МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Высокомолекулярные соединения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильТеоретическая и экспериментальная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_ТиЭХ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 71
индивидуальные консультации 34
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 71 71 71 71
Консультации 34 34 34 34
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Высокомолекулярные соединения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Н.Г. Базарнова, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Н.Г. Базарнова, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины "Высокомолекулярные соединения" – знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими приложениями, знание которых необходимо каждому химику, независимо от его последующей узкой специализации. Объективная основа формирования фундаментальной научной дисциплины "Высокомолекулярные соединения" заключается в том, что полимерное состояние - особая форма существования веществ, которая в основных физических и химических проявлениях качественно отличается от низкомолекулярных веществ. Поэтому главное внимание в курсе уделяется рассмотрению основных свойств высокомолекулярных соединений отличных от свойств низкомолекулярных веществ. С одной стороны, большие размеры и цепное строение макромолекул обуславливают появление ряда важных специфических свойств, которые определяют практическую ценность полимеров как материалов, а также их биологическое значение. С другой стороны, химические превращения и синтез полимеров осуществляются в результате ряда обычных химических реакций, хорошо известных из органической химии низкомолекулярных соединений. Однако, участие в этих реакциях макромолекул, макрорадикалов, макроионов вносит качественно новые аспекты в рассмотрение обычных химических реакций. Задачи: знание основных понятий и определений полимеров, освоение основных практических навыков синтеза полимеров, освоение основных методов изучения физико-химических свойств полимеров и растворов полимеров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ОПК-1.1 Знает основы фундаментальных разделов химии
ОПК-1.2 Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
ОПК-1.3 Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно- теоретических работ химической направленности
ОПК-2Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ОПК-2.1 Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
ОПК-2.2 Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик
ОПК-2.3 Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы фундаментальных разделов химии
основные синтетические и аналитические методы получения и исследования химических веществ и реакций
основные нормы техники безопасности в лабораторных условиях
теоретические основы современных разделов химии
основы проведения химического эксперимента
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать теоретические фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач
обосновывать синтетические и аналитические методы получения и исследования химических веществ и реакций
реализовывать синтетические и аналитические методы получения и исследования химических веществ и реакций
соблюдать нормы техники безопасности в лабораторных условиях и технологических условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполнения химического эксперимента
нормами техники безопасности при выполнении работ в лабораторных условиях
навыками использования теоретических основ современных разделов химии при решении профессиональных задач
навыками подбора синтетических и аналитических методов получения и исследования химических веществ и реакций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия.
1.1. Основные понятия и определения макромолекулярных соединений. Молекулярные массы и молекулярно-массовые распределения. Важнейшие свойства полимерных веществ. Предмет и задачи науки о высокомолекулярных соединениях Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.2, Л1.3
1.2. Полимеры - материалы современности Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.2
1.3. Роль полимеров в живой природе и их значение как промышленных материалов (пластмассы, каучуки, волокна и пленки, покрытия, клеи). Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2
1.4. Основные понятия и особенности ВМС Консультации 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4
Раздел 2. Классификация полимеров и их важнейших представителей
2.1. Классификация полимеров в зависимости от происхождения, химического состава и строения основной цепи, в зависимости от топологии макромолекул. Природные и синтетические полимеры. Важнейшие представители полимеров и их классификация. Лекции 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л1.3
2.2. Установление состава, химические и физико-химические свойства некоторых полимеров Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
2.3. Биополимеры, основные биологические функции белков рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеиновой кислот. Краткая характеристика и области применения различных классов полимеров. Сам. работа 8 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2
2.4. Классификация прмышленно значимых полимеров Консультации 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Синтез полимеров
3.1. Классификация основных способов получения полимеров. Полимеризация.Радикальная полимеризация. Радикальная сополимеризация. Катионная полимеризация. Анионная полимеризация. Координационно-ионная полимеризация. Особенности ионной полимеризации циклических мономеров. Поликонденсация. Лекции 8 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.3
3.2. Получение полимеров методами полимеризации Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
3.3. Получение полимеров методами поликонденсации Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
3.4. Получение полимеров методами радикольной полимеризации. Состав сополимеров. Ионная полимеризация Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.2
3.5. Поликонденсация. Ступенчатые процессы Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1
