МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика сплошных сред

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
ПрофильМедицинская физика; Современные функциональные материалы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Физика_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Утемесов Р.М

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Физика сплошных сред

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС ВО и учебному плану.
Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по главным положениям физики сплошных сред в соответствии с содержанием дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает основные физические и математические законы и методы накопления, передачи и обработки информации;
ОПК-1.2 Умеет использовать в профессиональной деятельности и применяет физикоматематические и естественнонаучные знания, физические законы и математически методы дляьрешения задач теоретического и прикладного характера
ОПК-1.3 Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне
ОПК-1.4 Умеет решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных знаний, физических законов, математических методов и методов моделирования.
ОПК-1.5 адеет навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные физические и математические законы и методы накопления, передачи и обработки информации
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать в профессиональной деятельности и применяет физико-математические и естественнонаучные знания, физические законы и математически методы для решения задач теоретического и прикладного характера
Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на теоретико-методологическом уровне
Умеет решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных знаний, физических законов, математических методов и методов моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Феноменология континуума
1.1. Феноменология континуума Лекции 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Феноменология континуума Практические 5 2 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Феноменология континуума Сам. работа 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Феноменология континуума Консультации 5 8
Раздел 2. Идеальная жидкость
2.1. Идеальная жидкость Лекции 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Идеальная жидкость Практические 5 2 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Идеальная жидкость Сам. работа 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Лабораторная работа 1 Лабораторные 5 4
2.5. Идеальная жидкость Консультации 5 8
Раздел 3. Вязкая жидкость
3.1. Вязкая жидкость Лекции 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Вязкая жидкость Практические 5 2 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Вязкая жидкость Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Вязкая жидкость Консультации 5 8
Раздел 4. Упругая среда
4.1. Упругая среда Лекции 5 4 Л2.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л1.2
4.2. Упругая среда Практические 5 2 Л2.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л1.2
4.3. Упругая среда Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1, Л1.2
4.4. Лабораторная работа 2 Лабораторные 5 4
4.5. Лабораторная работа 3 Лабораторные 5 4
4.6. Вязкая жидкость Консультации 5 8
Раздел 5. Электродинамика сплошных сред
5.1. Электродинамика сплошных сред Лекции 5 4 Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Электродинамика сплошных сред Практические 5 2 Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2
5.3. Электродинамика сплошных сред Сам. работа 5 6 Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2
5.4. Электродинамика сплошных сред Консультации 5 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3999

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Единицы измерения плотности:
а. кг/м2.
б. кг/м3.
в. кг/м.
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Способность жидкости оказывать сопротивление деформации сдвига характеризуется:
а. Плотностью.
б. Теплопроводностью.
в. Вязкостью.
ОТВЕТ:в

