МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы и модели в биологии и медицине

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильНаука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_Прикладная математика и информатика_НДиКТБМ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Хворова Л.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., зам.декана, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы и модели в биологии и медицине

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний в области биокибернетики и биоинформатики, моделирования сложных систем, умение применять методы математического моделирования и компьютерные технологии в различных исследованиях теоретического и прикладного характера в биологии и медицине.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен решать актуальные задачи фундаментальной и прикладной математики
ОПК-3 Способен разрабатывать математические модели и проводить их анализ при решении задач в области профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы биокибернетики и биоинформатики, математического моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывать модели различных процессов, использовать прикладные пакеты программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки и анализа больших данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Историко-философское введение в моделирование Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Основы биокибернетики, биоинформатики, программной инженерии Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
1.3. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основы и концепции моделирования сложных систем
2.1. Характеристика сложных систем Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.2. Методы исследования сложных систем Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.3. Формализация понятия система Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.4. Общая схема системного исследования сложных объектов Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.5. Моделирование сложных объектов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.6. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.7. Классификация моделей Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.8. Модели экологических систем Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
2.9. Модели лесных сообществ и водных экосистем Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Имитационное моделирование
3.1. Среда имитационного моделирования Anylogic Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
3.2. Метод системной динамики. Модель распространения эпидемии Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
3.3. Агентное и дискретно-событийное моделирование в Anylogic Сам. работа 1 15 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Прикладной анализ данных методами биокибернетики и технологиями биоинформатики
4.1. Биоклиматическое моделирование экологических ниш растений и картирование территорий Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.2. Программа MaxEnt: метод максимальной энтропии Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.3. Оценка распределения подходящих условий обитания для исследуемого вида в соответствии с принципами максимальной энтропии Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.4. Обработка и интеллектуальный анализ данных. Предсказательная аналитика Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.5. Исследование набора генов больных раком Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.6. Задачи классификации на данных ирисы Фишера Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.7. Модели динамики популяций Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.4, Л1.3, Л1.2
4.8. Прикладной пакет Populus Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-3 Л1.4, Л1.3, Л1.2
4.9. Модели эволюции популяций Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л1.2
4.10. Моделирование в агроэкологии. Модель Agrotool Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
4.11. Проведение экспериментов с моделью Agrotool Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зарипов Ш.Х. Введение в математическую экологию: учебно-методическое пособие Казань: Изд-во Казанского федерального университета, 2010 kpfu.ru
Л1.2 [Л. А. Хворова и др.] Математическое моделирование и информационные технологии в экологии и природопользовании: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Меншуткин В.В. Искусство моделирования (экология, физиология, эволюция).: Петрозаводск – Санкт-Петербург, 2010 resources.krc.karelia.ru
Л1.4 Кипятков В.Е. Практикум по математическому моделированию в популяционной экологии: СПб.: Санкт-Петерб. госуд. ун-т, 2002 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс в Moodle public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакеты для математических вычислений: SciLab, MS Excel.
Microsoft Windows, Pethon
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания следующих разделов изученных на предыдущих курсах математических дисциплин: алгебра (основная теорема, знакоопределенность матриц - критерий Сильвестра), дифференциальное и интегральное исчисление (таблицы производных и интегралов, правила и методы вычисления производных и интегралов), дифференциальные уравнения (обыкновенные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами, методы решения дифференциальных уравнений).
На едином образовательном портале необходимо ознакомиться с лекциями и выполнить 5 письменных заданий по материалам лекций.