Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_Прикладная математика и информатика_ММиИТ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,329999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А. И.
1.1. | изучение студентами основ математической логики, а также приобретение необходимых навыков работы с информационными, логическими и алгоритмическими объектами, которые рассматриваются в курсе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности |
ОПК-1.1 | Демонстрирует навыки работы с учебной литературой по основным дисциплинам математических и (или) естественных наук |
ОПК-1.2 | Использует фундаментальные знания (основные понятия, факты, концепции, принципы математики, информатики, естественных наук и т.д.) для решения практических задач, связанных с прикладной математикой и информатикой |
ОПК-1.3 | Умеет применять на практике математических моделей и компьютерных технологий для использовать их при решении задач профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1 Демонстрирует навыки работы с учебной литературой по основным дисциплинам математических и (или) естественных наук |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2 Использует фундаментальные знания (основные понятия, факты, концепции, принципы математики, информатики, естественных наук и т.д.) для решения практических задач, связанных с прикладной математикой и информатикой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-1.3 Умеет применять на практике математических моделей и компьютерных технологий для использовать их при решении задач профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в математическую логику. | ||||||
1.1. | Традиционная логика. Понятия, суждения, умозаключения. Категорические силлогизмы Аристотеля. Логика и математическая логика. Природа математической логики. История развития математической логики. Предмет и метод математической логики. Формальные системы. Язык. Синтаксис и семантика языка. Символы, выражения и формулы. Дедуктивные формулы. Метапонятия: непротиворечивость, полнота, разрешимость. Множества, функции и отношения. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Символы, выражения и формулы. Дедуктивные формулы. Метапонятия: непротиворечивость, полнота, разрешимость. Множества, функции и отношения. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Проработка необходимых вопросов для подготовки к практическим занятиям. Индивидуальные домашние задания. | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Исчисление высказываний. | ||||||
2.1. | Выполнимые и опровержимые формулы исчисления высказываний. Тавтологии и противоречия. Теоремы о тавтологиях. Заменимость пропозициональных форм. Заменимость и логическая эквивалентность. Правило подстановки. Элементарные правила заменимости пропозициональных форм. Полные системы связок исчисления высказываний. Штрих Шеффера. Стрелка Пирса. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Конъюнктивная и дизъюнктивная нормальные формы. Приведение пропозициональной формы к конъюнктивной и дизъюнктивной нормальным формам. Распознаваний тавтологий и противоречий по совершенной дизъюнктивной и конъюнктивной нормальной форме. | Лекции | 5 | 3 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Двойственность конъюнкции и дизъюнкции. Двойственная пропозициональная форма. Принцип двойственности. Логические (Булевы) функции. Алгебра логики. Представление пропозициональных форм логическими функциями. Логические функции от двух переменных. Нормальные формы логических функций. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Исчисление высказываний. | Практические | 5 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Проработка необходимых вопросов для подготовки к практическим занятиям. Индивидуальные домашние задания. | Сам. работа | 5 | 22 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Исчисление предикатов. | ||||||
3.1. | Простой предикат. Предикатный символ. Предикат как отношение на множестве индивидов. Характеристическая функция предиката. Переименование индивидных переменных в символическом представлении предиката. Оперирование с предикатами. Сложный предикат. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Категорические суждения. Кванторы всеобщности с существования. Квантификация предиката. Элементарные формулы. Построение сложных формул исчисление предикатов. Логическая сложность формулы. Замкнутые формулы. Замыкание формулы. | Лекции | 5 | 3 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Исчисление предикатов. | Практические | 5 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Проработка необходимых вопросов для подготовки к практическим занятиям. Индивидуальные домашние задания. | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Математическая логика ФОС.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Судоплатов С. В., Овчинникова Е. В. | Математическая логика и теория алгоритмов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Микони С.В. | Дискретная математика для бакалавра: множества, отношения, функции, графы: | СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Игошин В.И. | Математическая логика и теория алгоритмов: для бакалавров и магистров | Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.edu.ru | |||
Э2 | www.intuit.ru | |||
Э3 | www.elibrary.ru | |||
Э4 | Ссылка на курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Word, PowerPoint. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета; 2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»; 3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт 4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"; 5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |