МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная политика и пространственное развитие городских территоий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильАналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Аналитика-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.;ассистент кафедры экономической географии и картографии, Волкова А.К.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная политика и пространственное развитие городских территоий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение основных методологических положений управления развитием региона.
Изучение теоретических основ формирования и функционирования экономики региона.
Анализ подходов, целей, задач и основных принципов формирования государственной региональной политики, а также основных инструментов ее проведения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации региональ-ных программ как инструмента регулирования регионального развития.
Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при вы-работке основных направлений региональной политики.
Приобретение студентами навыков работы с фактическим материа-лом.статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам территориальной организации производительных сил и регионального развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проводить исследования территорий разного уровня с использованием геоинформационных технологий с дальнейшей цифро-картографической визуализацией географических исследований для создания целостной картины пространственных процессов в производственной и общественной сферах
ПК-2.1 Знает теоретические основы картографирования, дистанционного зондирования и обработки пространственных данных
ПК-2.2 Умеет использовать теоретические знания по геоинформационным технологиям для визуализации географических исследований и пространственного анализа территорий
ПК-2.3 Имеет навыки тематического картографирования и обработки данных дистанционного зондирования, в том числе с помощью БПЛА с целью создания целостной картины пространственных процессов в производственной и общественной сферах
ПК-2.4 Умеет обрабатывать и представлять результаты научных исследований с использованием цифровых технологий
ПК-3Способен проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня
ПК-3.1 Знает основные направления использования теоретико-методического потенциала общественной географии для сбора и систематизации данных в рамках подготовки предпроектной документации
ПК-3.2 Умеет проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня
ПК-3.3 Умеет готовить геопространственные данные для их использования в проектно-изыскательной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тенденции социально-экономического развития регионов, сущность современных экономических условий регионального развития в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать статистические материалы характеризующие состояние экономики региона, развитие и размещение производительных сил в региональном разрезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления причин региональных проблем, и навыками прогнозирования регионального развития, при выборе политики того или иного вектора развития территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность региональной политики.
1.1. Объект, цели, задачи, актуальность. Содержание и специфика проводимой региональной политики. Виды региональной политики. Региональная политика как часть национальной стратегии социально-экономического развития. Лекции 7 10 Л2.1, Л2.2
1.2. Становление региональной политики в России. Пути совершенствования государственной региональной политики в России. Региональная политика: содержание, специфика, этапы становления в России и за рубежом. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л2.2
1.3. Научные подходы к региональной политике. Пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспризводственный, проблемный и геополитический подходы. Методы региональных исследований. Методы моделирования. Сравнительно-географические, статистические, циклические и программно-целевые методы. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретическая база региональной политики.
2.1. Обусловленность региональных процессов. Виды и уровни территориального разделения труда. Территориальная структура хозяйства, направление региональной политики, структура региональной политики. Эволюция факторов размещения. Принципы размещения и территориальной организации производства. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
2.2. Валовой региональный продукт. Индексы развития территории. Человеческий капитал регионов. Накопленные основные фонды, темпы развития регионов. Показатели социального развития субъектов РФ. Уровень развитости промышленного, аграрного и сектора услуг. Состояние образования, медицины и управления. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Динамика регионального развития России.
3.1. Противоречия развития экономики дореволюционной России размещение хозяйства в дореволюционной России. Масштабы и уровень развития экономики СССР и РСФСР. Экономика страны на пороге экономических преобразований. Природно-географические факторы в развитии экономики регионов России. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
3.2. Факторы, оказавшие влияние на региональное развитие в трансформационный период. Динамика населения. Динамика объема производства и инвестиций. Занятость и доходы населения в трансформационный период. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
3.3. Динамика регионального развития России. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Межрегиональные различия России.