3.6. Способы проведения полимеризации: в массе, в растворе, в суспензии и эмульсии. Принципы синтеза стереорегулярных полимеров.Проведение поликонденсации в расплаве, в растворе и на границе раздела фаз. Синтез важнейших представителей полимеров, выпускаемых промышленностью Сам. работа 8 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1
3.7. Получение полимеров методами полимеризации Консультации 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.4, Л1.3, Л1.1
3.8. Получение полимеров методами поликонденсации Консультации 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.4, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Макромолекулы и их поведение в растворах
4.1. Конфигурация макромолекулы и конфигурационная изомерия. Конформационная изомерия и конформация макромолекулы. Внутримолекулярное вращение и гибкость макромолекулы. Количественные характеристики гибкости макромолекул. Свободносочлененная цепь как идеализированная модель гибкой макромолекулы. Связь гибкости (жесткости) макромолекул с их химическим строением: факторы, влияющие на гибкость реальных цепей. Лекции 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.2. Гибкость макромолекул Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3
4.3. Макромолекулы в растворах. Термодинамический критерий растворимости и доказательство термодинамической равновесности растворов. Фазовые диаграммы систем полимер-растворитель. Критические температуры растворения. Термодинамическое поведение макромолекул в растворе и его особенности по сравнению с поведением молекул низкомолекулярных веществ. Отклонения от идеальности и их причины. Уравнение состояния полимера в растворе. Гидродинамические свойства макромолекул в растворах. Вязкость разбавленных растворов. Концентрированные растворы полимеров и гели. Лекции 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1
4.4. Концентрированные и разбавленные растворы полимеров. Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4
4.5. Определение молекулярных масс и полидисперсности полимеров Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.6. Определение параметров сетки сшитого полимера методом набухания Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.7. Определение степени набухания каучуков Лабораторные 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.8. Упорядоченные конформации изолированных макромолекул (полипептиды, белки, нуклеиновые кислоты). Полимер-полимерные комплексы синтетических и природных полимеров. Определение среднечисловой молекулярной массы из данных по осмотическому давлению растворов полимеров. Физико-химические основы фракционирования полимеров. Светорассеяние как метод определения средневесовой молеку-лярной массы полимеров. Определение размеров макромолекул. Вискозиметрия как метод определения средневязкостной молекулярной массы. Гель-проникающая хроматография и фракционирование полимеров.Жидкокристаллическое состояние жесткоцепных полимеров. Сам. работа 8 13 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.9. Растворы полимеров Консультации 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Свойства полимерных тел
5.1. Структура и основные физические свойства полимерных тел. Особенности молекулярного строения полимеров и принципы упаковки макромолекул.Три физических состояния. Термомеханические кривые аморфных полимеров. Высокоэластическое состояние. Принцип температурно-временной суперпозиции. Стеклообразное состояние. Особенности полимерных стекол. Вязкотекучее состояние. Пластификация полимеров. Свойства кристаллических полимеров. Лекции 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4
5.2. Физические состояния и физико-механические свойства полимеров Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3
5.3. Формование изделий из полимеров на режиме вязкого течения. Долговечность полимерных материалов. Механизм разрушения полимеров. Ориентированные структуры кристаллических и аморфных полимеров. Анизотропия механических свойств. Способы ориентации. Принципы формования ориентированных волокон и плёнок из расплавов и растворов. Особенности формования жидкокристаллической фазы; получение суперпрочных волокон и пластиков. Композиционные материалы. Принципы формования полимеров, наполненные полимеры. Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
5.4. Фазовые и физические состояния полимерных тел Консультации 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Химические свойства и химические превращения полимеров
6.1. Химические реакции, не приводящие к изменению степени полимеризации макромолекул: полимераналогичные превращения и внутримолекулярные превращения. Химические реакции, приводящие к уменьшению степени полимеризации макромолекул. Химические реакции, приводящие к увеличению степени полимеризации макромолекул. Сшивание полимеров Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
6.2. Примеры использования полимераналогичных превращений и внутримолекулярных реакций для получения новых полимеров. Механодеструкция. Использование химических реакций макромолекул для химического и структурно-химического модифицирования полимерных материалов и изделий. Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
6.3. Механохимические превращения полимеров. Консультации 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
Раздел 7. Заключение
7.1. Современные тенденции и новые направления в науке о полимерах. Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
7.2. Перспективы промышленного производства полимеров. Сам. работа 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2
7.3. Новое в химии и физике полиеров Консультации 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=507
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Среди многочисленных веществ, встречающихся в природе, резко выделяются группа соединений, отличающихся от других особыми физическими и химическими свойствами (высокой вязкостью растворов, способностью образовать пленки и волокна, высокой эластичностью, отсутствием температуры кипения, низкими или наоборот высокими скоростями реакций по сравнению с низкомолекулярными соединениями и т.д.). Эти вещества получили название полимеры. В чем физический смысл полимерного состояния вещества?
