МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сенсорные механизмы адаптации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_ФИЗиНУТР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Сенсорные механизмы адаптации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюроа А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюроа А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «физиология сенсорных систем» являются: сформировать у студентов представление о теоретических основах механизма восприятия, особенностях морфо-функциональной организации сенсорных систем на различных уровнях, методах исследования сенсорных систем, структурно-функциональной организации слуховой, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, зрительной и соматосенсорной систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в области физиологии и нутрициологии
ПК-1.1 Знает теоретические основы формирования новых направлений научных исследований в области физиологии и нутрициологии
ПК-1.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации; оценивать перспективы практического применения и продолжения работ в выбранной области физиологии и нутрициологии
ПК-1.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов; определения возможных направлений развития работ и перспектив практического применения полученных результатов
ПК-2Способен оценивать функциональное состояние организма человека при выполнении различных видов деятельности
ПК-2.1 Знает психофизиологические процессы адаптации к различным видам деятельности человека
ПК-2.2 Умеет: проводить диагностику психофизиологического статуса человека
ПК-2.3 Владеет: методами психофизиологического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные методы сенсорной физилогии;
- современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по изучению работы сенсорных сристем;
- принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.);
3.2.Уметь:
3.2.1.- рименять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей сенсорных систем человека;
- с помощью современной аппаратуры и оборудования выделять общие и частные морфофункциональные особенности сенсорных систем;
- на практике использовать современное экспериментальное оборудование и интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методическими навыками оценки сенсорных систем;
- навыками работы с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ;
- навыками систематизации информации о свойствах и функциях сенсорных систем при выполнении лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ;
интерпретировать полученные результаты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая сенсорная физиология
1.1. Предмет физиологии сенсорных систем. Объективная и субъективная сенсорная физиология. Ощущение и восприятие как область субъективной сенсорной физиологии. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1
1.2. Физиология анализаторов Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные понятия и общие принципы организации сенсорных систем.
2.1. Общая объективная сенсорная физиология. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Механизм генерации рецепторного и активного потенциалов. Кодирование стимула.Трансформация генераторных потенциалов в залпы потенциалов действия. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Лабораторные 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Адаптация рецепторов Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Специфические и неспецифические сенсорные пути.
3.1. Медиальная и латеральная петля как специфичаеские афферентные пути. Роль неспецицифических и специфических путей в передаче сенсорной информации. Лекции 4 0,5 Л2.1, Л1.1
3.2. Проводящие афферентные пути спинного мозга. Таламус. Классификайия ядер. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Кора головного мозга как высший отдел сенсорных систем.
4.1. Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга. Проекционные зоны коры мозга. Теории формирования ощущений и целостного восприятия сенсорных сигналов. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Иллюзии восприятия Лабораторные 4 1
4.3. Идея голографической метафоры (К. Прибрам).Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем. Сам. работа 4 8 Л1.2
Раздел 5. Физиология зрительной системы
5.1. Фоторецепторные клетки. Фотохимические реакции в рецепторах. Электрические ответы биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Центральные отделы зрительной системы, их функции. Нейрофизиологическая основа восприятия зрительных образов. Опознание зрительных образов. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л1.1
5.3. Световая чувствительность. Цветовое зрение. Восприятие пространства. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия). Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения Ориентировочное определение гемианопсий. Определение центральных скотом и метаморфопсий. Адаптометрия. Аккомодометрия. Диагностика астигматизма Лабораторные 4 4 Л1.2, Л2.1
5.5. Строение глаза. Оптическая система глаза, формирование изображения на сетчатке. Строение сетчатки. Теории цветового зрения (Ломоносов, Юнг, Максвелл, Гельмгольц, Геринг) Сам. работа 4 3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Физиология слуховой системы
