Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.03.02. Физика |
Профиль | Медицинская физика; Современные функциональные материалы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 03_03_02_Физика_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 38 | 38 | 38 | 38 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 09.06.2022 г. № 9/2021-2022
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., проф. Плотников В.А.
1.1. | формирование у студентов системных знаний: о физических основах строения и функционировании органов и систем, о физических свойствах биологических тканей и методах их изучения, об особенностях действия физических факторов на клетку и подклеточные образования; получение знаний о биофизических процессах, протекающих в живых организмах на всех уровнях их организации; изучение преобразования энергии в живых системах и процессов энергиобеспечения организма за счет внешних ресурсов; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-1.1 | Знает основные физические и математические законы и методы накопления, передачи и обработки информации; |
ОПК-1.2 | Умеет использовать в профессиональной деятельности и применяет физикоматематические и естественнонаучные знания, физические законы и математически методы дляьрешения задач теоретического и прикладного характера |
ОПК-1.3 | Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне |
ОПК-1.4 | Умеет решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных знаний, физических законов, математических методов и методов моделирования. |
ОПК-1.5 | адеет навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | механизмы функционирования биологических систем на различных уровнях организации живого от макромолекулярного до организма в целом; основные закономерности реакций биологических систем на различные виды физико-химических воздействий; основные физические и физико-химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов на всех уровнях их организации; основы биоэнергетики и термодинамики биологических процессов; структуру, свойства и функции биологических мембран; биоэлектрогенз; основы двигательной активности человека; информационные и регуляторные процессы в биологических системах; общие принципы функционирования сенсорных систем |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать следствия физико-химических процессов, лежащих в основе организации и функционирования живых организмов; реализовывать физический подход к изучению основных жизненных процессов; оценивать действие физических факторов на организм человека; применить полученные знания в области разработки и обслуживания биотехнической и медицинской аппаратуры. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями о биофизических процессах, протекающих в живых организмах на всех уролвнях их организации, необходимыми при моделировании физиологических процессов и при разработке новой аналитической, диагностической и лечебной аппаратуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Термодинамика биологических процессов | ||||||
1.1. | Первый закон термодинамики | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.2. | Второй закон термодинамики: | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Энтропия и биологическая информация | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.4. | Термодинамика биологических процессов | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.5. | Термодинамика биологических процессов | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.6. | Термодинамика биологических процессов | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
1.7. | Термодинамика биологических процессов | Консультации | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 2. Биофизика клеточных мембран | ||||||
2.1. | Структура, свойства и функции биологических мембран | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.2. | Кинетика биофизических процессов массопереноса | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.3. | Биологические насосы | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.4. | Биофизика клеточных мембран | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.5. | Биофизика клеточных мембран | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.6. | Биофизика клеточных мембран | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
2.7. | Биофизика клеточных мембран | Консультации | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 3. Квантовомеханические основы биоэнергетики | ||||||
3.1. | Основные понятия квантовой механики. Испускание и поглощение энергии атомами и молекулами | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.2. | Квантовомеханические особенности строения биомолекул | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.3. | Механизмы переноса энергии и заряда в биомолекуляных системах | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.4. | Люминесценция биологических систем | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.5. | Электронная схема жизни | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.6. | Квантовомеханические основы биоэнергетики | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.7. | Квантовомеханические основы биоэнергетики | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.8. | Квантовомеханические основы биоэнергетики | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
3.9. | Квантовомеханические основы биоэнергетики | Консультации | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 4. Электробиология | ||||||
4.1. | Ионные равновесия | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.2. | Потенциал действия | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.3. | Распространение возбуждения | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.4. | Особенности мембранных потенциалов кардиомиоцитов | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.5. | Собственные электромагнитные поля организма человека | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.6. | Электрическая активность органов | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.7. | Моделирование электрического источника одиночного волокна | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.8. | Электробиология | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.9. | Электробиология | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.10. | Электробиология | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
4.11. | Электробиология | Консультации | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 5. Биофизика двигательной активности | ||||||