Вопрос 3. Число подобия, определяющее режим движения жидкости:
а. Nu.
б. Re.
в. Pr.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Уравнение Бернулли выражает собой закон:
а. Сохранения массы.
б. Сохранения импульса.
в. Сохранения энергии.
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Воображаемая линия, касательная к которой в каждой точке совпадает по направлению с вектором скорости жидкой частицы. Это:
а. Трубка тока.
б. Линия тока.
в. Изотермическая линия.
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Единицы измерения коэффициента кинематической вязкости:
а. м2/с.
б. м/с.
в. м/с2.
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Жидкость в которой отсутствует вязкость и сжимаемость. Это:
а. Реальная жидкость.
б. Капельная жидкость.
в. Идеальная жидкость.
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Режим движения, при котором жидкость движется слоями, не перемешиваясь. Это:
а. Ламинарный режим.
б. Турбулентный режим.
в. Переходный режим.
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Определить средний коэффициент теплоотдачи в поперечном потоке воздуха для трубы диаметром 20 мм, если температура воздуха 30 °С и скорость 5м/с.
а. 60,4 Вт/(м2·К).
б. 30,2 Вт/(м2·К).
в. 120,8 Вт/(м2·К).
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Определить средний коэффициент теплоотдачи в поперечном потоке воздуха для восьмирядного коридорного пучка, состоящего из труб диаметром 40 мм, если температура воздуха 300°С, средняя скорость 10 м/с и угол атаки 60°.
а. 35,7 Вт/(м2·К).
б. 69,5 Вт/(м2·К).
в. 93,8 Вт/(м2·К).
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Вычислить коэффициент теплоотдачи с поверхности горизонтального теплообменника, корпус которого имеет цилиндрическую форму и охлаждается свободным потоком воздуха. Наружный диаметр корпуса теплообменника d=400 мм, температура поверхности tс=200°C и температура воздуха в помещении tЖ=30°С.
а. 0,59 Вт/(м2·К).
б. 59 Вт/(м2·К).
в. 5,9 Вт/(м2·К).
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Определить коэффициент теплоотдачи от вертикальной плиты высотой Н=2 м к окружающему спокойному воздуху, если известно, что температура поверхности плиты tс=1000С, температура окружающего воздуха вдали от поверхности плиты tж=200С.
а. 7,23 Вт/(м2·К).
б. 3,29 Вт/(м2·К).
в. 9,84 Вт/(м2·К).
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Горизонтальная паровая труба наружным диаметром 14 см находится в покоящемся воздухе в помещении промышленного предприятия. Температура наружной поверхности трубы 55°С, а температура воздуха 25°С. Рассчитать тепловой поток от пара при длине трубы 20м.
а. 1250 Вт.
б. 250 Вт.
в. 2500 Вт.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Вычислить средний коэффициент теплоотдачи при течении трансформаторного масла в трубе диаметром 8 мм и длиной 1м, если средняя по длине трубы температура масла 80°С, средняя температура стенки трубы 20°С и скорость масла 0.6 м/с.
а. 249 Вт/(м2·К).
б. 124,5 Вт/(м2·К).
в. 62,25 Вт/(м2·К).
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. По трубкам радиатора диаметром 5 мм и длиной 0,2 м течет масло марки МС–20. Температура стенок трубок 30°С. Средняя температура масла по длине радиатора 70°С. Определить общее количество отдаваемого тепла в единицу времени, если радиатор имеет 240 параллельно включенных трубок, а общий расход масла через радиатор составляет 2,5 кг/с.
а. 8853 Вт.
б. 3556 Вт.
в. 6588 Вт.
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Числа подобия
Ответ: безразмерные величины, составленные из размерных физических параметров, характеризующих рассматриваемое физическое явление.

2. Число Прандтля
Ответ: определяющее число подобия, является теплофизической характеристикой теплоносителя.

3. Число Рейнольдса
Ответ: Число подобия, определяющее гидродинамическое подобие течения жидкостей (безразмерная скорость).

4. Турбулентный режим движения жидкости
Ответ: Жидкость движется активно перемешиваясь. Профиль скорости плоский. Re>10000.

5. Ламинарный режим движения жидкости
Ответ: Жидкость движется слоями, практически не перемешиваясь. Профиль скорости – парабола. Re<1000.

6. Гидростатическое давление
Ответ: Давление покоящейся жидкости.

7. Динамическое давление
Ответ: Часть полного давления, обусловленная упорядоченным движением жидких частиц.

8. Полное давление
Ответ: Давление, которое испытывает поверхность твёрдого тела, перпендикулярная потоку жидкости.

9. Простой трубопровод
Ответ: Трубопровод, состоящий из одной линии труб.

10. Идеальная жидкость
Ответ: Жидкость, в которой отсутствуют вязкость и сжимаемость.

11. Капельная жидкость
Ответ: Жидкость, способная образовывать капли. Обладает малой сжимаемостью.

12. Трубка тока
Ответ: Воображаемая или реальная поверхность, составленная из линий тока.

13. Динамический коэффициент вязкости
Ответ: μ - физический параметр вещества, характеризует способность жидкости оказывать сопротивление деформации сдвига, обуславливает наличие жидкого (вязкого) трения.

14. Кинематический коэффициент вязкости
Ответ: ν=μ/ρ - отношение динамического коэффициента вязкости к плотности жидкости.

15. Массовые силы
Ответ: приложены ко всем частицам жидкости и обусловлены внешними силовыми полями (гравитационным, электрическим, магнитным...).

16. Нестационарное поле
Ответ: поле меняющееся с течением времени.

17. Поверхностные силы
Ответ: возникают вследствие действия окружающей жидкости или твёрдых тел, приложены к поверхности рассматриваемого объёма жидкости (силы трения, силы давления...).

18. Сжимаемость жидкости
Ответ: физический параметр вещества, представляет собой относительное изменение плотность (или объёма) вещества при изменении давления.

19. Тепловое расширение
Ответ: физический параметр вещества, представляет собой относительное изменение плотности (или объёма) вещества при изменении температуры.

20. Физические условия
Ответ: часть условий однозначности, характеризуют физические свойства тела и среды.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ дан на русском языке. Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ дан на русском языке. Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ дан на русском языке. Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Ответ дан не на русском языке. Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные понятия и определения Физики сплошных сред.
2. Вектор скорости.
3. Вектор плотности потока массы.
4. Уравнение неразрывности.
5. Функция тока. Вихрь.
6. Уравнение Эйлера.
7. Постановка задачи для расчета движения идеальной жидкости.
8. Гидростатическое давление и его свойства. Дифференциальные уравнения равновесия жидкости.
9. Равновесие жидкости в поле силы тяжести: поверхность уровня, распределение давления в покоящейся жидкости. Равновесие несмешивающихся жидкостей.
10. Относительное равновесие жидкости в поле силы тяжести.
11. Давление жидкости на плоскую горизонтальную поверхность.
12. Давление жидкости на произвольно ориентированную плоскую площадку.
13. Давление жидкости на криволинейные поверхности. Закон Архимеда.
14. Уравнение Бернулли для трубки тока.
15. Силы, действующие в движущейся реальной жидкости. Режимы движения реальной жидкости.
16. Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости в трубе.
17. Потери давления на трение и местные сопротивления.
18. Гидравлический расчет трубопроводов и систем эвакуации продуктов сгорания.
19. Уравнение Навье-Стокса для реальной жидкости.
20. Постановка задачи для расчета движения несжимаемой и сжимаемой жидкости.
21. Физическая модель пограничного слоя.
22. Пристеночный и свободные пограничные слои при различных режимах движения.
23. Уравнения Прандтля для ламинарного пограничного слоя.
24. Постановка задачи расчета ламинарного пограничного слоя.
25. Уравнения Прандтля для турбулентного пограничного слоя.
26. Турбулентные напряжения.
27. Полуэмпирические модели турбулентности. Модели Прандтля и Прандтля-Колмогорова.
28. Интегральные методы расчета пограничных слоев.
29. Уравнение потока импульса Кармана для пограничного слоя.
30. Расчеты ламинарного и турбулентного пограничных слоев на плоской поверхности.
31. Свободная струя.
32. Расчет свободной струи.
33. Частично ограниченные струи.
34. Струйные приборы.
35. Ограниченные струи.
36. Основные понятия теории подобия.
37. Множители преобразования и критерии подобия.
38. Критерии гидродинамического подобия.
39. Связь между критериями подобия.
40. Основные теоремы теории подобия.
41. Автомодельность.
42. Моделирование движения.
43. Уравнение Навье-Стокса в форме Гельмгольца.
44. Движение одиночной сферической частицы в сплошной среде.
45. Движение ансамбля сферических частиц в сплошной среде.
46. Ячеечная модель.
47. Особенности движения пузырей и капель в жидкой среде.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. По трубе d=60 мм и длиной l=2,1м протекает воздух со скоростью 5 м/с. Определить значение среднего коэффициента теплоотдачи, если средняя температура воздуха tж=100°С.
2. Определить среднее значение коэффициента теплоотдачи и количество передаваемой теплоты при течении воды в горизонтальной трубе диаметром d=3 мм и длиной l=0.5 м, если скорость воды 0.3 м/с, средняя по длине трубы температура воды tж=60°С и средняя температура стенки tс=20°С.