4.1. Проблемные регионы: понятие и классификация. Кризисные регионы. Отсталые регионы. Депрессивные регионы. Приграничные регионы. Регионы Севера. Варианты и способы выхода из кризиса регионов. Мировой опыт решения проблем депрессивности. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2
4.2. Роль городов в хозяйстве региона. Притяжение инноваций хозяйственными центрами.Возникновение и «выращивание» точек роста в регионе.Влияние центральных мест региона на его периферию.Проблемы современных мегаполисов. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
4.3. Исторические предпосылки межрегиональных различий в России. Причины кратного различия хозяйственного потенциала территорий страны. Динамика межрегиональных политических, экономических и социальных различий. Проблемы диспаритета в развитии российских регионов. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
4.4. Регион как пространство неодинаковых природно-географических и социально-экономических условий. Исторический и политический факторы внутрирегиональных диспаритетов. Проблемы, возникающие в связи с неравнозначным развитием близлежащих местностей.Перспективы уменьшения внутренних социально-экономических различий в регионах. Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Специфика социально-экономической ситуации в северных регионах.
5.1. Северные регионы в мире: их хозяйственная и геополитическая роль. Проблемы освоения северных территорий. Специфика работы хозяйственного механизма в зонах холода .Социальная география районов Севера. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
5.2. Налоги как основа любого социального регулирования.Перераспределение средств между бедными и богатыми секторами общества.Механизмы межбюджетных отношений.Проблемы формирования правильной стратегии в определении приоритетов развития регионов. Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Региональная экономическая политика государства.
6.1. Цели и задачи.Нормативная правовая база.Институциональная структура.Средства реализации региональной экономической политики. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2
6.2. Причины возникновения территорий с особым экономическим статусом.Свободные экономические зоны.Закрытые административно-территориальные образования.Позитивные и негативные моменты существования районов с отличным экономическим регулированием. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
6.3. Основные концепции регионального развития страны.Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов.Связь экономики с политическим вектором развития общества.Роль отдельных регионов в хозяйственном комплексе страны. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
6.4. Этапы региональной политики.Экономическое районирование СССР.Программно-целевые ТПК и народнохозяйственные зоны. Территориальные общественные системы. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л2.2
6.5. Роль федеральных инвестиций в развитии регионов.Доходность, рентабельность государственного финансирования в регионах.Идеология финансовой помощи центра.Результаты инвестиционной деятельности правительства в регионах. Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Сибирь и Дальний Восток как объекты региональной политики.
7.1. Отличительные особенности регионов в федеральной региональной политике.Основные направления, задачи региональной политики в Сибири и на Дальнем Востоке.Результаты проведенной региональной политики на данных территориях. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2
7.2. Особенности Алтайского края как региона России.Основные направления региональной политики по отношению к краю.Методы проведения региональной политики. Идеология региональной политики.Результаты региональной политики.Региональная политика, краевой центр, и его отношение к сельским районам. Практические 7 4 Л2.1, Л2.2
7.3. Алтайский край. Федеральная политика по отношению к Алтайскому краю. Межрайонные различия и пути их преодоления. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Перспективные направления региональная политики в России и мире.
8.1. Главные приоритеты региональной политики в стране.Изменение методов и методологии проведения региональной политики.Финансовые, идеологические, властные и иные ресурсы новой региональной политики.Определение результативности проведенной региональной политики. Лекции 7 10 Л2.1, Л2.2
8.2. Эволюция региональной политики в развитых странах. Становление региональной политики в развивающихся странах.Институциональный механизм осуществления региональной политики.Роль государства.Формы, методы и средства реализации региональной политики. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Региональная политика – это
а) приоритетное направлением деятельности местных властей;
б) система взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими
регионами;
в) политика выравнивание различий в уровне социально-экономического развития
регионов;
г) сочетание принципов федерализма и регионализма.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Регион — часть территории РФ, обладающая ... природных, социальноэконо¬мических, национально-культурных и иных условий:
б) общностью;
в) потенциалом;
г) набором.
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Парадигма региона — квазигосударства, квазикорпорации, рыночного ареала,
социума — обоснована:
а) А. Лёшем;
б) А. Г. Гранбергом;
в) В. Лаунхардтом;
г) А. Вебером.
