Музыканты молодежного оркестра АлтГУ рассказали о любимых произведениях и композиторах военного времени

10 мая 2024 По материалам Молодежного оркестра АлтГУ
Фото: Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом»

В День Победы музыканты Молодежного оркестра университета, студенты кафедры искусств рассказали о тех композиторах, музыка которых помогала солдатам поддерживать боевой дух, воспитывала патриотизм и укрепляла веру граждан.

Илья Клинцов, трубач:

— Мой любимый композитор времен Великой Отечественной войны — Александр Васильевич Александров, настоящая фамилия — Коптелев. Он был начальником, художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной армии имени М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова), а также народным артистом СССР, автором музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. Мне кажется, одним из самых главных достижений композитора стало произведение «Священная война», известное всем как минимум по первой строчке: «Вставай, страна огромная». Во время Великой Отечественной войны эта песня исполнялась каждое утро по всесоюзному радио после боя Кремлевских курантов. Она играла огромную роль в поддержании морального духа воинов, способствовала пробуждению неисчерпаемых сил в боях. Песня соединяет «грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность». По моему мнению, именно эти черты дали ей такой невероятный успех. Интересный факт: в честь этого произведения на фасаде Белорусского вокзала в Москве была установлена мемориальная доска «Священная война», посвященная первому исполнению песни.

Елизавета Зимонина, флейтистка:

— Музыка на войне, прежде всего, была предназначена для того, чтобы поднимать боевой дух. Далеко не каждая музыка может справиться с этой задачей: трогать душу и давать надежду. Поистине военной музыкой считаются марши. К этому жанру прибегали многие композиторы всех времен. Но именно по-настоящему оставить свою душу в военной музыке может лишь военный. Одним из таких композиторов был Семен Чернецкий — дирижер, генерал-майор, главный руководитель всех военных оркестров 1924–1949 годов. Как он писал марши — не писал никто. Плотное, торжественное звучание, от которого всегда мурашки по коже. В зависимости от ситуации написания и названия марш передает конкретные эмоции. Например, марш Чернецкого «Будапешт» имеет очень целеустремленное настроение, создается иллюзия бесконечного движения и пути. Ведь именно под этот марш Красная армия проходила через город Будапешт.

А вот марш «Парад» звучит упруго, торжественно, светло, с чувством завершенности.

Василиса Казарина, пианистка:

— Несомненно, в годы войны музыка играла огромную роль в жизни каждого. Песни пробирают до глубины души, не дают пасть духом, заставляют быть сильными, стоять до последнего за свою Родину, верить в победу. Хотелось бы рассказать об одной величайшей певице ВОВ — Клавдии Ивановне Шульженко. Невероятно сильная и храбрая женщина, которая сотни раз выступала перед бойцами на передовой, в госпиталях перед ранеными. Ее песня «Синий платочек» стала одним из символов победы. Несмотря на условия, в которых ей приходилось жить, она всегда выглядела потрясающе, выступала исключительно в платьях и туфлях. Не могу представить, как сложно ей было. Однажды ей пришлось взбираться на кузов грузовика, чтобы выступить — и она сломала каблук. Но не подала виду и выступила на цыпочках, чтобы создать для солдат ощущение праздника, свободы и мира. А во время бомбежек с воздуха Клавдия Ивановна прижимала к себе свой чемодан с платьями и кричала: «Только не в платья, фашистская сволочь! Только не в платья!» Каждый раз Клавдия Шульженко рисковала жизнью, но не переставала радовать солдат своими песнями. И я ей искренне восхищаюсь!

поделиться
Связано с разделами

Институт гуманитарных наук

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0