3. Как изменится средний коэффициент теплоотдачи при ламинарном режиме течения жидкости в трубе, если скорость жидкости возрастает соответственно в 2 и 4 раза, а диаметр трубы, средняя температура жидкости и температура стенки останутся неизменными.
4. Как изменятся значения числа Nu и коэффициента теплоотдачи при ламинарном режиме течения жидкости в трубе, если диаметр трубы увеличить соответственно в 2 и 4 раза, сохранив среднюю температуру жидкости и температуру стенки постоянными при постоянном расходе жидкости.
5. Вычислить средний коэффициент теплоотдачи при течении трансформаторного масла в трубе диаметром 8 мм и длиной 0,2 м, если средняя по длине трубы температура масла 80°С, средняя температура стенки трубы 20°С и скорость масла 0.6 м/с.
6. По трубкам радиатора диаметром 5 мм и длиной 0,4 м течет масло марки МС–20. Температура стенок трубок 30°С. Средняя температура масла по длине радиатора 70°С. Определить общее количество отдаваемого тепла в единицу времени, если радиатор имеет 120 параллельно включенных трубок, а общий расход масла через радиатор составляет 2,5 кг/с.
7. Определить значение коэффициента теплоотдачи и количество передаваемого тепла в единицу времени при течении воды в горизонтальной трубе диаметром 10 мм и длиной 1,2 м, если средние по длине трубы температуры стенки и воды равны соответственно 60°С и 30°С, а расход воды 7·10-3 кг/с.
8. Определить значение коэффициента теплоотдачи и количество передаваемого тепла в единицу времени при течении воды в горизонтальной трубе диаметром 10 мм и длиной 1,2 м, если средние по длине трубы температуры стенки и воды равны соответственно 60°С и 30°С, а расход воды 14·10-3 кг/с.
9. Как изменится средний коэффициент теплоотдачи при турбулентном режиме течения жидкости в трубе, если скорость жидкости возрастает соответственно в 2 и 4 раза, а диаметр трубы, средняя температура жидкости и температура стенки останутся неизменными.
10. Медный шинопровод круглого сечения диаметром 15 мм охлаждается поперечным потоком сухого воздуха. Скорость и температура набегающего потока воздуха равны соответственно 1 м/с и 20°С. Вычислить коэффициент теплоотдачи от поверхности шинопровода к воздуху и допустимую силу тока в шинопроводе при условии, что температура его поверхности не должна превышать 80°С. Удельное электрическое сопротивление меди 0,0175 ом·мм2/м.
11. Определить средний коэффициент теплоотдачи в поперечном потоке воды для трубки диаметром 20мм, если температура воды 20°С, температура стенки 40°С, скорость воды 0,5 м/с.
12. Водяной калориметр, имеющий форму трубки с наружным диаметром 15 мм, помещен в поперечный поток воздуха. Воздух имеет скорость 2 м/с, направленную под углом 90° к оси калориметра, и среднюю температуру 20°С. При стационарном тепловом режиме на внешней поверхности калориметра устанавливается постоянная средняя температура, равная 80°С. Вычислить коэффициент теплоотдачи от трубки к воздуху и тепловой поток на единицу длины калориметра.
13. Цилиндрическая трубка диаметром 20 мм охлаждается поперечным потоком воды. Скорость потока 1 м/с. Средняя температура воды 10°С и температура поверхности трубки 50°С. Определить коэффициент теплоотдачи от поверхности трубки к охлаждающей воде.
14. Определить средний коэффициент теплоотдачи конвекцией от поперечного потока дымовых газов к стенкам труб котельного пучка. Трубы диаметром 80 мм расположены в шахматном порядке. Средняя скорость потока газов 10 м/с. По направлению потока газа пучок состоит из четырех рядов труб с одинаковой поверхностью. Температура газа перед пучком 1100°С, а за пучком 900°С.
15. В теплообменнике шахматный пучок труб обтекается поперечным потоком трансформаторного масла. Внешний диаметр труб в пучке 20 мм. Средняя скорость и средняя температура масла соответственно равны 0,6 м/с и 90°С. Найти коэффициент теплоотдачи от поверхности труб к маслу для третьего ряда труб пучка при условии, что температура поверхности труб 90°С

