МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Олимпиадные задачи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., Зав.кафедрой, Будкин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Шахова С.А.

Рабочая программа дисциплины
Олимпиадные задачи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является подготовка магистров, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять олимпиадные задачи в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.
Для достижения цели ставятся задачи:
овладеть понятийным аппаратом решения олимпиадных задач;
освоить методы доказательства теорем и способы решения олимпиадных задач; увидеть следствия полученного результата.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук при решении фундаментальных и прикладных задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-1.1 Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
ПК-1.2 Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
ПК-1.3 Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Олимпиадные задачи
1.1. Задачи на раскраску. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Логические задачи. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Логические задачи. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Игровые задачи. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Логические задачи. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Алгебраические уравнения. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Алгебраические уравнения. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Алгебраические уравнения. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Задачи на взвешивание. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Задачи на взвешивание. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Задачи на взвешивание. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Делимость целых чисел. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Делимость целых чисел. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Делимость целых чисел. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Игровые задачи. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.16. Игровые задачи. Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.17. Задачи на раскраску. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.18. Задачи на раскраску. Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.19. Чёт-нечёт Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.20. Чёт-нечёт Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.21. Чёт-нечёт Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.22. Принцип Дирихле. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.23. Принцип Дирихле. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.24. Принцип Дирихле. Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.25. Задачи по геометрии. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.26. Задачи по геометрии. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.27. Задачи по геометрии. Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцев Ю.Н., Саженков А.Н.. «Реши+если=силён». Олимпиадные задачи по математике : учебное пособие АлтГУ, 1994
Л1.2 Дорофеева А. В. Математика: Учебник для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru/bcode/449047
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Саженков А.Н., Саженкова Т.В. Классические олимпиадные темы. 1 часть: учебное пособие Барнаул: Изд. АГУ, 2003
Л2.2 Саженков А.Н., Саженкова Т.В. Классические олимпиадные темы. 2 часть: учебное пособие Барнаул: Изд. АГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.