6.1. Механические и электрические явления в улитке (Уивер, Брэй, Гершуни, Дэвис). Пороги слуховой чувствительности. Слуховая адаптация. Теории слуха (Резерфорд, Гельмгольц, Бекеши). Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Строение путей и центров слуховой системы, их роль в восприятии звуков. Пространственный слух. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Определение нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности с помощью механических секундомеров. Определение способности правильно устанавливать направление звука по методике М.И. Вольфковича и Л.И. прессмана. Исследование пространственного слуха по методу Блинкова С.М. Определение абсолютных слуховых порогов и диапазона слышимости. Определение разностных порогов различения звука. Исследование безусловных слуховых рефлексов камертональными методами. Исследование фонематического слуха. Регистрация кожно-гальванических рефлексов на звуковое раздражение. Регистрация сосудистой реакции на звуковые раздражения. Слуховые рефлексы. Исследование костной и воздушной проводимости звука. Исследование функции слуховых труб. Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Свойства звука как стимула. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение улитки. Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Физиология вестибулярной системы
7.1. Рецепторы вестибулярного аппарата. Строение путей и центров вестибулярной системы, их роль в восприятии пространства. Вестибулярная система и ориентировка в пространстве. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Вестибулярные тесты. Исследование функции отолитового аппарата (отолитовая реакция по Воячеку). Исследование тонических реакций рук с помощью указательных проб. Исследование функций вестибулярного анализатора с помощью вращательных проб. Лабораторные 4 4 Л1.2, Л2.1
7.3. Строение вестибулярного аппарата. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Физиология обонятельной системы
8.1. Структурная организация периферического отдела обонятельного анализатора. Электрические реакции в обонятельной системе Механизмы восприятия запахов. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия). Ольфактометрия. Компенсация запахов. Количественное исследование остроты обоняния и времени обонятельной адаптации. Исследование дыхательной функции носа по В.И. Воячеку Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Теории обоняния. Классификация запахов. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Физиология вкусовой системы
9.1. Основные характеристики деятельности вкусового анализатора. Электрические явления в структурах вкусовой системы. Теории вкусовой чувствительности Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Определение порогов вкусовой возбудимости. Вкусовая адаптация. Восприятие смешанного вкуса. Избирательное включение отдельных видов вкусовой возбудимости. Значение контраста для определения вкуса. Сосудистые безусловные и условные рефлексы на вкусовые раздражения. Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Физиология соматосенсорной системы
10.1. Виды и теории кожной чувствительности. Роль проприорецепторов в ощущениях положения конечностей, произвольного движения, в оценке мышечного усилия. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Болевая (ноцицептивная) чувствительность. Нейрофизиологическая основа боли. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.3. Нахождение точек тепла и холода на различных участках кожи руки. Определение абсолютного порога кожных пространственных ощущений. Определение порога различения массы (метод К.Х. Кекчеева). Определение порога различения диаметра фигур при помощи осязания. Исследование адаптации кожного анализатора Лабораторные 4 4 Л2.1
10.4. Строение кожи, типы и расположение кожных рецепторов. Специфические (лемнисковые) и неспецифические (экстралемнисковые) проводящие пути. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Физиология висцеральной сенсорной системы
11.1. Периферический и центральный отдел висцеральной сенсорной системы. Роль интерорецепторов в организме. Роль различных структур мозга в анализе и синтезе информации из внутренней среды. Лекции 4 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
11.2. Интерорецепторы центральные и периферические Сам. работа 4 4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:
1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы - обязательная черта таких познавательных процессов, как:
1. ощущение
2. восприятие
3. мышление
4. воображение
5. внимание
2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:
1. восприятием;
2. перцепцией;
3. ощущением
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:
1. восприятие;
2. эмоция;
3. ощущение;
4. внимание.
4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:
1. модальности;
2. константности;
3. интенсивности;
4. длительности.
5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:
1. абсолютный нижний порог ощущений;
2. дифференциальный порог;
3. абсолютный верхний порог;
4. пространственный порог.
6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:
1. сенсибилизация;
2. адаптация;
3. синестезия;
4. апперцепция.