5.1. | Биофизика мышечного сокращения | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.2. | Механические процеммы в опорно-двигательном аппарате человека | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.3. | Биомеханика дыхания | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.4. | Биомеханика миокарда | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.5. | Биофизические законмоерности двжения крови по сосудам | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.6. | Информация и живой организм | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.7. | Тубулин-динеиновая и тубулин-кинезиновая молекулярные системы подвижности | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.8. | Биофизика двигательной активности | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.9. | Биофизика двигательной активности | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.10. | Биофизика двигательной активности | Консультации | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.11. | Биофизика двигательной активности | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 6. Сенсорные системы организма | ||||||
6.1. | Анализ сенсорных систем | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.2. | Биофизика слуха | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.3. | Биофизика зрения | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.4. | Биофизика хемосенсорных систем | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.5. | Обоняние | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.6. | Сенсорные системы организма | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.7. | Сенсорные системы организма | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.8. | Сенсорные системы организма | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
6.9. | Сенсорные системы организма | Консультации | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 7. Информация и регулирование в биологических системах | ||||||
7.1. | Регулирование биологических процессов.Регуляция температуры тела | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
7.2. | Постоянятво внутренней среды организма и его регкляция | Лекции | 6 | 0,5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
7.3. | Информация и регулирование в биологических системах | Практические | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
7.4. | Информация и регулирование в биологических системах | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
7.5. | Информация и регулирование в биологических системах | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
7.6. | Информация и регулирование в биологических системах | Консультации | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Физические основы действия ионизирующих излучений. Биофизические эффекты электромагнитных полей. Математическое моделирование биологических процессов. Физические основы реакции биологических систем на внешние воздействия. Биофизика фотосинтеза. Биофизика популяций экосистем. Роль воды в живых организмах. Биофизика фотобиологических процессов Биофизические проблемы морфогенеза Биофизика когнитивных процессов Биофизика цветового зрения Биофизика мышечного сокращения Ультразвуковая диагностика в акушерстве Биологические и физические процессы и закономерности в живых системах. Редукционизм и антиредукционизм. Принцип качественной несводимости. Внутренняя энергия, теплота и работа, как термодинамические функции. Доказательства применимости второго закона термодинамики к биосистемам. Теорема И. Пригожина и направленность эволюции биосистем. Энтропия и биологический прогресс. Применение термодинамики в биологии: методы расчета стандартной и реальной свободной энергии биохимических процессов. Свободная энергия Гиббса и Гельмгольца. Типы аккумуляции и пути расходования энергии в биосистемах. Термодинамическое сопряжение экзэргонической и эндэргонической стадий биопроцессов; привести примеры. Термодинамика полного окисления глюкозы. Расчет эффективности (КПД) биологического окисления глюкозы. Современное представление о строении и переносе электронов в дыхательной цепи митохондрий. Биофизика фотосинтеза: физическая и физико-химическая стадии, квантовый выход, квантовый расход. Расчет КПД. Принцип обратной связи и лимитирующего звена (определяющей реакции) и их роль в регуляции скоростей протекания биологических процессов. Кинетика ингибирования ферментативных реакций. Обратимое и необратимое ингибирование. Типы обратимого ингибирования. Физические модели НК. Методы изучения ДНК и РНК. Осмотическое давление биологических жидкостей, его измерение и биологическое значение. Поверхностное натяжение воды и биологических жидкостей, его измерение; влияние поверхностно активных веществ на величину поверхностного натяжения; биологическая роль. Развитие представлений о строении биомембран; типы моделей мембран, их научное значение. Искусственные мембраны, их строение, классификация, теоретическое и практическое значение. Отличие от природных мембран. Проблема проницаемости и транспорта веществ через биомембраны. Методы исследования проницаемости. Активный транспорт молекул и ионов через биомембраны, его характеристика, свойства и функции. Проницаемость клеток для воды, электролитов и неэлектролитов. Физиологическая роль и практическое значение диффузии. Сходства и отличия активного транспорта и облегченной диффузии веществ через биомембраны. Доказательства наличия активного транспора в условиях in vitro. Биоэлектрические явления: общая характеристика, классификация. Электрокинетический потенциал: возникновение, измерение и факторы, определяющие его величину. Примеры электрокинетических явлений, их характеристика и научно-практическое значение. Биофизическая характеристика мышечных и немышечных сократительных белков. Молекулярные механизмы мышечного сокращения, его регуляция. Основные особенности строения немышечных сократительных систем. Молекулярный механизм их подвижности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
2021-2022_03_03_02-Физика_Профили-1_2021_Биофизика.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Волькенштейн М.В. | Биофизика: уч.пособие | , 2008 | |
Л1.2 | Е.В.Бигдай, С.П. Вихров, Н.В. Гривенная, В.М. Редькин,В.О. Самойлов, Чигирёв Б.И. | Биофизика для инженеров в 2-х томах: учебное пособие | М: горячая линия - Телекос, 2008 | |
Л1.3 | Артюхова В.Г. | Биофизика: уч.для вузов | Екатеринбург:деловая книга, 2009 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рубин А.Б. | Биофизика: учеб.пособие для вузов | М: Изд-во МГУ, М: Наука, 2004 | |
Л2.2 | А.Ю. Зубарев, Л.А.Ефимова, Л.Ю. Искакова | Континуальные модели процессов переноса в биофизике: учеб.пособие | Екатеринбург: Из-во УрГУ, 2009 | |
Л2.3 | Том А.Уэй | Физические основы молекулярной биологии: учеб.пособие для вузов | Издательский дом "Интеллект", 2010 | |
Л2.4 | Антонов В.Ф. | Биофизика: учеб.пособие для вузов | М: Гуманит. Изд-во центр ВЛАДОС, 2000 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Н.Н. Минакова, Г.Г. Устинов | Биофизика: пособие к практ.занятиям | Барнаул: Изд-во АлтГу, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Биофизика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Microsoft Windows 7 Офисный пакет Microsoft Office 2007 OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008 г. MatLAB 7 (MathWorks), 2010 г. MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007/2009 гг. Mathematica 4.0 (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.), 2009 г.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
см. Приложение |