ОТВЕТ:б
Вопрос 4. Депрессивный регион подвергнут ликвидации («банкротству»), прекратив
исполнение функций, относящихся к области «провалов рынка» (создание, развитие и
поддержание инфраструктуры, социальные обязательства, обеспечение занятости,
обустройство территории, экология и др.):
а) не может быть;
б) может быть.
ОТВЕТ:б
Вопрос 5. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в нашей стране
разрабатываются схемы территориального планирования... уровней управления:
а) двух;
б) трех;
в) пяти.
ОТВЕТ:б
Вопрос 6. Основоположниками немецкой классической географической школы,
сформировавшими главные понятия «пространственной науки», являются:
а) А. Лёш и Р. Харштон;
6) К. Риттер и А. Геттнер;
в) Э. Хекшер и Б. Олин;
г) А. Вебер и В. Лаунхардт.
в) Й. Тюнен;
г) В. Лаунхардт.
ОТВЕТ:
Вопрос 7. Воспроизводственный научный подход к изучению региональной политики
основывается на:
а) выявлении социальных, политических, экономических, этнических и других
проблем регионального управления и поиске механизмов и путей их решения;
б) рассмотрении формирования единых региональных комплексных систем, в
которых взаимосвязаны все подсистемы (внутренние элементы);
в) разработке и реализации социально-экономической политики на основе широкого
участия экономических агентов, действующих на территории;
г) минимизации государственного вмешательства в экономическую и социальную
сферы, либерализацию социально-экономической политики.
ОТВЕТ:б
Вопрос 8. А. Вебер выявил в своей теории такие виды производственных ориентаций, как:
а) рабочая ориентация;
б) инновационная ориентация;
в) транспортная ориентация;
г) агломерационная ориентация.
ОТВЕТ:а,в,г
Вопрос 9. Из перечисленного не является формой пространственной организации экономики:
а) транспортный узел;
б) урбанизация;
в) агломерация;
г) территориально-производственный комплекс.
ОТВЕТ:б,в
Вопрос 10. Основоположник теории размещения населенных пунктов
а)В. Лаундхардт
б)В.И. Вернадский
в)В. Кристаллер
д)А. Вебер
ОТВЕТ:в
Вопрос 11. Региональная экономика – это
а) наука, изучающая рациональное размещение производительных сил;
б) часть экономической географии;
в) аналог отраслевых экономик;
г) часть мезоэкономики.
ОТВЕТ:а
Вопрос 12. Основная причина низкой дееспособности слаборазвитых регионов – это
а) удаленность от центра деловой активности страны;
б) недостаточный производственный и финансовый потенциал;
в) изменение геополитического положения страны;
г) формирование структуры и инфраструктуры рынка
ОТВЕТ:б
Вопрос 14. Индустриально развитые в советское время области Северо-Западного, Центрального
и др. регионов стали депрессивными, т. к.
а) имели дальние производственные связи;
б) имели высокую концентрацию ВПК;
в) имели полифункциональную структуру экономики, которая не соответствует
потребностям рынка;
г) оказались заложниками развивающейся системы неплатежей.
