МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рисунка и живописи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы рисунка и живописи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методами изобразительного языка академической живописи и академического рисунка, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий. Выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе в сфере цифрового дизайна. Получение знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна
ПК-3.1 Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
ПК-3.2 Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
ПК-3.3 Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и практику живописных и графических работ;
способы и средства графической подачи проектной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.методически грамотно вести работу над графическим или живописным произведением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными графическими и живописными техниками;
навыками изобразительного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рисунка и живописи
1.1. Значение рисунка и живописи в профессиональной деятельности дизайнера. Лекции 5 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Основа графического языка. Тон и тоновая растяжка Практические 5 2 ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Построение куба. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Основы линейной перспективы. Точка схода. Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Построение цилиндра Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Рисование предметов конусообразной формы. Сам. работа 5 19 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Натюрморт из гипсовых тел Сам. работа 5 18 Л1.3
1.8. Цветовой круг. Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Теплые и холодные цвета. Цветовые растяжки. Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Свойства цвета: светлота, насыщенность. Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Техника акварельной живописи. Практические 5 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Техника живописи гуашью Практические 5 2 Л1.3
1.13. Рисунок куба в разных ракурсах. Сам. работа 5 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Натюрморт из 2-х предметов быта в технике гризайль. Сам. работа 5 9 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Техники графического рисунка Практические 5 4 Л1.3
1.16. Материалы и техники графики. Практические 5 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.17. Натюрморт из 2-х предметов быта. Линейно-конструктивное построение. Практические 5 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.18. Рисунки тел вращения. Сам. работа 5 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.19. Живописные этюды простых по форме предметов быта Сам. работа 5 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.20. Зарисовки листьев деревьев разных пород Сам. работа 5 8 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Работа с гуашью
2.1. Гуашь. Особенности работы гуашью. Лекции 6 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Реалистичное и декоративное изображение фруктов в технике гуашевой живописи. Практические 6 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Живописные этюды овощей и фруктов. Сам. работа 6 18 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Зарисовки простых предметов быта (кружки, бидоны, книги и т.п.) Сам. работа 6 18 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Декоративная живопись
3.1. Основы декоративной живописи Лекции 6 2 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Реалистичное и декоративное изображение деревьев. Практические 6 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Этюды и зарисовки цветов. Практические 6 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Натюрморт в изобразительном искусстве. Практические 6 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Искусство светотени в живописи и рисунке Практические 6 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Натюрморт в теплой цветовой гамме Практические 6 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.7. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Сам. работа 6 18 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.8. Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм Практические 6 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.9. Зарисовки карандашом веток деревьев. Сам. работа 6 18 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн–курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3782

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3 способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры
Примеры вопросов и заданий закрытого типа:
Вопрос 1 Какое из перечисленных утверждений является верным?
А) Графика является одним из видов изобразительного искусства;
Б) Графика не является одним из видов изобразительного искусства;
В) Графика является разновидностью декоративно-прикладного искусства.
Ответ: А
Вопрос 2 Что в переводе с латинского означает слово «натюрморт»?
А) «Мертвая вода»;
Б) «Мертвая натура»;
В) «Чистые краски».
Ответ: Б
Вопрос 3 Верно ли, что линия является основным средством выразительности в графике?
А) Это не верно;
Б) Да, это верно;
В) Не всегда.
Ответ: Б
Вопрос 4 Верно ли, что при рисовании с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) Можно не учитывать;
Б) Частично учитывать;
В) Необходимо учитывать законы линейной перспективы.
Ответ: В
Вопрос 5 Верно ли, что графитные карандаши имеют различную степень мягкости?
А) Да, это верно;
Б) Графитные карандаши все одинаковые;
В) Графитные карандаши бывают только твердые.
Ответ: А
Вопрос 7 Верно ли, что в рисунке не нужно соблюдать основные законы композиции?
А) Да, можно не соблюдать ;
Б) Нужно обязательно соблюдать основные законы композиции;
В) Для рисунка законы композиции не применяются.
Ответ Б
Вопрос 8 Верно ли утверждение, что штриховка в учебном рисунке натюрморта должна накладываться по форме предмета?
А) Штриховка в рисунке должна накладываться по форме предмета;
Б) Штриховать можно без учета формы предмета;
В) В рисунке штриховка не применяется.
Ответ: А
Вопрос 9 Верно ли, что при построении куба с натуры необходимо учитывать законы линейной перспективы?
А) При построении куба с натуры перспектива не учитывается;
Б) При построении куба с натуры обязательно учитывается линейная перспектива;
В) Куб с натуры нужно строить в обратной перспективе.
Ответ: Б
Вопрос 10 Верно ли, что при построении цилиндра с натуры обязательно учитывать законы перспективного сокращения?
А) При построении цилиндра с натуры необходимо учитывать законы перспективного сокращения окружности;
Б) При рисовании цилиндра с натуры нужно только учитывать его пропорции;
В) Учитывать законы перспективы не обязательно.
