для чего он нужен?
Ответ: Слой - это отдельный уровень в изображении, который позволяет независимо редактировать элементы изображения без влияния на другие слои.

6.Что такое масштабирование изображения, и как это делается в графическом редакторе?
Ответ: Масштабирование - это изменение размера изображения. В графическом редакторе это делается с помощью инструментов изменения размера или масштабирования.

7.Какие форматы файлов поддерживаются в графических редакторах?
Ответ: Графические редакторы поддерживают различные форматы файлов, такие как JPEG, PNG, GIF, TIFF, PSD и другие.

8.Какие инструменты используются для вырезания и копирования части изображения?
Ответ: Инструменты "Лассо", "Маркер", и "Волшебная палочка" используются для выделения и вырезания части изображения.

9.Что такое цветовая палитра, и как она используется в графических редакторах?
Ответ: Цветовая палитра - это набор доступных цветов. В графических редакторах она используется для выбора цветов для рисования и заливки.

10.Какая разница между растровой и векторной графикой?
Ответ: Растровая графика представляет изображение как совокупность пикселей, в то время как векторная графика использует геометрические фигуры для описания изображения.
11.Для чего применяют фильтры в графическом редакторе?
Ответ: Фильтры используются для изменения внешнего вида изображения, добавления эффектов и коррекции цветовой схемы.

12.Что представляет собой "режим наложения" (blending mode) в графическом редакторе?
Ответ: Режим наложения определяет, как цвета на одном слое взаимодействуют с цветами на другом слое, что может создавать различные эффекты.

13.Каким образом можно создать градиент в графическом редакторе?
Ответ: Градиент создается путем перехода от одного цвета к другому по определенной траектории на изображении.

14.Какие инструменты позволяют изменять яркость и контрастность изображения?
Ответ: Инструменты для изменения яркости и контрастности включают в себя "Яркость/Контрастность" и "Кривые".

15.Для чего используется инструмент "Штамп" (Clone Stamp) в графическом редакторе?
Ответ: Инструмент "Штамп" используется для клонирования одной части изображения и копирования ее на другую часть изображения.

16.Какие инструменты предназначены для работы с текстом в графическом редакторе?
Ответ: Инструменты "Текст", "Текстовое поле" и "Текстовая область" предназначены для работы с текстом.

17.Что такое маска слоя, и для чего она используется?
Ответ: Маска слоя определяет, какие части слоя видимы или скрыты. Она используется для создания эффектов прозрачности и выделения.

18.Какие методы могут быть использованы для создания эффектов градиента и текстуры в графических редакторах?
Ответ: Для создания градиентов можно использовать инструменты градиента, а для текстуры - фильтры и маски текстуры.

19.Какие элементы композиции следует учитывать при создании дизайна в графических редакторах?
Ответ: Элементы композиции включают баланс, контраст, ритм, пропорции, иерархию и единство дизайна.

20.Какие особенности и инструменты предоставляются для работы с текстом в графических редакторах?
Ответ: Графические редакторы предоставляют инструменты для выбора шрифтов, размера текста, выравнивания и применения специальных эффектов к тексту.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине

Типовые практические задания текущего контроля и промежуточной аттестации

1. Обзор современных графических онлайн-редакторов
2. UX, юзабилити — история возникновения: разработка проекта визуализации тематической информации средствами графического редактора
3. Создание интерфейсов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета CorelDRAW Graphics Suite
4. Обзор современных графических онлайн-редакторов.
5. Создание интерфейсов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета Adobe Systems
6. Создание буклета средствами векторного графического редактора
7. Создание каталога средствами векторного графического редактора.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Божко А. Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Молочков В. П. Работа в CorelDRAW Graphics Suite X7: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Молочков, В.П. Adobe Photoshop CS6: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
Л2.2 А. Н. Лаврентьев [и др.] Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Хахаев И.А. Свободный графический редактор GIMP: первые шаги: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Behance :: Best of Behance www.behance.net
Э2 Figma: the collaborative interface design tool. www.figma.com
Э3 Adobe Россия: решения для творчества, маркетинга и работы www.adobe.com
Э4 Электронный курс в едином образовательном партале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
Blender
CorelDRAW Graphics Suite
Autodesk 3ds Max Design
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронный курс на едином образовательном партале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3919

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение лекционных и практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта в области работы с графическими редакторами разных типов, цифрового дизйана в целом, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.