Завкафедрой конституционного и международного права юридического института Алтайского государственного университета, доктор юридических наук Евгений Аничкин выступил в Алтайском краевом Законодательном собрании на заседании совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию с докладом о трансформации высшей школы. Материалы выступления публикует газета «За науку».
Правовед АлтГУ констатировал, что перейти на систему, которая бы реально уравнивала, идентифицировала российскую и европейскую системы образования и эффективно обеспечивала образовательные и трудовые права наших выпускников в других странах Болонской системы, к сожалению, не удалось.
«Недостижение того результата, на который мы рассчитывали, вступая 20 лет назад в Болонскую систему, объяснялось во многом политическими причинами, особым отношением к стране, а не качеством российского высшего образования», — подчеркнул он.
Евгений Аничкин остановился на перспективах развития высшего образования в свере ключевых тезисов послания президента Владимира Путина.
1. Магистратуру как уровень образования ожидает определенное переформатирование. Во-первых, доступ в магистратуру на конкурсной основе будет открыт не только выпускникам бакалавриата (как есть сегодня), но и выпускникам специалитета. То есть возможности углубленной профессиональной подготовки будут предоставлены на равных, на бюджетной основе как выпускникам бакалавриата, так и выпускникам специалитета.2. Заявленное развитие специалитета повлечет за собой не только значительное увеличение числа специальностей и увеличение контрольных цифр приема по программам специалитета, но и содержательную модернизацию соответствующих образовательных программ.
— Поскольку система высшего образования будет трансформироваться в сторону специалитета, значит, она будет акцентирована на высокотехнологичных, наукоемких, инженерных специальностях, по которым объективно не хватает бакалаврской подготовки, которые изначально больше, чем бакалавриат. Именно это позволит обеспечить экономическую и технологическую независимость России, — акцентировал внимание профессор АлтГУ.
Перспективным правовед назвал расширение целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций путем формирования учебных групп, где студенты обучаются по заказу конкретного работодателя, по согласованному с ним учебному плану (так называемый корпоративный заказ). При этом работодатель гарантирует выпускнику трудоустройство по окончании обучения. Такой вектор будет не только способствовать усилению практикоориентированности образования, но и позволит реально повысить уровень трудоустройства выпускников по своей специальности.
Евгений Аничкин назвал необходимым восстановление должной роли социогуманитарного цикла в высшем негуманитарном образовании при сохранении базовых IT-модулей и развитии у студентов предпринимательских компетенций.Важным элементом новой модели российского образования эксперт назвал взаимодействие с университетами-партнерами стран Центральной Азии, Китая, Индии.— Важно усилить рамочность образовательных стандартов нового специалитета, придав большую самостоятельность вузам в построении образовательных траекторий через расширение вузовской компоненты в образовательном контенте (увеличение количества ЗЕТ на вузовскую компоненту), — подчеркнул профессор АлтГУ. — Это позволит учитывать специфику региона, трансформацию состояния экономики и реальные потребности рынка труда.
С полной версией выступления Евгения Аничкина в Алтайском краевом Законодательном собрании можно ознакомиться на сайте «За науку».