Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | овладение методами изобразительного языка академической живописи и академического рисунка, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий. Выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе в сфере цифрового дизайна. Получение знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна |
ПК-3.1 | Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса |
ПК-3.2 | Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса |
ПК-3.3 | Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теорию и практику живописных и графических работ; способы и средства графической подачи проектной документации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | методически грамотно вести работу над графическим или живописным произведением. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разнообразными графическими и живописными техниками; навыками изобразительного искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы рисунка и живописи | ||||||
1.1. | Значение рисунка и живописи в профессиональной деятельности дизайнера. | Лекции | 5 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основа графического языка. Тон и тоновая растяжка | Практические | 5 | 2 | ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Построение куба. | Практические | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Основы линейной перспективы. Точка схода. | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.5. | Построение цилиндра | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.6. | Рисование предметов конусообразной формы. | Сам. работа | 5 | 19 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.7. | Натюрморт из гипсовых тел | Сам. работа | 5 | 18 | Л1.3 | |
1.8. | Цветовой круг. | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.9. | Теплые и холодные цвета. Цветовые растяжки. | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.10. | Свойства цвета: светлота, насыщенность. | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.11. | Техника акварельной живописи. | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.12. | Техника живописи гуашью | Практические | 5 | 2 | Л1.3 | |
1.13. | Рисунок куба в разных ракурсах. | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.14. | Натюрморт из 2-х предметов быта в технике гризайль. | Сам. работа | 5 | 9 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.15. | Техники графического рисунка | Практические | 5 | 4 | Л1.3 | |
1.16. | Материалы и техники графики. | Практические | 5 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.17. | Натюрморт из 2-х предметов быта. Линейно-конструктивное построение. | Практические | 5 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.18. | Рисунки тел вращения. | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.19. | Живописные этюды простых по форме предметов быта | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
1.20. | Зарисовки листьев деревьев разных пород | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Работа с гуашью | ||||||
2.1. | Гуашь. Особенности работы гуашью. | Лекции | 6 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Реалистичное и декоративное изображение фруктов в технике гуашевой живописи. | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Живописные этюды овощей и фруктов. | Сам. работа | 6 | 18 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Зарисовки простых предметов быта (кружки, бидоны, книги и т.п.) | Сам. работа | 6 | 18 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Декоративная живопись | ||||||
3.1. | Основы декоративной живописи | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.2. | Реалистичное и декоративное изображение деревьев. | Практические | 6 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.3. | Этюды и зарисовки цветов. | Практические | 6 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.4. | Натюрморт в изобразительном искусстве. | Практические | 6 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.5. | Искусство светотени в живописи и рисунке | Практические | 6 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.6. | Натюрморт в теплой цветовой гамме | Практические | 6 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.7. | Натюрморт в холодной цветовой гамме. | Сам. работа | 6 | 18 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.8. | Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм | Практические | 6 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 | |
3.9. | Зарисовки карандашом веток деревьев. | Сам. работа | 6 | 18 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3782 ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры Примеры вопросов и заданий закрытого типа: Вопрос 1 Какое из перечисленных утверждений является верным? А) Графика является одним из видов изобразительного искусства; Б) Графика не является одним из видов изобразительного искусства; В) Графика является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Ответ: А Вопрос 2 Что в переводе с латинского означает слово «натюрморт»? А) «Мертвая вода»; Б) «Мертвая натура»; В) «Чистые краски». Ответ: Б Вопрос 3 Верно ли, что линия является основным средством выразительности в графике? А) Это не верно; Б) Да, это верно; В) Не всегда. Ответ: Б Вопрос 4 Верно ли, что при рисовании с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы? А) Можно не учитывать; Б) Частично учитывать; В) Необходимо учитывать законы линейной перспективы. Ответ: В Вопрос 5 Верно ли, что графитные карандаши имеют различную степень мягкости? А) Да, это верно; Б) Графитные карандаши все одинаковые; В) Графитные карандаши бывают только твердые. Ответ: А Вопрос 7 Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции? А) Да, можно не соблюдать ; Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции; В) Для рисунка законы композиции не применяются. Ответ Б Вопрос 8 Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета? А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета; Б) Штриховать можно без учета формы предмета; В) В рисунке штриховка не применяется. Ответ: А Вопрос 9 Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы? А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается; Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива; В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе. Ответ: Б Вопрос 10 Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения? А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности; Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции; В) Учитывать законы перспективы не обязательно. Ответ: А Вопрос 11 Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени? А) В рисунке светотень не учитывается; Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке; В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени. Ответ: В Вопрос 12 Какое из утверждений является верным? А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме; Б) Линогравюра – это гравюра на дереве; В) Линогравюра – это гравюра на камне. Ответ: А Вопрос 13 Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица? А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются; Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица; В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов. Ответ: Б Вопрос 14 Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка? А) Да, это верно; Б) Нет, это не верно; В) Тональные отношения используются только в живописи. Ответ: А Вопрос 15 Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел? А) Да, это верно; Б) Это не верно; В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста. Ответ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Вопросы открытого типа Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта? Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте. Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта? Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства Вопрос 3 Что такое графика? Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт? Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п. Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете? Ответ: фронтальная и угловая перспектива Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе? Ответ: две точки схода Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета? Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона? Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете? Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п. Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы? Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка. Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение. Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство? Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно. Вопрос 13 Зачем дизайнеру по костюму и текстилю уметь рисовать? Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру по костюму и текстилю освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня. Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера одежды? Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете? Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра. Вопрос 16 Художественный образ - это Ответ: форма мышления в искусстве. Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве? Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком. Вопрос 18 Академический рисунок - это Ответ: это рисунок выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству. Вопрос 19 Что такое центральная симметрия? Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра Вопрос 20 Что такое эскиз? Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС дисциплины |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС дисциплины |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. И. Нехвядович, В. И. Бочковская, Н. В. Гречнева | Живопись: пленэр : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1512 |
Л1.2 | И.К. Лукина | Рисунок и перспектива : учебное пособие | Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142463 |
Л1.3 | И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко | Рисунок и живопись: учебное пособие | Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бесчастнов, Н.П. | Сюжетная графика : учебное пособие | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна | Введение в историю искусств: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс на образовательном портале "Рисунок и живопись" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) -- | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рисунок и живопись – это система реалистичного изображения предметов, исходя из конструктивных и цветовых особенностей. Процесс изучения дисциплины осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение двух семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая стилизацией натюрморта. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий. Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, которая поможет студенту качественно выполнить задание. |