1) в коллоидном состоянии вещества;
2) в цепном строении молекул;
3) в различиях молекулярных масс
Правильный ответ 2
2. По химическому составу различают органические, элементоорганические и неорганические полимеры. В чем основные различия между органическими и неорганическими полимерами?
1) в химическом строении и форме макромолекул;
2) в величинах молекулярных масс;
3) в гидролитический стабильности макромолекул;
4) в происхождении полимеров;
5) в способе получения
Правильный ответ 1, 5
3. Какие характеристики отличают синтетические полимеры от природных?
1) способ получения;
2) величина молекулярной массы;
3) химический состав;
4) разнозвенность, полидисперсность.
4. Правильный ответ 1, 4
Какой полимер получают реакцией поликонденсации?
1) полиэтилен; 2) полипропилен; 3) фенолформальдегидные смолы; 4) полиизопрен
Правильный ответ 4
5. Белки – это биополимеры, макромолекулы которых построены из остатков…..
1) α-глюкозы; 2) β-аминокислот; 3) α-аминокислот; 4) β-глюкозы.
Правильный ответ 3
6. К неорганическим полимерам относится…
1) плексиглас; 2) фторопласт; 3) асбест; 4) эбонит.
Правильный ответ 3
7. Молекулы полимеров, состоящие из множества повторяющихся звеньев, называются
а) макромолекулами
в) супрамолекулами
б) фибриллами
г) мицеллами
Правильный ответ а
8 В промышленности методом поликонденсации получают…
1) поливинилхлорид; 2) найлон; 3) тефлон; 4) каучук.
Правильный ответ 2
9 Мономерным звеном природных полимеров – полисахаридов является остаток…
1) сахарозы; 2) сахарной кислоты; 3) глицина; 4) глюкозы.
Правильный ответ 4
10. Натуральный каучук и гуттапреча – это…
1) разные вещества; 2) структурные изомеры; 3) энантиомеры; 4) пространственные изомеры.
Правильный ответ 4
11. Фенолоформальдегидная смола относится к _____ полимерам.
а) синтетическим органическим
в) природным органическим
б) синтетическим неорганическим
г) природным неорганическим
Правильный ответ а
12. Полиэтилен получают в результате реакции
1) Полимеризации
2) Вулканизации
3) Поликонденсации
4) Сополимеризации
Правильный ответ 1
13. Вещества, вызывающие протекание реакции полимеризации, называются
а) инициаторы б) ингибиторы в) пластификаторы г) индикаторы
Правильный ответ а
14. Особенностью реакции полимеризации, отличающей ее от реакции поликонденсации, является …
а) образование побочных низкомолекулярных продуктов
б) отсутствие побочных низкомолекулярных продуктов
в) отсутствие разветвленных структур
г) образование разветвленных структур
Правильный ответ б
15. Ионная полимеризация происходит через стадию образования активных центров, в качестве которых выступаю …
а) катионы и анионы б) катионы и радикалы в) радикалы и анионы г) активные молекулы и анионы
Правильный ответ а
16. Макромолекулы природного каучука имеют _______структуру
1) Беспорядочную
2) Разветвленную
3) Сетчатую
4) Линейную
Правильный ответ 4
17. Для большинства полимеров при обычных условиях характерно ____ состояние
а) кристаллическое б) газообразное в) амфорное г) жидкое
Правильный ответ в
18. Кристаллическое состояние характерно для полимеров, обладающих ___ структурой
а) аморфной б) разветвленной в) неупорядоченой г) стереорегулярной
Правильный ответ г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. По каким признакам можно классифицировать полимеры?