ОТВЕТ:а,б
15. Региональное прогнозирование
а) является составной частью индикативного планирования;
б) существовало только в централизованной экономике;
в) предшествует регионального целевому программированию;
г) осуществляется только по заказу региональных властей
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Промышленный узел – это
ОТВЕТ: сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории
Вопрос 2.Экономический район – это
ОТВЕТ: целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи
Вопрос 3. Главная цель региональной политики:
ОТВЕТ:не допустить проявления сепаратизма и сохранить целостность государства
Вопрос 4. Предмет региональной экономики
ОТВЕТ:изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей
Вопрос 5.Автор теории влияние фактора пространства (фактора размещения) на затраты, прибыль, а также на специализацию предприятий
ОТВЕТ:И. Тюнен
Вопрос6. Реализация мероприятий по региональной политике в России/СССР начинается …
ОТВЕТ:в 20-30-х годах 20 века
Вопрос 7. Функция региональной экономики
ОТВЕТ:служебная роль экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим экономику
Вопрос 8.Комплексность хозяйства региона – это
ОТВЕТ:сбалансированность, пропорциональное, согласованное развитие производительных сил региона
Вопрос 9. Автор концепции «полюсов роста»
ОТВЕТ:Перру
Вопрос 10.Межотраслевой территориальный комплекс - это
Интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющих единую программу развития
Вопрос 11.Целостность региона – это
ОТВЕТ: рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей
Вопрос 12. Ядро экономической науки
ОТВЕТ:трехполюсная система
Вопрос 13. Регион как квазигосударство…
ОТВЕТ:относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики
Вопрос 14. Реализация мероприятий по региональной политике в развитых странах Запада начинается
ОТВЕТ:в 20-30-х годах 20 века
Вопрос 15. Термин «регион» может употребляться в следующих значениях
ОТВЕТ:экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, управляемостью, специализацией
Вопрос 16. Методы проведения политики
ОТВЕТ: выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;«реанимация» депрессивных районов;«стимулирующая» политика;«компенсирующая» политика.
Вопрос 17. Меры политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
ОТВЕТ: прямую финансовую помощь;займы на выгодных условиях и налоговые льготы;создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;размещение государственных заказов;политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Вопрос 18. В чем заключается региональная политика?
ОТВЕТ: Региональная политика — это деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов при взаимодействии между собой.
Вопрос 19. Какие составляющие региональной политики?
ОТВЕТ: Региональная экономическая политика имеет четыре составляющие: цели, стратегии, инструменты и оценку. Цели региональной политики в значительной степени заданы наиболее важными проблемами, они зависят от социально-экономического уровня развития региона
Вопрос 20. Что является объектом региональной экономики?
ОТВЕТ: Объектами исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально экономической системы страны, функционирова- ние территориальных подсистем национальной экономики, их от- дельных элементов и взаимодействия между ними, а также механиз- мы управления социально экономическим развитием регионов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень зачётных вопросов
1. Современные методы и инструменты региональной политики.
2. Региональные проблемы России.
3. Проблемные регионы.
4. Депрессивные регионы.
5. Приграничные регионы.
6. Региональные экономические и административные центры. Их специфика и влияние на экономику района.
7. Межрегиональные различия России.
8. Диспропорции во внутрирегиональном развитии хозяйства.
9. Специфика социально-экономической ситуации в северных регионах.
10. Региональная экономическая политика государства.
11. Территории с особым экономическим статусом.
12. Стратегия территориального развития России.
13. Понятие и сущность региональной политики.
14. Структура региональной политики.
15. Теоретические(методологические) подходы к регулированию территориальных про-порций.
16. Организационно-правовые основы регулирования территориальных пропорций.
17. Практика регулирования территориальных пропорций.
18. Межбюджетные отношения: понятия и теория.
19. Бюджетное выравнивание.
20. Региональная политика в СССР.
21. Региональная политика в современной России.
22. Региональная политика в развитых странах.
23. Региональная политика в развивающихся странах.
24. Современное региональное планирование.
25. Инвестиционная политика федерального правительства и региональных властей.

Критерии оценивания:
Отлично. (повышенный уровень) Зачтено.Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (базовый уровень) Зачтено. Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями
Удовлетворительно (пороговый уровень). Зачтено Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован). Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа
Не зачтено. явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.В. Бозо Региональная экономика: Учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Дергачев В. А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение: учебное пособие: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики http:// www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Официальный сайт правительства России www.gov.ru
Э4 Приоритетные национальные проекты www.rost.ru
Э5 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э6 Гарант ivo.garant.ru
Э7 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Практические занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике.
При подготовке к практическим занятиям по курсу «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» студенты должны:
- получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению;
- в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки;
- лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы.
Практические занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и практических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента.

Практические занятия по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» не предусмотрены.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные занятия по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» не предусмотрены.


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Региональная политика и пространственное развитие городских территоий»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.