МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическое моделирование и визуализация на Python

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_ММиИТ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Математическое моделирование и визуализация на Python

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование и развитие у студентов компетенций, необходимых для проведения научных вычислений, обработки и визуализации данных на языке программирования Python.

Задачи:
1. Подготовка студентов к использованию языка программирования Python 3 и его библиотек для проведения научных вычислений и визуализации данных.
2. Изучение основ языка программирования на Python 3.
3. Изучение возможностей библиотек NumPy и Matplotlib для проведения научных вычислений и визуализации.
4. Выработка практических навыков программирования на языке Python 3.
5. Выработка практических навыков по использованию библиотек NumPy и Matplotlib.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных систем и достижений науки и техники
ПК-1.1 Знает основные понятия, методы и подходы теоретических и экспериментальных исследований с использованием информационно-коммуникационных систем
ПК-1.2 Использует современные информационно-коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности
ПК-1.3 Владеет навыками осуществления научно-исследовательской деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных систем и достижений науки и техники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы программирования (включая стандартные алгоритмы, и их реализацию) на языке Python 3 (базовые структуры данных, в частности типы данных, логические выражения, условные операторы, организация множественного ветвления, циклы, последовательности (строки и списки) и словари в Python);
- основы применения библиотек NumPy и Matplotlib.
3.2.Уметь:
3.2.1.- строить модели, оценивать их качество и сравнивать различные модели средствами Python;
- эффективно применять Python 3 и библиотеки NumPy и Matplotlib для научных вычислений и визуализации данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- базовыми навыками разработки программ на языке программирования Python 3;
- навыками применения библиотек NumPy и Matplotlib для разработки программ, с помощью которых возможно производить научные вычисления и визуализацию данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы программирования на языке Python Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основы программирования на языке Python Лабораторные 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основы программирования на языке Python Сам. работа 4 28 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Библиотека NumPy Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Библиотека NumPy Лабораторные 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Библиотека NumPy Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Библиотека Matplotlib Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Библиотека Matplotlib Лабораторные 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Библиотека Matplotlib Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Библиотека Pandas Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Библиотека Pandas Лабораторные 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Библиотека Pandas Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Библиотека SciPy Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Библиотека SciPy Лабораторные 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Библиотека SciPy Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышев С. А. Основы программирования на Python: Учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477353
Л1.2 Гниденко И. Г., , Павлов Ф.Ф., Федоров Д.Ю. Технологии и методы программирования: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федоров Д.Ю. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ PYTHON. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Буйначев С. К., Боклаг Н. Ю. Основы программирования на языке Python: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система издательства «Лань» www.e.lanbook.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Образовательный курс Математическое моделирование и визуализация на Python в платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо к онспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний,
записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте г лавное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и
т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции
или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить
к освоению нового содержания.
Практическое занятие – это форма работы, г де сту денты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь
терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте нескольк о источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным бу дет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в
них: университетская библиотека Онлайн (http://www .biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань»
(http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и
выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практическ ого характера, продумайте план их выполнения или решения при
подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по
самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем
для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои
знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практическ ого содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день к онсультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.