Правильный ответ
Полимеры можно классифицировать по:
• происхождению (природные, синтетические и искусственные);
• пространственной структуре (линейная, разветвлённая, сетчатая);
• пространственной последовательности соединения исходных молекул мономеров в макромолекуле полимера (стереорегулярные и нестереорегулярные);
• способу получения (реакция полимеризации и реакция поликонденсации),
• способности сохранять свои свойства после нагревания (термопластичные и термореактивные)
2. В чём заключается принципиальное отличие реакций полимеризации от реакций поликонденсации?
Полимеризация реакция образования высокомолекулярных соединений путём последовательного присоединения молекул мономера к растущей цепи за счет разрыва кратных связей. В процессе полимеризации не происходит образования побочных низкомолекулярных веществ.
Поликонденсация процесс образования молекул полимеров за счёт взаимодействия между функциональными группами одинаковых или различных молекул мономеров сопровождающийся выделением побочных низкомолекулярных продуктов (например, воды).
3. Какими свойствами обладают линейные полимеры?
Правильный ответ Линейные полимеры (натуральный каучук, целлюлоза), макромолекулы которых представляют собой длинные цепи с большой степенью асимметрии : –А–А–А–А–А–(отношения длины к диаметру), способны плавиться, растворяться в органических растворителях, большинство имеет высокоэластичное состояние, образует плёнки, волокна.
4. Чем характеризуются разветвленные полимеры?
Правильный ответ Разветвлённые полимеры - макромолекулы представляют собой длинную цепь (называемую главной) с боковыми ответвлениями, причём, число ответвлений и их длина могут изменяться в широких пределах. Например: амилопектин крахмала, привитые сополимеры.
Разветвлённые полимеры легче растворяются, чем линейные, имеют меньшие плотность и способность к кристаллизации, низкую механическую прочность.
5. Сформулируйте понятие конфигурации
Правильный ответ Понятие конфигурации включает в себя определённое пространственное расположение атомов, составляющих молекулу, определяющих её форму и неизменяющееся при тепловом движении.
6. Приведите классификацию ВМС в зависимости от происхождения (с примерами)
Правильный ответ: В зависимости от происхождения ВМС бывают природные (крахмал) - выделяемые/получаемые из природных источников, искусственные (нитроцеллюлоза) - получаемые химическим модифицированием природных ВМС, синтетические (полиакриламид) - получаются синтезом из соответствующих мономеров
7. Сформулируйте правило эквивалентности /неэквивалентности функциональных групп при поликонденсации
Правильный ответ: Средняя степень поликонденсации мономеров зависит от количества монофункциональных примесей и степени неэквивалентности системы.
Для достижения высокой молекулярной массы требуется эквимольное соотношение мономеров. При избытке одного из мономеров процесс протекает до тех пор, пока мономер, присутствующий в меньшем количестве, не будет израсходован. Тогда избыточный мономер и все макромолекулы будут содержать на обоих концах одинаковые функциональные группы. Поликонденсация прекратится, не достигнув требуемой глубины. В этом случае вступает в силу правило неэквивалентности функциональных групп (правило Коршака):
Степень поликонденсации определяется молекулярным избытком одного из мономеров или соотношением бифункционального и монофункционального соединений
8. Приведите особые свойства высокомолекулярных соединений
Правильный ответ: 1. С ростом молекулярной массы возрастает возможность для образования огромного числа изомеров, что обуславливает многообразие форм и свойств ВМС.
2. С увеличением длины цепи появляется особое, характерное только для ВМС свойство – гибкость (эластичность), обусловленное способность к свободному вращению макромолекул, начиная с некоторой длины.
3. Наличие кооперативности физико-химических свойств (кооперативность означает, что состояние, подвижность и конфигурации соседних звеньев макромолекулы взаимно связаны, и поведение одного звена зависит от другого).
4. Ещё одним важным свойством ВМС является повышенная устойчивость ВМС к физико-химическим превращениям.
5. Для полимера неприемлемо понятие «химически чистое» (индивидуальное) вещество в его прежнем понимании, т.к. молекулярная масса полимера – понятие среднестатистическое. При исследовании строения и свойств полимеров неприемлемы перегонка, кристаллизация.
6. Полимеры могут существовать только в конденсированном твёрдом или жидком состоянии; переход в газообразное состояние невозможен без разрыва молекулы.