7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:
1. целостности;
2. структурности;
3. реминисценции;
4. апперцепции.
8. Неправильное искаженное восприятие предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств, это:
1. галлюцинация;
2. иллюзия;
3. реминисценция;
4. адаптация
9. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
1. адаптация;
2. сенсибилизация;
3. реминисценция;
4. иллюзия.
10. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:
1. абсолютным верхним порогом ощущений
2. абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
3. болевым порогом
4. дифференциальным порогом ощущений
5. оперативным порогом ощущений
11. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:
1. экстерорецептивные
2. интерорецептивные
3. проприорецептивные
4. эндоцептивными
12. Расстройства различных видов ощущений называются:
1. агнозиями
2. галлюцинациями
3. сенсорными расстройствами
4. иллюзиями
13. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:
1. интерорецептивные
2. проприорецептивные
3. контактные
4. дистантные
14. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются:
1. интерорецептивные
2. контактные
3. дистантные
4. проприорецептивные
15. Восстановите последовательность. Формирование ощущений:
1. раздражитель
2. органы чувств
3. нервные проводящие пути
4. соответствующий центр головного мозга
5. ощущение
16. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:
1. экстерорецептивные
2. интерорецептивные
3. проприорецептивные
4. контактные
17. Пониженная чувствительность к реальным раздражителям и повышенный нижний абсолютный порог, это:
1. гиперестезия
2. гипестезия
3. анестезия
4. парестезия
18. Повышенный нижний абсолютный порог ощущений ведет к:
1. повышению чувствительности
2. полной потери чувствительности
3. понижению чувствительности
4. качественным изменениям чувствительности
19. Явление, при котором анализатор полностью не способен отвечать на раздражение, называется:
1. гиперестезия
2. гипестезия
3. анестезия
4. парестезия
20. Качественные изменения (извращения) информации, поступающие с рецептора в кору головного мозга, это:
1. гиперестезия
2. гипестезия
3. галлюцинации
4. парестезия
21. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:
1. эмоции
2. ощущение
3. восприятие
4. мышление
22. Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:
1. ощущение
2. восприятие
3. мышление
4. установка
23. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?
1. целостности
2. избирательности
3. константности
4. осмысленности
24. Ситуация: пациент рассматривает картинку с изображением очков и рассуждает: «Что же это? ...кружочек и еще кружочек...и перекладина, наверное, это - велосипед». Что нарушено в восприятии данного пациента?
1. целостность восприятия
2. избирательность восприятия
3. константность восприятия
4. апперцепция
25. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:
1. апперцепция
2. константность
3. предметность
4. осмысленность
26. Связь восприятия с личностью, его прошлым опытом, называется
1. константность
2. чувствительность
3. апперцепция
4. осмысленность
27. Искаженное восприятие реально существующего предмета или явления, называется
1. галлюцинации
2. дереализация
3. иллюзии
4. бред
28. Расстройства восприятия, когда человек видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует:
1. галлюцинации
2. дереализация
3. иллюзии
4. бред
29. Нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира и приводит к искажению восприятия, называется:
1. галлюцинации
2. дереализация
3. иллюзии
4. бред
30. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеющий большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности и пр., называется:
1. апперцепция восприятия
2. диапазон чувствительности
3. рациональная форма познания
4. ведущая сенсорная система

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Происхождение ощущений.
2. Виды и классификация ощущений.
3. Свойства ощущений
4. Отличие восприятие от ощущений.
5. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
6. Роль ощущений в жизни человека.
7. Физиология обонятельного анализатора.
8. Физиология восприятия вкуса
9. Физиология вестибулярного анализатора
10. Физиология зрительного восприятия
11. Физиология слухового анализатора
12. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
13. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Вопросы по теме «Физиология сенсорных систем»
2. Учение И. П. Павлова об анализаторах, их структура и значение. Отличие понятий «анализаторы» и «органы чувств».
3. Значение анализаторов для познания мира. Закон специфических энергий. Критика В. И. Лениным физиологического идеализма.