Ответ: А
Вопрос 11 Верно ли, что объем предмета можно передать с помощью светотени?
А) В рисунке светотень не учитывается;
Б) С помощью светотени нельзя показать объем предметов в рисунке;
В) Объем предметов в рисунке можно передать с помощью светотени.
Ответ: В
Вопрос 12 Какое из утверждений является верным?
А) Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме;
Б) Линогравюра – это гравюра на дереве;
В) Линогравюра – это гравюра на камне.
Ответ: А
Вопрос 13 Верно ли, что при рисовании портрета человека необязательно учитывать пропорции частей лица?
А) При рисовании портрета человека, пропорции частей его лица не учитываются;
Б) Очень важно при рисовании портрета учитывать пропорции его лица;
В) При рисовании портрета человека, нужно придерживаться утвержденных канонов.
Ответ: Б
Вопрос 14 Верно ли, что точные тональные отношения - это основа грамотного учебного рисунка?
А) Да, это верно;
Б) Нет, это не верно;
В) Тональные отношения используются только в живописи.
Ответ: А
Вопрос 15 Верно ли, что законы линейной перспективы не обязательно учитывать при рисовании с натуры гипсовых тел?
А) Да, это верно;
Б) Это не верно;
В) При рисовании гипсовых тел используют законы контраста.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа
Вопрос 1 Что такое тональные отношения в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: степень различия по тону всех предметов в натюрморте.
Вопрос 2 Для чего необходимо применять законы линейной перспективы в учебном рисунке натюрморта?
Ответ: для реалистического изображения самих предметов и передачи пространства
Вопрос 3 Что такое графика?
Ответ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка
Вопрос 4 Что такое сюжетно-тематический натюрморт?
Ответ: это натюрморт, где все предметы связаны между собой общей идеей, например: «Чаепитие» и т.п.
Вопрос 5 Какие виды линейной перспективы Вы знаете?
Ответ: фронтальная и угловая перспектива
Вопрос 6 Сколько точек схода будет при рисовании куба в угловой перспективе?
Ответ: две точки схода
Вопрос 7 Что такое основные пропорции предмета?
Ответ: это отношение ширины предмета к его высоте
Вопрос 8 Зачем при рисовании натюрморта из бытовых предметов необходимо использовать разную силу тона?
Ответ: для того чтобы показать различную степень тональности предметов в натюрморте
Вопрос 9 Какие графические художественные материалы Вы знаете?
Ответ: графитные карандаши, тушь, соус, сангина, уголь рисовальный, маркеры и т.п.
Вопрос 10 Зачем нужно уметь строить эллипсы?
Ответ: для реалистичного изображения любых предметов, в основе которых лежит окружность (ваза, бидон) необходимо уметь строить эллипс
Вопрос 11 Назовите основные задачи учебного академического рисунка.
Ответ: грамотная композиция изображения в листе, правильное конструктивное построение, соблюдение пропорций, верное тональное решение.
Вопрос 12 Какие графические приемы нужно использовать в учебном рисунке натюрморта чтобы показать пространство?
Ответ: все предметы, находящиеся на первом плане нужно прорисовывать четко и контрастно, а предметы дальнего плана более мягко, воздушно.
Вопрос 13 Зачем дизайнеру по костюму и текстилю уметь рисовать?
Ответ: навыки академического рисунка помогут дизайнеру по костюму и текстилю освоить законы композиции, разовьют пространственное мышление, помогут стать профессионалом высокого уровня.
Вопрос 14 Какие навыки важны для дизайнера одежды?
Ответ: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО
Вопрос 15 Какие основные законы композиции Вы знаете?
Ответ: равновесие, ритм, выделение композиционного центра.
Вопрос 16 Художественный образ - это
Ответ: форма мышления в искусстве.
Вопрос 17 Как формируется художественный образ в изобразительном искусстве?
Ответ: возникновение идеи, создание произведения, восприятие созданного другим человеком.
Вопрос 18 Академический рисунок - это
Ответ: это рисунок выполненный в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
Вопрос 19 Что такое центральная симметрия?
Ответ: это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра
Вопрос 20 Что такое эскиз?
Ответ: быстро выполненный предварительный рисунок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. И. Нехвядович, В. И. Бочковская, Н. В. Гречнева Живопись: пленэр : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1512
Л1.2 И.К. Лукина Рисунок и перспектива : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142463
Л1.3 И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко Рисунок и живопись: учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на образовательном портале "Рисунок и живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

--
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рисунок и живопись – это система реалистичного изображения предметов, исходя из конструктивных и цветовых особенностей.
Процесс изучения дисциплины осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение двух семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая стилизацией натюрморта. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий.
Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, которая поможет студенту качественно выполнить задание.