7. Растворы полимеров (даже разбавленные) имеют очень высокую вязкость, значительно превышающую вязкость растворов низкомолекулярных соединений.
8. Скорость растворения полимеров существенно меньше, и растворению, как правило, предшествует набухание. Ряд полимеров вообще не растворяются, а только набухают.
9. При удалении растворителя полимер выделяется не в виде кристаллов (как низкомолекулярные материалы), а в виде плёнки. Полимеры можно переводить в ориентированное состояние (например, продавливая через фильтры).
10. Для некоторых полимеров (эластомеры) характерны большие обратимые деформации, значительно превышающие упругую деформацию низкомолекулярных материалов.
9. Назовите и охарактеризуйте способы инициирования радикальной полимеризации.
Правильный ответ: Термическое инициирование заключается в том, что при нагревании свободные радикалы могут возникать при столкновении молекул мономера между собой. Фотохимическое инициирование происходит в результате поглощения мономером кванта световой энергии с длиной волны ~3000Ǻ (300 нм) и перехода молекулы в возбуждённое состояние. Радиационное инициирование – инициирование под действием α-, β-, γ-лучей, рентгеновских лучей или быстрых электронов (т.е. частиц с высокой энергией). Химическое инициирование путём введения вещества – инициатора, распадающегося с образованием свободных радикалов.
10. Какие реакции называют цепными?
Правильный ответ Цепными реакциями называются такие реакции, в которых активные частицы вызывают цепь последовательных реакций.
11. Назовите и охарактеризуйте основные стадии цепных процессов полимеризации
Правильный ответ Образование активных центров (инициирование или катализ в зависимости от механизма реакции) протекает при взаимодействии инициатора или катализатора с мономером. Эта стадия характеризуется низкой скоростью, требует затраты энергии.
Рост цепи происходит путём соединения молекул мономера к активным центрам с передачей активного центра на присоединившуюся молекулу. Эта стадия идёт быстро и сопровождается выделением энергии. Различают цепь материальную – число составных звеньев (степень полимеризации) и кинетическую – число элементарных актов присоединения молекул мономера, приходящихся на один свободный радикал, образовавшийся при инициировании.
Обрыв цепи (материальной) происходит вследствие дезактивации активных центров, в результате которой рост данной молекулы прекращается. Скорость этой стадии лимитируется скоростью диффузии активных центров в реакционной среде. От соотношения скоростей роста и обрыва цепи зависят степень полимеризации и молекулярная масса образующегося полимера: чем больше скорость роста и ниже скорость обрыва, тем больше молекулярная масса.
12. Особенности радикальной полимеризации
Правильный ответ
1. Скорость реакции зависит от количества свободных радикалов, процесс длится доли секунды.
2. Резкое влияние примесей (даже незначительных) на скорость реакции.
3. ВМС образуется сразу после начала реакции, и до завершения её в реакционной смеси находятся мономер и полимер.
4. Молекулярная масса не зависит от степени превращения мономера в полимер, а лишь выход полимера.
5. Высокий квантовый выход, наличие начального индукционного периода и S образная форма кинетической кривой (к концу концентрация мономера падает, возрастает доля реакции обрыва)
6. Прекращение роста макрорадикала не означает обрыв кинетической цепи (новый радикал инициирует новую цепь):
13. Расположите следующие мономеры: винилакриловые эфиры , изобутилен , стирол , изопрен , бутадиен - в ряд по увеличению активности в реакции катионной полимеризации
Правильный ответ бутадиен<изопрен<стирол<изобутилен<винилакриловый эфир
14. Как влияет полярность растворителя при катионной полимеризации на величину молекулярной массы получаемого полимера?
Правильный ответ Увеличение полярности среды увеличивает скорость инициирования и уменьшает скорость обрыва цепи, что приводит к росту молекулярной массы.
15. Расположите приведенные мономеры (метилметакрилат, стирол, α метилстирол, акрилонитрил, бутадиен) в ряд по уменьшению относительной активности в реакциях анионной полимеризации
Правильный ответ акрилонитрил > метилметакрилат> стирол > бутадиен > α метилстирол
16. В каких случаях происходит гомополиконденсация? Приведите пример
Правильный ответ Если в каждой мономерной молекуле находятся различные функциональные группы, способные реагировать между собой, то происходит гомополиконденсация, например поликонценсация Е-аминокислот.
