Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.03.02. Физика |
Профиль | Медицинская физика; Современные функциональные материалы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 03_03_02_Физика_Профили-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 38 | 38 | 38 | 38 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 21.05.2022 г. № 7/2021-2022
Заведующий кафедрой Плотников Владимир Александрович
1.1. | Сформировать компетенции обучающегося в области физики наноструктурных материалов медико-биологического назначения и достижений нанотехнологий по профилю дисциплины |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-5.02 | Способен применять методы сбора, обработки, анализа и обобщения результатов экспериментов и исследований в области медицинской физики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | влияние размерного эффекта на свойства материалов, основные принципы получения наноразмерных материалов основные методы и технологии получения нанопродуктов и их характеристики, связанные с проявлением квантовых эффектов научные принципы создания наноструктурных материалов медико-биологического назначения методы получения и применения наноматериалов в медицине и биологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию находить перспективные методы получения наноматериалов медико-биологического назначения вести расчеты и выбирать оптимальные условия проведения нанобиотехнологических процессов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска информации о перспективных направлениях применения наноматериалов в биологии и медицине навыками проектирования, пролучения и использования наноструктур для объектов с новыми свойствами навыками анализа и систематизации информации о методах исследования наноструктурных материалов медико-биологического назначения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Нанотехнологии для медицины | ||||||
1.1. | Физико-химические и биологические свойства наночастиц. Основные способы получения наноразмерных структур. Механизмы биологической активности наночастиц | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Нанотехнологии применительно к способам доставки лекарств | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.3. | Лечебные наноматериалы в онкологии | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.4. | Наночастицы для лечения воспалительных заболеваний. Некоторые другие наноформы в медицине и биологии | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.5. | Нанотехнологии для медицины | Практические | 7 | 6 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.6. | Нанотехнологии для медицины | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.7. | Нанотехнологии для медицины | Сам. работа | 7 | 10 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.8. | Нанотехнологии для медицины | Консультации | 7 | 15 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 2. Методы исследования медицинских наноматериалов | ||||||
2.1. | Высокоразрешающие методы диагностики структуры наночастиц | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.2. | Традиционные методы и аппаратура изучения свойств наноформ | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.3. | Медико-биологические методы терапии с помощью нанопрепаратов | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.4. | Методы исследования медицинских наноматериалов | Практические | 7 | 6 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.5. | Методы исследования медицинских наноматериалов | Лабораторные | 7 | 8 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.6. | Методы исследования медицинских наноматериалов | Консультации | 7 | 15 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.7. | Методы исследования медицинских наноматериалов | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 3. Нанобиотехнологии | ||||||
3.1. | Биологические наноструктуры | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.2. | Основные направления развития нанобиотехнологий | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.3. | Нанобиотехнологии в медицине | Лекции | 7 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.4. | Нанобиотехнологии | Практические | 7 | 6 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.5. | Нанобиотехнологии | Лабораторные | 7 | 6 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.6. | Нанобиотехнологии | Консультации | 7 | 20 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.7. | Нанобиотехнологии | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин, С. А. Вологжанина, А. П. Петкова ; под редакцией Ю. П. Солнцева | Нанотехнологии и специальные материалы [Текст : электронный]. Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : учебное пособие для вузов | Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2020 | www.iprbookshop.ru |
Л1.2 | В. В. Поляков | Биомедицинские нанотехнологии [Текст: электронный], Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : учебное пособие | Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018 | www.iprbookshop.ru |
Л1.3 | А. Г. Колосько, С. В. Кузьмин | Основы микро- и нанотехнологий. Кристаллы [Текст: электронный] : учебное пособие | Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2022 | e.lanbook.com |
Л1.4 | В. С. Кирчанов | Наноматериалы и нанотехнологии [Текст: электронный]: учебное пособие | Пермь : ПНИПУ, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.И. Прокофьева, Л.А. Грибов | Физические эффекты нанотехнологий [Электронный ресурс], Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : учебное пособие | М.: Московский государственный строительный университет, 2013 | www.iprbookshop.ru |
Л2.2 | Э.Ф. Вознесенский, Ф.С. Шарифуллин, И.Ш. Абдуллин | Методы структурных исследований материалов. Методы микроскопии [Электронный ресурс], Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: учебное пособие | Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014 | http://www.iprbookshop.ru/61986 |
Л2.3 | Э. Л. Дзидзигури, Е. Н. Сидорова | Процессы получения наночастиц и наноматериалов. Нанотехнологии [Электронный ресурс], Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: учебное пособие | Москва : Издательский Дом МИСиС, 2012 | www.iprbookshop.ru |
Л2.4 | А. С. Иванов, Г. И. Пахомов | Физические основы микро- и нанотехнологии [Текст: электронный], Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: учебное пособие | Пермь : Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2011 | www.iprbookshop.ru |
Л2.5 | В.К. Неволин | Квантовая физика и нанотехнологии [Электронный ресурс]: Цифровой образовательный ресурс IPR SMART | М.:, 213 | www.iprbookshop.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение: операционная система семейств Windows/Unix; приложения виртуальных машин Innotek VirtualBox и др.; антивирусные программы: Avast, Avira AntiVir и др. диспетчеры архивов: 7-zip и др.; файл-менеджеры: Far, Unread Commander и др.; офисный пакет Microsort Office, включающий приложения: текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, СУБД Access, программа создания презентаций PowerPoint, о программа создания печатной продукции Publisher и др. пакеты для символьных вычислений: MathCAD, Maxima и др.; пакеты компьютерной графики: Photoshop, AcrobatReader, COMSOL Multiphysics, специализированные программыMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека ЭБС Юрайт https://urait.ru/ ЭБС Лань https://e.lanbook.com/ www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в различных областях. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Нанотехнологии в медицине» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Современные направления исследований в естественных науках (приоритетные направления)» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям; - своевременно выполнять практические задания - своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время практических или лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий; - построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ; - обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. |