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студент сумел прочитать и понять вопрос, ответ дан на русском языке, студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студент сумел прочитать и понять вопрос, ответ дан на русском языке, студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студент сумел прочитать и понять вопрос, ответ дан на русском языке, студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студент не сумел прочитать и/или понять вопрос, либо ответ дан не на русском языке, либо студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Сплошный 2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Учайкин Механика. Основы механики сплошных сред: учеб. СПб: Лань, 2017//ЭБ e.lanbook.com
Л1.2 В.В. Учайкин Основы механики сплошных сред. Задачи с указаниями и ответами: учеб. пособие СПб: Лань, 2018//ЭБ e.lanbook.com
Л1.3 Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц Электродинамика сплошных сред : учеб. пособие М.: Физматлит, 2005//ЭБ e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.В. Корабельников, А.В. Ханефт Практикум по основам механики сплошных сред : учеб. пособие Кемерово: КГУ, 2011//ЭБ biblioclub.ru
Л2.2 К. В. Лотов Физика сплошных сред: учеб. пособие М., Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002, 2007//ЭБ www.lib.asu.ru
Л2.3 А.В. Ханефт Основы механики сплошных сред в примерах и задачах : учеб. пособие Кемерово: КГУ, 2010//ЭБ biblioclub.ru
Л2.4 М.А. Давыдова Лекции по гидродинамике : учеб. пособие М.: Физматлит, 2011//ЭБ e.lanbook.com
Л2.5 Г. Е. Векштейн Физика сплошных сред в задачах: учеб. пособие М.: Институт компьютерных исследований, 2002, 2007//ЭБ www.lib.asu.ru
Л2.6 Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц Гидродинамика: учеб. пособие М.: Физматлит, 2001, 2015//ЭБ e.lanbook.com
Л2.7 Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц Теория упругости : учеб. пособие М.: Физматлит, 2007//ЭБ e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» www.intuit.ru
Э5 Физика сплошных сред portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows или Linux
Пакет офисных приложений
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.viniti.ru/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека
http://franco.crimealib.ru/chitatelyu/nashi-izdanija/rubrikon-krupneyshiy-yenciklopediches.html - Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
https://www.cnb.dvo.ru/ – Центральная научная библиотека ДВО РАН
https://www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
https://nbmgu.ru/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
https://elibrary.ru/defaultx.asp? Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207К лаборатория тепломассообмена - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; вольтметр 01202-50 (2 шт.); измеритель ИТЛ-400 (2 шт.); компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер LНА-188 (2 шт.); ноутбук Acer TM424WXMi Cel-M(380) 1,6GHz/14,1" WXGA/512Mb/60Gb/DVD-RW/LAN/Wlan b; осциллограф С1-83; персональный компьютер с LCD монитором 19"; принтер HP LJ P1005; скамья оптическая; сканер HP SJ 8200; барометр М67; бинокль; весы торсион.; весы торсионные; вискозиметр; вольтметр В7-21 (2 шт.); головка магнитоэлектрическая М1634 (2 шт.); динамометр ДОС 03; лампа настольная тр383; латр; микроманометр ЛТА-4; набор цветных стекл (3 шт.); осциллограф С1-79; осциллограф С9-1; осциллограф Сi-101; печь муфельная; пирометр "Проминь"; прецизионный газовый счетчик №10 (2 шт.); скамья оптическая (6 шт.); стабилизатор 3222 (2 шт.); фотоаппарат "Зенит" (7 шт.); фотоаппарат "Киев"; фотообъектив "Мир 26Б"; фотообъектив "Юпитер 36Б" (4 шт.); эл/точило (нождак) (2 шт.); учебные наглядные пособия: "ТЕПЛОФИЗИКА ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ", "ТЕПЛОФИЗИКА СБОРНИК ЗАДАЧ", "ГИДРОГАЗОДИНАМИКА ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ".

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см.ФОС в приложении