17. В каких случаях происходит гетерополиконденсация? Приведите пример
Правильный ответ Гетерополиконденсацией называют реакции с участием молекул мономеров, содержащих различные функциональные группы, способные взаимодействовать друг с другом. Например, реакция между диамином и дикарбоновой кислотой
18. Какой процесс называют линейной поликонденсацией?
Правильный ответ Поликонденсация, в которой участвуют только бифункциональные молекулы, приводит к образованию линейных полимеров и называется линейной (образование полиамида).
19. Какой процесс называют трехмерной поликонденсацией?
Правильный ответ Процесс поликоденсации, в котором участвуют молекулы с тремя и более функциональными группами, приводит к образованию разветвлённых или сетчатых полимеров и называется трёхмерной поликонденсацией. Например, образование фенолфомальдегидных смол
20. Какие химические сопутствующие процессы наблюдаются при поликонденсации?
Правильный ответ Из химических сопутствующих процессов при поликонденсации большое значение имеют циклизация (внутри- и/или межмолекулярная), деструкция (гидролиз, ацидолиз, алкоголиз, аминолиз), структурирование
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите правильный ответ и закончите предложение: Очистку воды от растворимых примесей проводят…….
а) фильтрованием
б) перегонкой
в) кристаллизацией
г) декантацией
Правильный ответ б
2. Выберите правильный ответ и закончите предложение: Определение плотности растворов проводят
а) термометром
б) ареометром
в) спиртометром
г) дальномером
Правильный ответ б
3. Для взвешивания навески, с точностью до первого знака после запятой, необходимы весы:
а) аналитические
б) техно-химические
в) торсионные
г) аптечные
Правильный ответ б
4. Навески агрессивных химических веществ, например щелочей, взвешивают:
а) на фильтровальной бумаге
б) на чашке весов
в) в стеклянном бюксе
г) на всем перечисленном
Правильный ответ в
5. Растворы молярной и нормальной концентрации готовят в химической посуде:
а) химическом стакане
б) мерной колбе
в) колбе Эрленмейера
г) цилиндре
Правильный ответ б
6. При разбавлении кислот водой приливают растворы в следующем порядке:
а) кислоту к воде
б) воду к кислоте
в) не имеет значения
г) одновременно
Правильный ответ а
7. Посуду с щелочью закрывают:
а) стеклянными притертыми пробками
б) резиновыми пробками
в) парафинированными корковыми пробками
г) корковыми пробками
Правильный ответ в
8. В лаборатории все анализы следует проводить с использованием воды:
а) водопроводной
б) дистиллированной и бидистиллированной
в) дождевой
г) кипячённой
Правильный ответ б
9. Хромовая смесь, пригодна для использования, если ее цвет:
а) зеленый
б) желтый
в) темно-коричневый
г) светло-коричневый
Правильный ответ в
10. Опыты с концентрированными кислотами, щелочами, бромом следует проводить:
а) в коридоре
б) в вытяжном шкафу
в) на лабораторном столе
г) на улице
Правильный ответ б
11. При работе с ртутным термометром следует:
а) перемешивать им нагревающиеся жидкости
б)активно встряхивать его и стучать по стенкам лабораторной посуды
в) нагревать выше рекомендуемой температуры
г) насухо вытирать и убирать в футляр после использования
Правильный ответ г
12. Укажите, почему нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя и от соседа
а) так лучше видно
б) может произойти выброс жидкости
в) чтобы не вдыхать выделяющиеся пары
г) не наклоняться над ней и не заглядывать в нее
Правильный ответ б
13. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит:
а) штатив
б) спиртовка
в) пробирка
г) держатель для пробирки
Правильный ответ а
14. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?
