МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криптография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_Фундаментальная информатика и информационные технологии_ПиИТ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Н.В. Баянова

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Криптография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – развить способность к разработке алгоритмических и программных решений в области математических, информационных моделей.А также способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций.Освоение студентамиосновные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов, методы анализа сложности алгоритмов и принципов современной криптографии и умение практического применения знаний для защиты информации.Научиться применять при решении задач типичные алгоритмы.Овладеть навыками формировать суждения о своей профессиональной деятельности.


Для достижения цели ставятся задачи:
дать представления о классических системах шифрование;
дать представление о современных симметричных блочных шифров и о методах их взлома
дать представление о современных потоковых шифрах
познакомить с современной ассиметричной криптографией




2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям
ОПК-3.1 Знает основные принципы алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий.
ОПК-3.2 Умеет решать стандартные задачипрофессиональной деятельности на основе принципов алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий.
ОПК-3.3 Владеет навыками разработки алгоритмических и программных решений в области современных информационных технологий.
ПК-5Способен к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере
ПК-5.1 Знает методику анализа требований и вариантов реализации информационных систем.
ПК-5.2 Умеет оценивать качество, надежность и эффективность информационной системы.
ПК-5.3 Имеет практический опыт разработки вариантов реализации информационных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1 Знает основные принципы алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий.
ПК-5.1 Знает методику анализа требований и вариантов реализации информационных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2 Умеет решать стандартные задачипрофессиональной деятельности на основе принципов алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий.
ПК-5.2 Умеет оценивать качество, надежность и эффективность информационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3 Владеет навыками разработки алгоритмических и программных решений в области современных информационных технологий.
ПК-5.3 Имеет практический опыт разработки вариантов реализации информационных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории чисел
1.1. Делимость. Простые и составные числа.НОД и НОК чисел. Разложение числа на простые множители. Сумма и произведение делителей числа. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Делимость. Простые и составные числа.НОД и НОК чисел. Разложение числа на простые множители. Сумма и произведение делителей числа. Лабораторные 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Делимость. Простые и составные числа.НОД и НОК чисел. Разложение числа на простые множители. Сумма и произведение делителей числа. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Числовые сравнения. Полная и приведенная системы вычетов. Кольцо вычетов по модулю n. Функция Эйлера, свойство мультипликативности. Теорема Эйлера. Теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени. Китайская теорема об остатках. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Числовые сравнения. Полная и приведенная системы вычетов. Кольцо вычетов по модулю n. Функция Эйлера, свойство мультипликативности. Теорема Эйлера. Теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени. Китайская теорема об остатках. Лабораторные 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Числовые сравнения. Полная и приведенная системы вычетов. Кольцо вычетов по модулю n. Функция Эйлера, свойство мультипликативности. Теорема Эйлера. Теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени. Китайская теорема об остатках. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Симметричные и ассиметричные шрифты
2.1. Основные понятия и определения. Шифры перестановки: шифр перестановки «скитала», шифрующие таблицы, применение магических квадратов. Лекции 4 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные понятия и определения. Шифры перестановки: шифр перестановки «скитала», шифрующие таблицы, применение магических квадратов. Лабораторные 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. методы взлома шрифтов перестановки,шифр перестановки «скитала», шифрующие таблицы, применение магических квадратов. Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Шифры простой замены: полибианский квадрат, система шифрования Цезаря, аффинная система подстановок Цезаря, система Цезаря с ключевым словом, шифрующие таблицы Трисемуса, биграммный шифр Плейфера, криптосистема Хилла, система омофонов. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Шифры простой замены: полибианский квадрат, система шифрования Цезаря, аффинная система подстановок Цезаря, система Цезаря с ключевым словом, шифрующие таблицы Трисемуса, биграммный шифр Плейфера, криптосистема Хилла, система омофонов. Лабораторные 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы взлома шифров простой замены. Взлом шифров простой замены Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Шифры сложной замены: шифр Гронсфельда, система шифрования Вижинера, шифр «двойной квадрат» Уитсона, одноразовая система шифрования, шифрование методом Вернама, роторные машины. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Шифры сложной замены: шифр Гронсфельда, система шифрования Вижинера, шифр «двойной квадрат» Уитсона, одноразовая система шифрования, шифрование методом Вернама, роторные машины. Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Методы взлома шифров сложной замены.Взлом шифров сложной замены Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Современные симметричные криптосистемы. Принцип итерирования. Конструкция Фейтстеля.Американский стандарт шифрования данных DES. Область применения алгоритма DES. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Современные симметричные криптосистемы. Принцип итерирования. Конструкция Фейтстеля.Американский стандарт шифрования данных DES. Область применения алгоритма DES. Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Современные симметричные криптосистемы. Принцип итерирования. Конструкция Фейтстеля. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Анализ DES Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Шифрование с помощью DES вручную Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Отечественный стандарт шифрования данных ГОСТ: режим простой замены, режим гаммирования, режим гаммирования с обратной связью, режим выработки имитовставки. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Отечественный стандарт шифрования данных ГОСТ: режим простой замены, режим гаммирования, режим гаммирования с обратной связью, режим выработки имитовставки. Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Анализ алгоритма ГОСТ Сам. работа 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Шифрование с помощью ГОСТ вручную Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.19. Режимы шифрования Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.20. Режимы шифрования Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.21. Анализ режимов шифрования Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.22. Атаки на блочные шифры. Дифференциальный криптоанализ. Линейный криптоанализ Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.23. Атаки на блочные шифры. Дифференциальный криптоанализ. Линейный криптоанализ Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.24. Анализ атак Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.25. Анализ одной из атак Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.26. Алгоритм AES Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.27. Алгоритм AES Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.28. Шифрование с помощью AES вручную Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.29. Другие блочные шифры Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.30. Другие блочные шифры Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.31. Создание презентации по одному из современных блочных шифров Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.32. Концепция криптосистемы с открытым ключом. Однонаправленные функции Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.33. Концепция криптосистемы с открытым ключом. Однонаправленные функции Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.34. Построение однонаправленных функций. Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.35. Алгоритмы на основы задачи об укладке рюкзака Лабораторные 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.36. Анализ алгоритма Сам. работа 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.37. Реализация алгоритма Сам. работа 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.38. Криптосистема шифрования данных RSA: процедуры шифрования и расшифрования в криптосистеме RSA, безопасность и быстродействие криптосистемы RSA. Лабораторные 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.39. Анализ RSA Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.40. Реализация RSA Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.41. Комбинированный метод шифрования Лабораторные 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.42. Комбинированный метод шифрования Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.43. Реализация Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.44. Большие простые числа Лабораторные 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.45. Разложение на множители Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Цифровая продпись
3.1. Цифровая подпись Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Цифровая подпись Лабораторные 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Цифровая подпись Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Идентификация и проверка подлинности Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Взаимная проверка подлинности пользователей Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Промежуточная аттестация Зачет 4 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение
Приложения
Приложение 1.   Криптография Фунд 2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кнауб Л. В. , Новиков Е. А. , Шитов Ю. А. Теоретико-численные методы в криптографии: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фороузан Б. А. Математика криптографии и теория шифрования: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», , 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека www.lib.asu.ru
Э2 Образовательный математический сайт www.exponenta.ru
Э3 Свободная энциклопедия Википедия ru.wikipedia.org
Э4 Электронная библиотека www.biblioclub.ru
Э5 Единый образовательный портал АлтГУ Криптография portal.edu.asu.ru
Э6 Аналитическо-информационный портал "Финам". www.finam.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.