4. Рецепторный отдел анализаторов. Классификация рецепторов. Первичные процессы в рецепторных элементах.
5. Общие свойства анализаторов. Функциональная мобильность рецепторов.
6. Возбудимость анализаторов, способы ее оценки. Абсолютный и разностный пороги раздражения и ощущения. Закон Вебера-Фехнера, его ограниченность.
7. Проводниковый отдел анализаторов. Функции специфических и неспецифических афферентных путей. Взаимодействие анализаторов.
8. Корковый отдел анализаторов. Эфферентные влияния на функциональное состояние рецепторов.
9. Понятие ощущения и восприятия. Происхождение ощущений. Отличие восприятия от ощущений.
10. Виды, классификация и свойства ощущений.
11. Измерение и изменение ощущений. Нарушение ощущений. Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы.
12. Слуховой анализатор, его структура и функции. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппараты, их функции.
13. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возбуждения волосковых клеток. Теории восприятия звуков разной высоты (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши).
14. Бинауральный слух, механизмы локализации звуков.
15. Зрительный анализатор, его роль, функции его отделов Оптическая система; механизмы аккомодации.
16. Строение сетчатки, фотохимические процессы в ее рецепторах. Электроретинограмма
17. Функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки. Явления контраста и последовательных образов.
18. Механизм адаптации зрительного анализатора.
19. Теории цветового зрения (М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц, П. П. Лазарев). Современные представления о восприятии цвета.
20. Пространственное, монокулярное, бинокулярное зрение.
21. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии.
22. Вестибулярный анализатор. Рецепция положения и движения тела, вестибулярные реакции. Особенности функционирования вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости.
23. Двигательный анализатор. Его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. Механизмы возбуждения проприорецепторов, регуляция их функционального состояния.
24. Тактильный анализатор. Классификация тактильных рецепторов. Особенности их строения и функций. Теории тактильного восприятия.
25. Интероцептивный анализатор. Его роль в поддержании постоянства внутренней среды организма. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования.
26. Ноцицепция, ее значение. Современные представления о периферических и центральных механизмах боли.
27. Обонятельный анализатор. Особенности структуры и функции рецепторного отдела. Классификация запахов, механизм их восприятия.
28. Вкусовой анализатор. Вкусовые рецепторы, особенности их строения. Механизм вкусового восприятия
29. Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем
30. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.
31. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
32. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
33. Нарушения восприятия.
34. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).
35. Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?
36. Перечислите основные характеристики ощущений?
37. Перечислите основные группы расстройств ощущений. Каковы главные механизмы их возникновения?
38. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?
39. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?
40. Перечислите основные группы расстройств восприятия. каковы главные механизмы их возникновения?
41. Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?
42. Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?
43. Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковалева А.В. Нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008 20
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов М. : Академия, 2000 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сазонов В.Ф. Физиология нервной системы. Электронный учебник. 2012 kineziolog.bodhy.ru
Э2 Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько bibliotekar.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронные версии статистических публикаций (http://www.infostat.ru/)
5. Университетская информационная система РОССИЯ (http://www.cir.ru/index.jsp)
6. Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru/)
7. Никашин А.И., Маякова Л.П. Возрастная физиология и психофизиология (http://de.dstu.edu.ru/CDOCourses/11/15/2012open/639/339/book.htm)
8. Сазонов В.Ф. Физиология нервной системы. Электронный учебник. 2012 (http://kineziolog.bodhy.ru/content/fiziologiya-nervnoi-sistemy)
9. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько (http://bibliotekar.ru/447/2.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология сенсорных систем»
Дисциплина «Физиология сенсорных систем» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология сенсорных систем». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке кзанятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы накаждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информациис обязательным указанием автора, названия и года издания используемойнаучной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишьосновные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответпо вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяетсясамим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана(создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи илимонографии, короткое изложение основных мыслей автора);готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.