А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правильный ответ 1
15. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правильный ответ 3

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
1. Очистку воды от растворимых примесей проводят _________
Правильный ответ: перегонкой
2. Определение плотности растворов проводят ______________
Правильный ответ ареометром
3. Для взвешивания навески, с точностью до первого знака после запятой, необходимы весы _________
Правильный ответ техно-химические
4. Навески агрессивных химических веществ, например щелочей, взвешивают в _________
Правильный ответ в стеклянном бюксе
5. Растворы молярной и нормальной концентрации готовят в _________ колбе
Правильный ответ мерной
6. При разбавлении кислот водой приливают _____________________
Правильный ответ кислоту к воде
7. В лаборатории все анализы следует проводить с использованием _____________ воды:
Правильный ответ дистиллированной
8. Хромовая смесь, пригодна для использования, если ее цвет ________
Правильный ответ темно-коричневый
9. Опыты с концентрированными кислотами, щелочами, бромом следует проводить в _____________
Правильный ответ вытяжном шкафу
10. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя и от соседа, так как может произойти _________________
Правильный ответ выброс жидкости
11. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит __________
Правильный ответ штатив
12. Для измерения объёма жидкости используют мерный ________________.
Правильный ответ цилиндр
13. Ступка с пестиком предназначены для измельчения _____________ веществ.
Правильный ответ твердых
14. В посуду с кипящим раствором заглядывать сверху __________
Правильный ответ запрещается
15. Органические растворители нагревать на открытом пламени ____________.
Правильный ответ запрещается
16. При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель закрепляют в ________ от края пробирки .
Правильный ответ 1 см
17. Обязательными элементами отчета по лабораторной работе являются_________
Правильный ответ цель, приборы, реактивы и оборудование, план (методика) выполнения эксперимента), уравнения реакций, наблюдения, выводы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Контрольная работа №1. Основные понятия и синтез полимеров.
Контрольная работа №2. Свойства растворов и физико-механические свойства полимеров
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киреев В.В. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Семчиков Ю.Д. Высокомолекулярные соединения: учеб. для вузов М.: Академия, 2006
Л1.3 Киреев В.В. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куренков В.Ф., Заикина Е.А., Бударина Л.А. Практикум по химии и физике полимеров: Практикум по химии и физике полимеров М. : Химия., 1990.
Л2.2 М.И. Штильман, А.В. Подкорытова, С.В. Немцев, В.Н. Кряжев. Технология полимеров медико-биологического назначения. Полимеры природного происхождения.: М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2016. , 2016 e.lanbook.com
Л2.3 В. Н. Кулезнев, В. А. Шершнев. М. Химия и физика полимеров: учеб. пособие для вузов: Химия и физика полимеров: учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., , 1988
Л2.4 Шур А.М. Высокомолекулярные соединения: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1981
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Панченко О.А., Микушина И.В. Высокомолекулярные соединения: лабораторные работы Барнаул, 2008
Л3.2 И.В. Микушина Высокомолекулярные соединения. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов: Методическое пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная научно-техническая библиотека
Э5 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э6 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э7 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э8 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э9 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э10 http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы
Э11 http://www.springerlink.com Журналы издательства SpringerLink
Э12 http://www.nature.com/nchem/index.html Журналы издательства Nature Publishing Group
Э13 http://journals.cambridge.org Архив журнала Cambridge University Press
Э14 http://www.tandfonline.com Ресурсы издательства Taylor&Francis
Э15 http://www.springerlink.com/reference-works/\ Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer
Э16 http://www.oxfordjournals.org Журналы Оксфордского университета
Э17 Курсы в Moodle "Высокомолекулярные соединения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение двух семестров (7 и 8 семестры) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к лабораторным занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения лабораторной работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в лабораторной работе. К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности и по технике безопасности при работе в лаборатории. Перед выполнением лабораторной работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности. Важно помнить, что высокомолекулярные вещества очень сильно отличаются по свойствам от низкомолекулярных веществ и это необходимо учитывать при выполнении работы, соблюдении всех требований безопасного обращения с веществами. После выполнения лабораторной работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, приложить графический материал (графики, схемы установок), привести схемы основных и побочных процессов, влияющих на ход и результаты работы. В отчете необходимо привести ответы на вопросы к лабораторной работе, сделать вывод по результатам работы. При сдаче отчета следует оценить степень достигнутости цели лабораторной работы, полученные навыки, сопоставить лабораторные и промышленные условия реализации методов синтеза и исследования полимеров, исходя из требований соблюдения безопасности, технологичности и массовости использования.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Промежуточный контроль по дисциплине в форме экзамена в 8 семестре. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется в ходе практических и лабораторных занятий при выполнении практических и лабораторных заданий, а также путем тестирования и написания контрольных работ. Зачет и экзамен проходят в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.